Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни
Оценка 4.7

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Оценка 4.7
doc
21.03.2024
Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни
Проект Шарипова В.Р..doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лянторский центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

«Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни».

 

 

 

 

 

 

                                                                  Шарипова Венера Ризовна,

                                                                  педагог дополнительного образования

 

 

Сургутский район

2023

 

 

 

 

Содержание

 

1.          Краткая аннотация проекта                                             стр. 3

2.          Актуальность проекта                                                      стр. 3

3.          Цели и задачи проекта                                                      стр. 5      

4.          Основное содержание проекта                                       стр. \6 – 10

5.          Ресурсы                                                                                стр. 13

6.          Партнёры                                                                             стр. 13

7.          Целевая аудитория                                                            стр. 14

8.          План реализации проекта                                                стр. 14 – 20

9.          Ожидаемые результаты проекта                                    стр. 21

10.  Перспективы дальнейшего развития проекта             стр. 22

11.  Литература                                                                          стр. 22

12.  Приложения                                                                        стр. 23 

 

2. Краткая аннотация проекта

Проект «Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни» рассчитан на детей 7-14 лет.

Срок реализации – 2020-2023 годы.

Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса (педагоги-родители-обучающиеся)

Направление реализации проекта – физкультурно-оздоровительное, художественно- эстетическое.

Цель опыта: разработка и реализация условий формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни через занятия художественной гимнастикой.

Данный проект затрагивает вопросы, связанные с культурой здоровья и воспитанием здорового образа жизни обучающихся. Проект направлен на расширение и углубление теоретических знаний   обучающихся и педагогов в области здорового образа жизни, повышение мотивации обучения, двигательной активности и ответственности обучающихся за сохранение и укрепление своего здоровья.

3. Обоснование необходимости проекта

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым». Жан Жак Руссо

За последние годы проблема культуры здоровья изменила роль человека во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, чтобы отвечать современным требованиям и быть готовым к изменяющимся условиям жизни, мало быть образованным, необходимо обладать и высоким уровнем культуры здоровья. В настоящее время одним из основных принципов государственной политики в области образования является принцип культуросообразности, который предполагает приоритет общечеловеческих ценностей жизни, указывает на создание условий по восстановлению культуры здоровья и формированию бережного отношения человека к своему здоровью. Однако, отмечено, что самое резкое отрицательное воздействие на здоровье детей происходит при обучении в 5–8 классах средней школы. Причем у многих детей уже к этому возрасту накапливается до 2–3 патологий.

Возникает такой образ: «Тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время, как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать». Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни способствующего сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим, неотъемлемой частью становится образование в области здоровья человека. В системе физического воспитания очень велико значение гимнастики. Она доступна детям любого возраста, пола и подготовленности. Гимнастика с успехом применяется для лечебных целей, в общей и специальной физической подготовке спортсменов, в физическом воспитании детей, где является исходной, начальной ступенью. Ее элементы используются во многих видах спорта для специальной тренировки гимнастов – поднимание тяжестей, отдельные виды легкой атлетики, фигурное катание. Гимнастика имеет характерные признаки: высокую динамику; частую смену движений с различной амплитудой в сочетании с чередованием наклонов, выпрямления, вращения тела, разведения рук и ног; активное участие тазобедренных суставов и плечевого пояса. Этот диапазон движений требует от нервной системы человека объединения всех двигательных структур. Уникальность гимнастики заключается в неограниченном количестве средств — разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности. Строгая регламентация упражнений - позволяет локально воздействовать практически на любые части тела и органы.

При выполнении одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств, либо задачи эстетического плана, связанные с мотивировкой здорового образа жизни, доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях. Таким образом, методические особенности гимнастики, рассматриваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях использования метода строго регламентированного упражнения, возникшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом и эстетическом воспитании обучающихся.

Особенно велико значение гимнастики, как одного из средств агитации и пропаганды здорового образа жизни и физической культуры. Зрелищность массовых гимнастических упражнений и специальных упражнений спортивной и художественной гимнастики сделала их основным содержанием физкультурных праздников и выступлений.

Формирование мотивов здорового образа жизни на занятиях гимнастикой рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья, как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствие с его индивидуальными возможностями и способностями.

Актуальность настоящего проекта определяется противоречиями между:

-         повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем;

-         высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижным образом жизни подростков;

-         необходимостью формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этой проблемы в современной практике.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни».

Данный проект затрагивает вопросы, связанные с воспитанием здорового образа жизни обучающихся: воспитания культуры здоровья, культуры питания и негативного отношения к вредным привычкам. Основой данного проекта является значимость темы в современном обществе.       

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу по проблеме мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, профилактике и сохранению здоровья детей в объединении.

4. Цели и задачи проекта

Цель опыта состоит в разработке и реализации условий формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни через занятия художественной гимнастикой.

Объект исследования – занятия художественной гимнастикой.

Предмет исследования – педагогические условия формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования определена следующим образом: процесс формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если:

-         будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни;

-         взаимодействие педагога с обучающимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья;

-         будет создан благоприятный психологический климат.

В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

-         изучение специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

-         ознакомление с особенностями здоровья обучающихся, рекомендациями специалистов, индивидуальными психологическими и физиологическими особенностями каждого ребёнка, его интересами, уровнем физической подготовленности;

-         отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с обучающимися и реализация их через организационную и содержательную стороны занятий художественной гимнастикой;

-         осуществление анализа результативности работы посредством составления мониторинга.

Методы:

Теоретический: изучение психолого-педагогической литературы; содействие распространению идей и социальных образцов здорового образа жизни; изучение и обобщение опыта работы по данной проблеме педагогов-новаторов; систематизация и классификация.

Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Обработка полученных данных.

5. Основное содержание проекта

Содержательной формой представления инновационного опыта является проект, в котором пошагово описываются все этапы работы с обучающимися в объединении «Художественная гимнастика» по развитию у них мотивации здорового образа жизни и осознанному отношению к своему здоровью. Данная форма инновационного педагогического опыта соответствует общепедагогическим требованиям. Проект ориентирован на обучающихся 7-14 лет, срок реализации - 3 года и предполагает методическую и физическую подготовку детей и подростков в здоровьесбережении.

Актуальность данного проекта в том, что занятие художественной гимнастикой -    это профилактика различных заболеваний: гипертонии, вегетативной дистонии. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. Выполнение различных простейших гимнастических упражнений в висах, упорах, подъемов, переворотов с использованием маха и силы, спадов и опусканий, преодоление препятствий прыжком, с использованием дополнительной опоры, неопорных и опорных прыжков оказывает неоценимую пользу для развития жизненно важных физиче­ских качеств. Художественная гимнастика способствует не только оздоровлению, улучшению физической подготовленности, выработке навыков координации, формированию эстетического вкуса, но и воспитанию культуры здоровья, выявляет стремление к мастерству, дисциплину, энергию, выносливость.  Реализация проекта решает следующие задачи: укрепление здоровья, формирование растущего организма, физическое развитие - гибкость, пластика, красота движений, развитие потребности в здоровом образе жизни.

Данный проект позволяет обучающимся:

узнать:

- о влиянии занятий художественной гимнастикой на рост и физическое развитие занимающихся;

- комплексы общеразвивающих и специальных физических упражнений;

- основы личной гигиены, режим дня, упражнения, способствующие формированию правильной осанки, современные тенденции в художественной гимнастике, основы здорового образа жизни.

научиться:

- выполнять сложные упражнения классификационной и показательных программ;

- самостоятельно моделировать произвольные композиции с предметом и без предмета; выполнять упражнения классификационной программы первого юношеского разряда;

- осознанно выполнять элементарные правила здоровьесбережения.

обладать:

- трудолюбием, стремлением к достижению поставленной цели, волевыми качествами, упорством, терпением, целеустремленностью, иметь спортивный характер.

В процессе реализации программы применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

-                  метод регламентированного упражнения;

-                  игровой метод;

-                  соревновательный метод;

-                  словесный и сенсорный методы.

Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств.

Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности и позволяет развивать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность и инициативность.

Соревновательный метод используется для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях и в самостоятельном виде в качестве спортивных соревнований.

Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря словесному методу можно сообщать необходимые знания, активизировать и углублять восприятие, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В процессе реализации проекта у обучающихся формируется полноценное понимание основ здорового образа жизни, совершенствуются двигательные способности, укрепляется здоровье, развиваются творческие способности.

Проект носит завершенный, самостоятельный характер и легко адаптируется в учебный процесс дополнительного образования обучающихся.

С целью логичного и последовательного построения материала данного инновационного опыта изучалась методическая литература по изучаемой проблеме. Забота о здоровье детей находится в центре внимания многих ученых и практиков. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.А. Сухомлинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предлагается в контексте физического воспитания следующими авторами: Л.П. Греевым, А.П. Матвеевым, С.Б. Мельниковым; гигиенического воспитания - Г.Н. Сердюковской, И.И. Соковня-Семеновой и др.; нравственного воспитания - О.С. Богдановой, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламовым и др.

В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.), а также в контексте педагогической валеологии (Г.К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Б.М. Чумаков и др.).

Однако, ни в одном из представленных источников не были раскрыты методы воспитания культуры здоровья в рамках занятий художественной гимнастикой. 

 

Этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный этап (2020 г. – 2021 г.) На данном этапе реализации проекта изучается и анализируется специальная психолого-педагогическая литература и современные образовательные технологии по проблеме формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни; происходит ознакомление с особенностями здоровья обучающихся, рекомендациями специалистов; изучаются индивидуальные психологические и физиологические особенности каждого ребёнка; определяются методологические аспекты (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза); проводится анкетирование обучающихся, родителей; уточняется терминологический аппарат, производится отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с обучающимися; разрабатываются методические и дидактические материалы; определяются организационные основы реализации опыта.

На данном этапе проводится мониторинг по разным направлениям:

-         "Иерархия жизненных ценностей" по методике Г.В. Резапкиной, старшего научного сотрудника Центра практической психологии образования Академии социального управления (приложение 1).

-         «Мое здоровье» по методике Леонтьевой Е.Н . (приложение 2).

-         Педагогическое тестирование «Вы­явление уровня развития психомоторных способностей и ведущих двигательных качеств обучающихся» по методике В.И. Лях (приложение 3).

-         Мотивация к здоровому образу жизни.

Наше исследование показало, что для успешного решения проблемы сохранения здоровья и мотивации здорового образа жизни должны быть соблюдены определенные педагогические условия. К ним мы относим следующие:

-         Обогащение кругозора детей в вопросах здорового образа жизни.

-         Формирование потребности здорового образа жизни, стремление к самообразованию в области здорового образа жизни.

-         Создание благоприятного психологического климата для совместной познавательной и практической деятельности.

На наш взгляд, реализация названных условий позволит повысить эффективность формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.

Исходя из результатов всех видов мониторинга откорректирована образовательная программа «Художественная гимнастика», в которой определены основные направления работы с обучающимися, произведено насыщение содержания материала программы современными знаниями в области проблем здорового образа жизни, занимательной информацией, историческими справками, материалом, имеющим профессиональную направленность; разработана методика содержания и объема проведения учебных занятий.

Основной этап – этап апробации (2021 г. – 2023 г.) Содержательный аспект проекта опирается на главные целевые направления – физкультурно-оздоровительное и художественно-эстетические. Овладевая техническими приемами выполнения упражнений, обучающиеся совершенствуют свои двигательные способности, укрепляют здоровье, развивают творческие способности, познают сущность здорового образа жизни. Процесс формирования мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни в рамках реализации проекта является органичным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера обучающихся, внешним фактором выступает образовательный процесс. Таким образом, реализация проекта направлена не только на изменение содержания учебных заданий, но и на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно–волевой работы по переосмыслению обучающимися отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.

Реализация данного этапа проекта осуществляется в объединении «Художественная гимнастика» и предусматривает два года обучения:

Первый 2011-2012 год - ориентационный, в процессе которого у обучающихся, наряду с умениями выполнять   комбинации различных упражнений   без   предмета и с предметом в определенном ритме и темпе, формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

Цель первого года – сформировать у обучающегося основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других обучающихся. Для реализации цели используются следующие методы и средства:

-                    насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни («ЗОЖ – сущность, современные подходы», «Здоровьесберегающие технологии в образовании»» и др.), занимательной информацией, историческими справками;

-                    включение материала, имеющего профессиональную направленность («Моя будущая профессия и здоровье», «Карьера и здоровье»);

-                    создание ситуаций самоанализа (оценка своего здоровья по отдельным показателям, составление собственного «Паспорта здоровья»);

-                    использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, дискуссий («Здоровый образ жизни – хобби или необходимость?», «Мой образ жизни, здоровый ли он?»).

Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Второй год - становление, в ходе которого формируется потребность в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется, как формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области здорового образа жизни, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Цель и задачи этапа достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; создания ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиций здорового образа жизни («Точка зрения», «Передача эмоций» и др). Эффективность обучения достигается оптимальным подбором методов, приемов и средств обучения. Наряду с методами активного обучения, применяется наглядность, направленная на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы). Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) реализации цели и задач использования конкретного средства на конкретном занятии;

б) структурной взаимосвязи данного средства и метода с основным содержанием занятия;

в) контроля и самоконтроля в выполнении правил здоровьесбережения.

Третий этап - рефлексивно-оценочныйэтап обобщения, анализа реализации и коррекции проекта (сентябрь 2023 –декабрь 2023гг). На данном этапе происходит обобщение результатов работы, анализ эффективности, мониторинг успешности реализации проекта. Проводится повторная диагностика:

-         "Иерархия жизненных ценностей" по методике Г.В. Резапкиной (приложение 5);

-         «Мое здоровье» по методике Леонтьевой Е.Н. (приложение 6);

-         Педагогическое контрольное тестирование на вы­явление уровня развития психомоторных способностей и ведущих двигательных качеств обучающихся по методике В.И. Лях и др. (приложение 7)

Считаем, что в результате проведенных мероприятий повысился уровень мотивации здорового образа жизни обучающихся объединения «Художественная гимнастика». Повысилась эффективность работы по физическому воспитанию средствами художественной гимнастики.

Реализация проекта «Занятия художественной гимнастикой, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни» - это целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья, как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствие с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс в объединении строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья, а также, на следующих принципах:

Принцип активности – предполагает в обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип доступности и индивидуализации. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности.

Принцип непрерывности - выражает закономерности построения педагогики оздоровления, как целостного процесса.

Принцип оздоровительной направленности - решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип формирования ответственности у обучающихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать обучающихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Формированию положительной мотивации к процессу обучения, в целом, способствуют ситуация успеха, снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым, реализует основы здоровьесберегающих технологий.

На занятиях особое внимание уделяется организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования дают исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых в том, что ребенок должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование, при этом обучающийся не сравнивается с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивается с самим собой: «я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня».

6. Ресурсы проекта

1) Учебно -  методические: дополнительная образовательная программа «Художественная гимнастика», учебный план.

2) Медиаресурсы: интернет, программное обеспечение Microsoft Office Word, Microsoft Office, Power Point, видеофильмы.

3) Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия: «Здоровье и его основные характеристики», «Закаливание организма», «Значение физической культуры для подростков», «Рациональное питание», «Профилактика инфекционный заболеваний», «Режим труда и отдыха», «Репродуктивное здоровье подростков», «Смена климатографических факторов» карточки-задания.

4) Кадровые: педагоги дополнительного образования, методисты, администрация МБОУ ДОД «Лянторский ЦДТ».

 

 

7. Партнёры

Внутренние: участники образовательного процесса – педагоги центра детского творчества (методическая служба, методическое объединение педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности), обучающиеся, родители.

Внешние: педагоги районного методического объединения хореографии, педагоги центров дополнительного образования и учителя физкультуры г. Лянтор, Сургутского района.

8. Целевая аудитория

Проект адресован руководящим работникам и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на формирование мотивации здорового образа жизни.

Адресат проекта – субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся и их родители).

9. План реализации проекта

Данный проект предполагает реализацию таких форм и методов обучения и воспитания, как: занятие, классные часы, соревнования, спортивные мероприятия, познавательные игры.

Методы: беседа, дискуссия, пример, поощрение, убеждение (самоубеждение); внушение (самовнушение); игровые методы; метод саморегулирования; метод соревнования; метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.)

Исходя из актуальности поставленной проблемы и определения условий для её решения, составлен план формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни на занятиях художественной гимнастики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План реализации проекта

2020-2023гг

Направление деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Организационно-подготовительный этап (2020 г. – 2021 г)

I

Пополнение научно-методической базы по вопросам здорового образа жизни

1.1. Накопление литературы по проблеме культуры здоровья

Изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни

2020-2021 гг

1.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения мотивации к здоровому образу жизни обучающихся

Изучение опыта педагогов, работающих по здоровьезберегающим технологиям

 

2020-2021 гг

1.3. Разработка практических рекомендаций для родителей по воспитанию культуры здоровья у детей.

Разработка комплекса мер по повышению компетентности родителей в вопросах ЗОЖ и вовлечение их в совместную деятельность.

2020-2021 гг

1.4. Формирование практических навыков взаимодействия с ребенком в совместной деятельности

Разработка классных часов, внеклассных мероприятий по формированию мотивации здорового образа жизни

 

2020-2023 гг

II

Система выявления мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся

2.1. Выявление мнения родителей о склонностях и особенностях личностного развития ребенка

Диагностика «Я и мой ребёнок»

 

2020-2021 гг

2.2. Наблюдение и оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка

Мониторинги:

- «Мое здоровье» по методике Леонтьевой Е.Н.

- «Иерархия жизненных ценностей" по методике Г.В. Резапкиной.

2020-2021 гг

2.3. Диагностика с целью выявления уровня физической подготовленности обучающихся

Педагогическое тестирование на вы­явление уровня развития психомоторных способностей и ведущих двигательных качеств обучающихся (В.И. Лях и др.)

2020-2021 гг

Основной этап – этап апробации (2021 г. – 2023 г.)

III

Проведение системы мероприятий для развития мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся

3.1.Ознакомление обучающихся с особенностями физиологического развития в данном возрасте.

 

Тест: «Узнай свою гибкость», «Диагностика синдрома гипермобильности суставов» (О.А.Иванова кандидат педагогических наук).

Тест «Определение ловкости, силовых способностей, скоростно-силовых способностей» (С.М. Чечельницкая и др.)

Тест «Функциональная тест –проба. 20 приседаний» (Мартине-Кушелевский)

Составление режима дня школьника, составление комплекса физкультминуток, физпауз (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика).

2021-2022 гг

3.2. Формирование положительной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни. Демонстрация необходимости занятий спортом для здоровьесбережения обучающихся

 

Привлечение к занятию спортом через нетрадиционные формы занятий.

Практикум «Профилактика ОРВИ заболеваний средствами художественной гимнастики»

Анкетирование: «Что такое здоровое питание?», «Спорт и здоровье», «Как ты относишься к уроку физкультуры?» Классные часы: «Здоровый образ жизни», «Экология».

Викторина «Организм человека»

2021-2022 гг

3.4. Привлечение внимания к себе, к собственному здоровью.

 

Знакомство с видами и признаками нарушений осанки (эталоном для подражания может служить осанка спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой).

 

Викторина «Знание своего тела».

Диагностика состояния осанки (визуальный осмотр С.М.Чечельницкая и др.-Ростов н/Д:Феникс, 2009. «Здоровье нации»)

Обеспечение дифференцированного подхода к каждому обучающемуся:

-дозированность;

-индивидуальная форма оценивания;

-создание ситуации успеха;

-чёткая формулировка цели каждого вида деятельности, которая близка и понятна детям.

2021-2022 гг

3.5. Создание условий для формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Повышение эффективности физического воспитания посредством художественной гимнастики. Развитие основных двигательных качеств, воспитание морально-волевых качеств.

 

 

Проектирование обучающимися своей жизнедеятельности, направленной на достижение положительных результатов в вопросах здоровьесбережения:

- построение режима дня с учётом своих особенностей;

- следование разработанным правилам;

- обозначение проблемы, постановка целей;

- выбор средств для решения проблемы;

- реализация средств: включение упражнений в жизнедеятельность обучающихся;

- отслеживание результата.

Классный час «Влияние занятий художественной гимнастикой на здоровье», «Секрет грации спортсменок художественной гимнастики»

2022-2023 гг

3.6. Формирование у обучающихся навыка негативного отношения к вредным привычкам.

 

Проведение классных часов, внеклассных мероприятий по формированию мотивации здорового образа жизни

Классные часы, связанные с понятиями: «Гигиена тела», «Правильное питание», «Семья и здоровье», «Курить? Нет быть здоровым!»

Праздники: «День творчества», «Звездопад», «Папа, мама, я -  спортивная семья», «Веселые старты», «Ярмарка народной игры», «Городская спартакиада», «День здоровья», «Дружим со спортом».

Викторина: «Знаешь ли ты?»

2022-2023 гг

Рефлексивно-оценочный этап (сентябрь 2023 –декабрь 2023).

IV

 

Обобщение, анализ реализации и коррекции проекта

4.1. Обобщение результатов работы,

анализ эффективности, мониторинг успешности реализации проекта.

 

Проведение повторной диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся:

-         "Иерархия жизненных ценностей" по методике Г.В. Резапкиной.

-         «Мое здоровье» по методике Леонтьевой Е.Н.

-         Педагогическое контрольное тестирование на вы­явление уровня развития психомоторных способностей и ведущих двигательных качеств обучающихся (В.И. Лях и др.).

-         Нормативные требования к III, II, I юношеским разрядам по художественной гимнастике (протокол №3 от 16 мая 2001 г. Исполкома ВФХГ).

2023г

4.2.            Обобщение и распространение

педагогического опыта работы по формированию мотивации к здоровому образу жизни.

Изучение опыта педагогов, работающих по здоровьезберегающим технологиям.

Публикация проектов «Сохранение осанки», «Формирование здорового образа жизни в молодежной среде» (2012г.) на сайтах «Открытый класс» (http://www.openclass.ru), Завуч-инфо (http://www.zavuch.info).

Представление опыта работы в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения.

Подготовка для публикации материала «Формирование установок здорового образа жизни в молодежной среде» в научно - методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание».

2023 г

 


X. Ожидаемые результаты

Используя педагогический потенциал здоровьесбережения обучающихся, средствами художественной гимнастики, возможно решить следующие задачи:

-         Расширить и углубить теоретические знания обучающихся и педагогов в области здорового образа жизни.

-         Повысить мотивацию обучения, двигательной активности, здорового образа жизни.

-         Создать методическую копилку инноваций педагогов Центра детского творчества по здоровьезберегающим технологиям.

-         Повысить ответственность обучающихся за сохранение и укрепление своего здоровья.

-         Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся.

В настоящее время здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых детей. Но именно современный педагог личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье. Надеюсь, что мои воспитанницы будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически.

11. Перспективы

Проект «Занятия художественной гимнастикой, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни» вызвал интерес со стороны администрации учреждения, педагогов и родителей. Педагоги считают возможным включение отдельных мероприятий проекта в общеучрежденческий план работы. Работу по развитию мотивации к здоровому образу жизни, профилактике нарушений осанки можно использовать на занятиях всех объединений нашего учреждения.

Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках занятий в объединении, поэтому в дальнейшем планируется расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с обучающимися, а именно: привлечь к работе как можно больше родителей обучающихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школ, педагогами дополнительного образования; организовать с обучающимися старшей возрастной категории научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни.

Проекты «Сохранение осанки», «Формирование здорового образа жизни в молодежной среде» (2022г.) опубликованы на сайтах «Открытый класс» (http://www.openclass.ru), Завуч-инфо (http://www.zavuch.info).

Кроме того, опыт представлен в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения в 2019 - 2023 годах. В настоящее время подготовлен материал «Формирование установок здорового образа жизни в молодежной среде» для публикации в научно - методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание».

Планируется издание материалов эффективного опыта работы, проведение научно-практической конференции на муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием возможностей Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Литература

1.     Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И. Андреев. – Казань, 2000.

2.     Брехман И.И. Валеология - Наука о здоровье. Изд – 2 доп.: - М., «Физкультура и спорт»1990

3.     Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 1995.

4.     Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. – Пермь,2001.

5.     Касаткин, В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 1996.

6.     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.

7.     Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л.,«Знание», 1987

8.     Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, Москва «Просвещение» 2007.

9.     Стальков, Е., Панин, В. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья. – М., 2001.

10. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб, 1997.

11. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников-издание 2009г.

12. Цабыбин С.А. Здоровьезберегающие технологии в образовательном процессе- издательство «Учитель», 2009г

13. Чечельницкая С.М.и др. Нарушение осанки – Ростов н/Д:Феникс, 2009.

14. Лободина Н.В.,Чурилова Т.Н. Здоровьезберегающая деятельность.- изд. 2-е.- Волгоград : Учитель, 2013.- 205с.

15. Баль Л.В., Барканова С.В.- Формирование здорового образа жизни российских подростков. Москва «Владос» 2003г

16. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений- М.: Изд- во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 240 с

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лянторский центр детского творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Лянторский центр детского творчества»

Содержание 1.

Содержание 1.

Обоснование необходимости проекта «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»

Обоснование необходимости проекта «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»

Ее элементы используются во многих видах спорта для специальной тренировки гимнастов – поднимание тяжестей, отдельные виды легкой атлетики, фигурное катание

Ее элементы используются во многих видах спорта для специальной тренировки гимнастов – поднимание тяжестей, отдельные виды легкой атлетики, фигурное катание

Актуальность настоящего проекта определяется противоречиями между: - повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем; - высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения…

Актуальность настоящего проекта определяется противоречиями между: - повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем; - высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения…

Гипотеза исследования определена следующим образом: процесс формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если: - будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов,…

Гипотеза исследования определена следующим образом: процесс формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если: - будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов,…

Обработка полученных данных. 5

Обработка полученных данных. 5

В процессе реализации программы применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: - метод регламентированного упражнения; - игровой метод; - соревновательный…

В процессе реализации программы применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: - метод регламентированного упражнения; - игровой метод; - соревновательный…

В процессе реализации проекта у обучающихся формируется полноценное понимание основ здорового образа жизни, совершенствуются двигательные способности, укрепляется здоровье, развиваются творческие способности

В процессе реализации проекта у обучающихся формируется полноценное понимание основ здорового образа жизни, совершенствуются двигательные способности, укрепляется здоровье, развиваются творческие способности

На данном этапе проводится мониторинг по разным направлениям: - "Иерархия жизненных ценностей" по методике

На данном этапе проводится мониторинг по разным направлениям: - "Иерархия жизненных ценностей" по методике

Исходя из результатов всех видов мониторинга откорректирована образовательная программа «Художественная гимнастика», в которой определены основные направления работы с обучающимися, произведено насыщение содержания материала программы современными…

Исходя из результатов всех видов мониторинга откорректирована образовательная программа «Художественная гимнастика», в которой определены основные направления работы с обучающимися, произведено насыщение содержания материала программы современными…

Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения

Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни

Иерархия жизненных ценностей" по методике

Иерархия жизненных ценностей" по методике

Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать обучающихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не…

Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать обучающихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не…

Партнёры Внутренние : участники образовательного процесса – педагоги центра детского творчества (методическая служба, методическое объединение педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности), обучающиеся, родители

Партнёры Внутренние : участники образовательного процесса – педагоги центра детского творчества (методическая служба, методическое объединение педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности), обучающиеся, родители

План реализации проекта 2020-2023гг №

План реализации проекта 2020-2023гг №

Кушелевский) Составление режима дня школьника, составление комплекса физкультминуток, физпауз (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика)

Кушелевский) Составление режима дня школьника, составление комплекса физкультминуток, физпауз (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика)

План реализации проекта 2020-2023гг №

План реализации проекта 2020-2023гг №

X . Ожидаемые результаты

X . Ожидаемые результаты

Используя педагогический потенциал здоровьесбережения обучающихся, средствами художественной гимнастики, возможно решить следующие задачи:

Используя педагогический потенциал здоровьесбережения обучающихся, средствами художественной гимнастики, возможно решить следующие задачи:

Расширить и углубить теоретические знания обучающихся и педагогов в области здорового образа жизни

Расширить и углубить теоретические знания обучающихся и педагогов в области здорового образа жизни

Повысить мотивацию обучения, двигательной активности, здорового образа жизни

Повысить мотивацию обучения, двигательной активности, здорового образа жизни

Создать методическую копилку инноваций педагогов

Создать методическую копилку инноваций педагогов

Повысить ответственность обучающихся за сохранение и укрепление своего здоровья

Повысить ответственность обучающихся за сохранение и укрепление своего здоровья

В настоящее время здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых детей

В настоящее время здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых детей

Надеюсь, что мои воспитанницы будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически

Надеюсь, что мои воспитанницы будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически

Перспективы Проект «Занятия художественной гимнастикой, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни»

Перспективы Проект «Занятия художественной гимнастикой, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни»

Педагоги считают возможным включение отдельных мероприятий проекта в общеучрежденческий план работы

Педагоги считают возможным включение отдельных мероприятий проекта в общеучрежденческий план работы

развитию мотивации к здоровому образу жизни, профилактике нарушений осанки можно использовать на занятиях всех объединений нашего учреждения.

развитию мотивации к здоровому образу жизни, профилактике нарушений осанки можно использовать на занятиях всех объединений нашего учреждения.

Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках

Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках

занятий в объединении, поэтому в дальнейшем планируется расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с обучающимися, а именно: привлечь к работе как можно больше родителей

занятий в объединении, поэтому в дальнейшем планируется расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с обучающимися, а именно: привлечь к работе как можно больше родителей

обучающихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школ, педагогами дополнительного образования;

обучающихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школ, педагогами дополнительного образования;

организовать с обучающимися старшей возрастной категории научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни.

организовать с обучающимися старшей возрастной категории научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни.

Проекты «Сохранение осанки», «Формирование здорового образа жизни в молодежной среде» (2022г

Проекты «Сохранение осанки», «Формирование здорового образа жизни в молодежной среде» (2022г

Кроме того, опыт представлен в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения в 2019 - 2023 годах

Кроме того, опыт представлен в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения в 2019 - 2023 годах

Дополнительное образование и воспитание»

Дополнительное образование и воспитание»

Планируется издание материалов эффективного опыта работы, проведение научно-практической конференции на муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием возможностей

Планируется издание материалов эффективного опыта работы, проведение научно-практической конференции на муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием возможностей

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

Художественная гимнастика, как средство формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни

12. Литература

12. Литература

Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/

Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/

Брехман И.И. Валеология - Наука о здоровье

Брехман И.И. Валеология - Наука о здоровье

Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей

Зайцев, Г.К. Здоровье школьников и учителей

Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов

Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии

Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах

Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024