Цель:
Рассмотреть творчество Михаила Юрьевича Лермонтова в контексте современного понимания, выяснить, в чем же непреходящее значение его поэзии.
Изучение литературы по данной теме, чтобы рассмотреть полярные точки зрения на творчество М.Ю.Лермонтова.
Проанализировать стихи поэта по теме.
Сопоставить две разные книги по творчеству поэта.
Задачи:
БОГОБО́РЧЕСКИЕ МОТИ́ВЫ в творчестве Л., парадоксально, но закономерно сосуществующие с религиозными мотивами, отражают напряженные искания поэта, стремившегося «через мышления и годы» постичь и уяснить связь индивидуального бытия с судьбами человечества и законами мироздания. Бунт Л. против бога основан на неприятии коренных, неколебимых законов мироздания — отсюда сила и мощь его богоборч. настроений. Б. м. поэта зачастую отождествляют с антиклерик. мотивами. Различать их (несмотря на связь между ними) методологически необходимо. Их отождествление ведет к вульгаризации и упрощению филос. позиции Л. Антиклерик. мотивы, воплотившиеся в емком, ключевом лермонт. образе монастыря-тюрьмы («Исповедь», «Вадим», «Боярин Орша», «Мцыри»), связаны в первую очередь с социально-политич. аспектами творчества Л.
«Тяжба поэта с богом» (Вл. С. Соловьев) в поэтич. сознании Л. могла иметь отправной точкой легенду о единоборстве Иакова с богом: «... Я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя» (Бытие, гл. 32, 30), а также Б. м. в лит. традиции нового времени (М. Монтень, Дж. Байрон и др.). Богоборчество, как оно осознается поэтом, — поединок равных: «Всесильный» властен над земным жребием поэта и других людей, но «душа», живая и вопрошающая, сопротивляется и остается непримиренной. В напряженности личного самосознания, уравнивающего человеческое «Я» с божеств. промыслом, — отличие лермонт. богоборчества от его возможных библ. прообразов. Непримиримость богоборч. настроений в творчестве Л. могла быть порождена лишь сознанием человека нового времени, мучительно ищущего своего пути в трагич. лабиринте истории человечества.
Наиболее открыто и ясно выявлены особенности «великого спора» поэта с богом в его раннем творчестве: «Я не для ангелов и рая / Всесильным богом сотворен, / Но для чего живу, страдая, / Про это больше знает он». Казалось бы, налицо — признание божеств. всеведения (ср. «Он знает, и ему лишь можно знать, / Как нежно, пламенно любил я»), но это всеведение, по мысли Л., неравнозначно справедливости или даже целесообразности бытия. Отсюда — осмысление отчужденности и одиночества поэта как своего рода платы за духовную независимость: «Я меж людей беспечный странник / Для мира и небес чужой». Даже в тех стихах, где Л. проникается молитв. настроениями и стремится оправдаться перед богом, он одновременно вопрошает и обвиняет его, видит залог примирения с «миром» и «небесами» в условиях, заведомо немыслимых и неприемлемых для себя: «От страшной жажды песнопенья / Пускай, творец, освобожусь, / Тогда на тесный путь спасенья / К тебе я снова обращусь» — «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»).
Не обвиняй меня, всесильный,И не карай меня, молю,За то, что мрак земли могильныйС ее страстями я люблю;За то, что редко в душу входитЖивых речей твоих струя;За то, что в заблужденье бродитМой ум далеко от тебя;За то, что лава вдохновеньяКлокочет на груди моей;За то, что дикие волненьяМрачат стекло моих очей;За то, что мир земной мне тесен,К тебе ж проникнуть я боюсь,И часто звуком грешных песенЯ, боже, не тебе молюсь.Но угаси сей чудный пламень,Всесожигающий костер,Преобрати мне сердце в камень,Останови голодный взор;От страшной жажды песнопеньяПускай, творец, освобожусь,Тогда на тесный путь спасеньяК тебе я снова обращусь.
Михаил ЛермонтовМолитва
Михаил ЛермонтовМонолог
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы,Талант и пылкая любовь свободы,Когда мы их употребить не можем.Мы, дети севера, как здешние растенья,Цветем недолго, быстро увядаем...Как солнце зимнее на сером небосклоне,Так пасмурна жизнь наша. Так недолгоЕе однообразное теченье...И душно кажется на родине,И сердцу тяжко, и душа тоскует...Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,Средь бурь пустых томится юность наша,И быстро злобы яд ее мрачит,И нам горька остылой жизни чаша;И уж ничто души не веселит.написано в 1829 году
С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,Из городов бежал я нищий,И вот в пустыне я живу,Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,Мне тварь покорна там земная;И звезды слушают меня,Лучами радостно играя.
Когда же через шумный градЯ пробираюсь торопливо,То старцы детям говорятС улыбкою самолюбивой:
"Смотрите: вот пример для вас!Он горд был, не ужился с нами:Глупец, хотел уверить нас,Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:Как он угрюм, и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден,Как презирают все его!»
Михаил ЛермонтовПророк
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел;И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов;О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез,И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живойИ долго на свете томилась она, Желанием чудным полна;И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Михаил ЛермонтовАнгел
А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями.В аллею темную вхожу я; сквозь кустыГлядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою:Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданьеС глазами, полными лазурного огня,С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива понынеПод бурей тягостных сомнений и страстей,Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью,О, как мне хочется смутить веселость их,И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..написано в 1840 году
Михаил Лермонтов Как часто, пестрою толпою окружен
Как часто, пестрою толпою окружен,Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски,При диком шопоте затверженных речей,Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моихС небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, — Наружно погружась в их блеск и суету,Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мнеЗабыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;И вижу я себя ребенком; и кругомРодные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен,Все, в чем есть искра жизни, в нем живет, Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает И от одной стены к другойДалекий путь, который измеряет Жилец не взором, но душой,
Есть чувство правды в сердце человека, Святое вечности зерно:Пространство без границ, теченье века Объемлет в краткий миг оно.
И всемогущим мой прекрасный дом Для чувства этого построен,И осужден страдать я долго в нём И в нём лишь буду я спокоен.
Михаил ЛермонтовМой дом
И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды...Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно...Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка...
Михаил ЛермонтовИ скучно и грустно…
22
Так жизнь скучна, когда боренья нет.В минувшее проникнув, различитьВ ней мало дел мы можем, в цвете летОна души не будет веселить.Мне нужно действовать, я каждый деньБессмертным сделать бы желал, как теньВеликого героя, и понятьЯ не могу, что значит отдыхать.
Михаил Лермонтов 1831-го ИЮНЯ 11 ДНЯ
Я, Матерь Божия, ныне с молитвоюПред Твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью иль покаянием,Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в свете безродного,Но я вручить хочу деву невиннуюТеплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастьем счастья достойную,Дай ей спутников полных внимания,Молодость светлую, старость спокойную,Сердцу незлобному мир упования.Срок ли приблизится часу прощальному,В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела – душу прекрасную.
Михаил ЛермонтовК Божией Матери
В минуту жизни трудную,Теснится ль в сердце грусть,Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.
Есть сила благодатнаяВ созвучьи слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,Сомненье далеко —И верится, и плачется,И так легко, легко…
1839
Михаил ЛермонтовМолитва
Заключение
Изучая стихи М. Ю. Лермонтова, я больше узнала о личности поэта, о его переживаниях, размышлениях о жизни, о взаимоотношениях поэта с обществом и о его религиозности, прочитала книги о нем.
Список литературы:
"Лермонтовская энциклопедия" М. 1981 г.
Игумен Нестеров (Кумыш) "Тайна Лермонтова С-П 2012 г.
М. Ю. Лермонтов "Сочинения" т. 1 М. 1988 г.
1831-го года Июня
Ангел
Выхожу один я на дорогу.
И скучно, и грустно.
Как часто пестрою толпою окружен...
Молитва. «В минуту жизни трудную…»
Молитва. « Не обижай меня, всесильный...»
Молитва «Я матерь божия...»
Монолог.
Поэт
Пророк.
Смерть поэта
Тучи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.