Хроника блокадного Ленинграда
Оценка 5

Хроника блокадного Ленинграда

Оценка 5
doc
08.10.2021
Хроника блокадного Ленинграда
Хроника блокадного города.doc

Хроника блокадного города

 

8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость). С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Но город был готов к обороне. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления.

Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть. В конце концов, враг остановился в 4−7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

На протяжении всей блокады придавалось огромное значение эвакуации жителей города. Первые поезда с эвакуированными людьми покинули Ленинград уже 29 июня, через неделю после начала войны.

Были также вывезены 86 крупных оборонных заводов.

Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Во время блокады не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 гг. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.

Городу не хватало электроэнергии. Бельё постирать было негде: водопровод не действовал, бани не работали. Воду же, с большим трудом добытую в прорубях рек и каналов, расходовали чрезвычайно экономно. Не работала канализация, дворы и лестницы были загрязнены нечистотами. Всё это на фоне отчаянного голода, постоянных бомбёжек, артобстрелов.

В этих условиях люди гибли и болели страшно.

К весне 1942 года тифозная вошь представляла, пожалуй, не меньшую опасность, чем вражеские войска.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно в сентябре, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера будет действовать вплоть до середины 1944 года). При сохранении «чёрного рынка» официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам прекратилась.

В начале сентября (2 сентября) 1941 года прошло первое снижение норм продажи хлеба. Рабочие и инженерно-технические работники стали получать 600 г вместо 800. Служащим – вместо 600 полагалось 400 г, иждивенцам и детям до 12 лет вместо 400 по 300 г.

Чтобы растянуть ничтожные запасы муки предложено примешивать к ней 12 % солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 % размолотых жмыхов и 1,5 % отрубей

Смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Наличие основных пищевых товаров на 12 сентября составляло: хлебное зерно и мука на 35 суток

  • Крупа и макароны на 30 суток
  • Мясо и мясопродукты на 33 суток
  • Жиры на 45 суток
  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток

12 сентября 1941 года – второе снижение продовольственных норм. Рабочие отныне получают по 500 г хлеба в день, служащие и дети до 12 лет – по 300 г, иждивенцы – по 250 г.

В октябре-ноябре особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары. Особое внимание уделялось уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась. Так, в частности, в сентябре удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Огонь полыхал около 5 часов. Сгорело 3.000 тонн муки и 2.500 тонн сахара. Большая часть расплавленного сахара была переработана на патоку, использована для приготовления кондитерских изделий. Наученные этим горьким уроком, городские власти стали уделять особое внимание маскировке продовольственных запасов, которые теперь хранились только небольшими партиями. Итак, голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения.

На улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия.

1 октября 1941 года произведено третье снижение продовольственных норм. Хлеба рабочие и инженерно-технические работники будут получать по 400 г в день, служащие, иждивенцы и дети – по 200 г. На основных предприятиях не осталось ГСМ. Кончился и уголь. Остаток дров таков, что в мирное время Ленинграду хватало на 2 недели.

К 20 октября 1941 года в Ленинграде полностью иссякли запасы ячменной муки, добавлявшейся в качестве примеси к ржаной муке. Теперь хлеб в Ленинграде начали выпекать с добавлением  ещё и муки из затхлого зерна. Общее количество примесей в хлебе составляло теперь 37 %

В ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале того 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте — более тысячи.

Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

К 1 ноября потребление муки сократилось более чем вдвое. Экономия достигается не только за счёт снижения норм, но и за счёт увеличения различных примесей, в т.ч. хлопкового жмыха. В своё время он предназначался для пароходных топок.

7 ноября 1941 года по крайне урезанным нормам муки в Ленинграде осталось на 8 дней, крупы – на 9 дней.

8 ноября 1941 пал Тихвин. С 8 ноября суточный хлебный паёк каждого военнослужащего урезан на 200 г.

13 ноября 1941 уже в 4-й раз снижены нормы выдачи хлеба. По рабочей карточке с 13 ноября выдаётся 300 г хлеба в день, по карточкам остальных категорий – 150 г. В муку стали добавлять не менее 25 % целлюлозы-клетчатки, получаемой при специальной обработке древесины.

15 ноября 1941 года  на Ладожском озере полностью прекратилась навигация. Прекратилась и доставка грузов в Ленинград.

Ледовая дорога только создавалась, а запас продуктов в Ленинграде, и без того скудный, быстро таял.

Поэтому всё ещё немалую нагрузку несла гражданская авиация.

Чтобы увеличить загрузку самолётов продуктами, командир группы Кузнецов предложил снять с них обогреватели, запасные части, инструменты, скамьи. Авиаторы стали до минимума сокращать запасы горючего в баках. Они же предложили заменить деревянную тару, в которую упаковывали продукты, бумагой, фанерой, мешковиной.

И всё-таки нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 грамм
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 грамм
  • Войскам первой линии — 500 грамм

При этом до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

К 20 ноября санный обоз конно-транспортного полка из 350 упряжек отправился к восточному берегу Ладожского озера за мукой. Местами лёд был ещё хрупким, и потому о полной загрузке подвод не могло быть и речи.

Вечером 21 ноября 1941 года 10 автомашин, выйдя на лёд, направились к восточному берегу. Это была разведывательная колонна. Спустя некоторое время на лёд вышла вторая пятёрка грузовиков.

22 ноября 1941 года уже в сумерках, на лёд сошли 60 автомашин с санями на прицепах. Колонна ленинградских автомобилистов шла в Кобону за хлебом.

23 ноября 1941 года автоколонны двинулись в обратный путь. Машины везли мешки с ржаной мукой. Лёд ещё не окреп, поэтому приходилось грузить каждую полуторку не более 5-6 мешков и столько же на каждый санный прицеп.

Ледовая дорога действовала, но она ещё не могла даже в минимальной степени удовлетворить потребности осаждённого города.

27 ноября 1941 года предложено в течение 3 дней провести поголовную выбраковку лошадей, принадлежащих предприятиям и организациям Ленинграда. Выбракованные лошади, а также все свиньи и рогатый скот должны быть сданы предприятиями и организациями мясокомбинату. Пригородным совхозам предложено в течение двух суток выбраковать и сдать на мясокомбинат рогатый скот. Туда же должен добавляться скот, пострадавший от артобстрела или бомбардировки.

В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15% от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных).

Зима 1941-1942 г.г. была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность.

В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

1 декабря 1941 года по ледовой дороге со дня начала её работы доставлено в Ленинград всего лишь 800 тонн муки. Даже при голодной норме это не обеспечивает двухдневной потребности города.

С этого дня Ленгорисполком ввёл обязательное прикрепление продовольственных карточек к определённым магазинам. Цель – упорядочить работу магазинов и ликвидировать очереди.

23 декабря 1941 года в постановлении Ленгорисполкома «Об организации детских новогодних ёлок», принятое 23 декабря, включен пункт о том, что маленьких участников этих торжеств разрешается кормить обедами «без вырезки талонов из продовольственных карточек».

25 декабря 1941 года – освобождение Волховского района.

25 декабря 1941 года повышены хлебные нормы! Рабочим прибавили по 100 граммов, отныне они получают по 350 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям не по 125 граммов, а по 200.

26 декабря 1941 года продовольствия в Ленинград было доставлено почти 1170 тонн.

За 27-28 декабря разбито 13 машин.

Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Примеси в выдаваемом хлебе составили уже 60%, а выработка электроэнергии сократилась до 4% от довоенного уровня. В январе наступили самые сильные морозы: в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения − настоящим подвигом.

Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

На 1 января 1942 года в Ленинграде оставалось муки, которой даже при голодном пайке могло хватить только на 2 дня; крупы должно было хватить на 4 дня: мяса и мясопродуктов, которыми располагал Ленинград на 1 января, можно было растянуть на 9 дней… С этого дня на Кировском заводе запрещено применение льняного масла для шлифовальных работ. Все его запасы переданы столовым, а шлифовка производится заменителем.

Сказываля и недостаток горючего на Ладоге. 1 января 1942 года простояли 50 автомашин, 2 января только 59 машин вышли в рейс

19 января 1942 года принято решение о создании 30 столовых для ленинградских школьников. В этих столовых будут питаться 30.000 детей в возрасте от 8 до 12 лет.

24 января 1942 года – самое значительное событие – прибавка хлеба: рабочие и инженерно-технические работники – по 400; служащие – по 300; иждивенцы и дети – по 250 граммов в сутки.

С 31 января 1942 года в счёт норм истекшего месяца продаются крупа, мясо, сахар.

5 февраля 1942 года горком партии принял постановление о создании в пригородах подсобных хозяйств для снабжения Ленинграда овощами, картофелем, ягодами и другими сельскохозяйственными продуктами. Земли под огороды отводятся и внутри города. Посадка овощей и картофеля будет производиться на пустырях, в парках, в садах, на свободных площадках между зданиями.

Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля. 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 − для служащих, 300 − для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Рабочим и инженерно-техническим работникам в счёт месячных норм отпускается по 500 граммов крупы, служащим – по 375, детям – по 300, иждивенцам – по 250. Дистрофия продолжает косить людей. Но главное − снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо − мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

27 февраля 1942 года на заседании завкома «Севкабеля» обсуждался вопрос о налаживании на заводе производства витамина С из хвои. Борьба с цингой не терпела отлагательств. Началась продажа клюквы по февральским продовольственным карточкам.

Далее следовало ликвидировать условия возникновения и распространения в городе инфекций. Здесь определяющее значение имела генеральная очистка города. В ней участвовало всё население, способное двигаться. В первый день, 27 марта 1942 года, за работу взялись 143 000 ленинградцев, на следующий день – на 100 000 больше. Ломами и лопатами ослабевшие после блокадной зимы люди кололи лёд, сгребали снег, свозили его на фанерных волокушах к рекам и каналам. Освобождались от снега и нечистот улицы, площади, парки, дворы, домовые лестницы, квартиры.

Весной 1942 г., в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Произошло радикальное снижение смертности, не в последнюю очередь из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов.

С 1 марта 1942 года первые блюда в столовых Ленинграда отпускаются без вырезки талонов на жиры.

А на Ладоге началось потепление.

9 апреля 1942 года вода по всем дорогам. Грузовики как бы вплавь продолжают двигаться по залитому водой льду Ладоги.

11 апреля 1942 года во второй половине дня имелось 4 провала машин.

19 апреля 1942 года из-за плохого состояния льда на Ладоге движение автобусов пришлось прекратить. С трассы сняты автоцистерны. Уже застряло 50 машин.

19 апреля 1942 года по мере таяния снега усложнилась проблема перевозок и в городе. Зимой недостаток машин восполнялся детскими санками. Поэтому принято решение выпустить 5 200 ручных тележек.

21 апреля 1942 года формально ледовая дорога прекратила своё существование. Но жизнь на Ладоге не замерла. Дорожники перешли на гужевой транспорт. В Ленинграде организованы столовые, в которых больные дистрофией первой и второй степени будут получать усиленное питание (больные третьей степени госпитализируются). Теперь продовольственные карточки отоваривались полностью.

23 апреля 1942 года в Ленинград был отправлен последний груз – 64 тонны лука. 5 км от восточного берега Ладоги везли его на машинах, затем перегрузили на повозки. Когда до конца пути оставалось не более километра, пришлось отказаться и от гужевого транспорта. Лук, этот последний дар ледовой дороги, люди несли на плечах.

24 апреля 1942 года ледовая трасса, действовавшая 152 дня, прекратила своё существование.

В апреле 1942 года смертность в Ленинграде оставалась высокой, хотя город уже нельзя назвать голодным. Сказывались последствия зимнего голода. Дистрофия продолжала своё скорбное дело.

16 мая 1942 года началась продажа спичек – по 2 коробки на каждого рабочего и служащего и по 1 коробке на иждивенца. Всем жителям продано по полкуска туалетного мыла и по 400 граммов соли.

28 мая 1942 года  принято решение о сокращении числа магазинов. Это связано с тем, что значительно сократилось население города.

6 июня 1942 года в связи с резким сокращением населения 8 хлебозаводов законсервированы.

К лету 1942 года руководство нацистской Германии приняло решение в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города.

18 июня 1942 года в Ленинград стало поступать горючее по трубопроводу, проложенному по дну Ладожского озера.

7 августа 1942 года на заседании Военного совета принято решение о прокладке по дну Ладожского озера электрокабеля, по которому электроэнергия с Волховской ГЭС передавалась в Ленинград.

18 августа 1942 года детям  сверх установленных норм выдано по 5 яиц.

4 ноября 1942 года ладожским штормом выбросило на берег 14 барж и паром. С другого парома сорвано 5 железнодорожных вагонов. Затонула баржа с боеприпасами.

Только 20 декабря 1942 года по Ладоге пошли первые подводы с грузом.

24 декабря 1942 года по Ладоге прошло 120 машин. Но доставили они на западный берег всего 123 тонны груза. Пока лёд на Ладоге не окреп, приходится ехать с недогрузом. Но в Ленинграде созданы значительные запасы продовольствия. Да и само население обеспечило себя овощами, которых хватит до нового урожая.

25 декабря 1942 года на дороге работали в этот  день 185 машин.

26 декабря 1942 года на Ладоге работали 297 машин.

6 января 1943 года закончились водные перевозки по Ладожскому озеру; из Новой Ладоги ушла последняя баржа.

7 января 1943 года по Ладожскому озеру прошёл последний караван судов. Предполагалось, что навигация прекратится в начале декабря 1942 года. Но она продолжалась. С 20 декабря по 7 января на Ладоге действовали два пути – ледовый, по которому двигался автотранспорт, и водный, пробитый во льдах.

13 января 1943 года – сквозь льды озера пробился ещё один корабль ладожской военной флотилии, который доставил груз в Осиновецкий порт. На этом навигация на Ладоге полностью прекратилась. Зато все интенсивнее работала ледовая трасса.

К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской было произведено 3 тонны конфет, хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере».

18 января 1943 года принято решение Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной ветки Поляны-Шлиссельбург. Эту дорогу, которая действовала свыше 15 месяцев, называли «Дорогой победы».

В 1943 г., когда германское командование осознало, что захватить Ленинград ему, скорее всего, не удастся, количество артиллерийских снарядов, упавших на город, увеличилось примерно в 6 раз.

22 февраля 1943 года – уже четвёртый раз с 25 декабря 1941 года повышена норма выдачи хлеба.

В марте 1943 года наряду с железной дорогой продолжала существовать Ладожская трасса.

24 апреля 1943 года самая щедрая продажа продуктов с начала блокады. По апрельским продовольственным карточкам каждый рабочий мог получить в счёт норм уже заканчивающегося месяца 400 граммов пшеничной крупы, 200 граммов свиного сала, 300 граммов кондитерских изделий, 300 граммов риса, 400 граммов свежего мяса. Детям сверх того причиталось ещё по 200 граммов манной крупы и по 200 граммов грецких орехов.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга.

Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили прах погибших после сожжения в печах завода в близлежащие карьеры.

Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда.

Умерших хоронили практически на всех кладбищах города (Волковском, Красненьком и других). За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за все время войны.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Хроника блокадного города 8 сентября солдаты группы «Север» захватили город

Хроника блокадного города 8 сентября солдаты группы «Север» захватили город

Не работала канализация, дворы и лестницы были загрязнены нечистотами

Не работала канализация, дворы и лестницы были загрязнены нечистотами

В октябре-ноябре особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары

В октябре-ноябре особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары

Теперь хлеб в Ленинграде начали выпекать с добавлением ещё и муки из затхлого зерна

Теперь хлеб в Ленинграде начали выпекать с добавлением ещё и муки из затхлого зерна

И всё-таки нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года

И всё-таки нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года

Туда же должен добавляться скот, пострадавший от артобстрела или бомбардировки

Туда же должен добавляться скот, пострадавший от артобстрела или бомбардировки

Ленинград было доставлено почти 1170 тонн

Ленинград было доставлено почти 1170 тонн

Посадка овощей и картофеля будет производиться на пустырях, в парках, в садах, на свободных площадках между зданиями

Посадка овощей и картофеля будет производиться на пустырях, в парках, в садах, на свободных площадках между зданиями

С 1 марта 1942 года первые блюда в столовых

С 1 марта 1942 года первые блюда в столовых

Это связано с тем, что значительно сократилось население города

Это связано с тем, что значительно сократилось население города

Осиновецкий порт. На этом навигация на

Осиновецкий порт. На этом навигация на

Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего

Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021