Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно - эстетического развития воспитанников «Солнышко» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
СТАТЬЯ.
Тема: Художественно-эстетическое развитие ребенка
в условиях современного образования
Воспитатель: Обувалова Т. Л.
с. Ивановка 2024 - 2025 уч. год
Художественно-эстетическое развитие ребенка
в условиях современного образования
Аннотация.В статье рассматривается проблема художественно-эстетического развития ребенка в условиях современного образования. Автор раскрывает понятие, цели, задачи, способы реализации развития , в процессе которого формируются художественно-эстетическое развитие ребенка в условиях современного образования.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, цель, задачи, условия, процесс.
Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление эстетического отношения к нему; формирование представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора.
Художественно-эстетические качества являются приобретаемыми. В процессе формирования личности происходит привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что приобщение ребенка к миру художественных образов положительно сказывается на развитии мыслительных способностей, активизации побуждений к творческой активности. Дети становятся способными на эмоциональный отклик при прослушивании музыкальных композиций, чтение сказок и стихов.
В современных условиях, идет широкое обсуждение вопросов развития творческой личности в образовательном процессе.
В ходе реформы образования, стало понятно, что проблемы художественно-эстетического развития детей могут быть эффективно решены лишь при условии улучшения качества научно-методической помощи педагогов в ходе образовательного процесса; повышения компетентности педагогов.
Целью художественно-эстетического развития является, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Художественное воспитание это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, в целях формирования художественных чувств и вкуса, любви к искусству, умении понимать его и творить. В свою очередь, эстетическое воспитание шире, оно включает в себя и художественное творчество, и эстетику быта, поведения, труда, отношений.
Данная цель достигается с помощью решения следующих задач: осваивания знаний художественно-эстетической культуры; формирования способностей к художественно-эстетическому творчеству, которые развиваются с помощью эстетического восприятия, чувства, оценкой, вкусом и инымипсихологическими категориями эстетического воспитания.
Приоритетной задачей художественно-эстетического развития принято считать воспитание общей культуры детей, становление ценностных ориентаций, в том числе, развития нравственных и эстетических качеств личности. В детском возрасте появляется интерес к эстетической стороне жизни, способность воплощать художественный замысел.
Художественно-эстетическое развитие подразумевает:
1) формирование основы ценностно-смысловой восприимчивости и понимания произведений искусства и окружающего мира;
2) формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
3) развитие базовых представлений о разнообразных видах искусства;
4) развитие восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;
5) формирование сопереживания персонажам художественных произведений;
6) формирование индивидуальных творческих способностей.
Для художественно-эстетического развития ребенка, необходимо наличие следующих условий: концентрирование эмоционального опыта во всех формах активности; планирование художественной активности; обеспечение возможности выбирать вид творчества; развитие детской непосредственности и фантазии ребенка.
Педагог формирует большие возможности для концентрации сенсорного опыта, развития чувственности ребенка. Концентрирует внимание ребенка на разнообразии и красотеокружающего мира. Для развития у детей чувственной отзывчивости, вызывает у детей групповые переживания эмоций.
В этом процессе, необходимо формировать у воспитанников умение восприниматьскрытую жизнь окружающих их явлений. Требуется внимание к развитию нравственнойотзывчивости, развитию у детей значимых впечатлений. Таким образом, формируетсяоснова для актуализации у детей художественных способностей и вкуса.
В процессе художественно-эстетического развития, следует создавать предпосылки для творческого самовыражения, которые поддерживаютинициативу, стремление импровизировать и созидать.Детей вовлекают в различные виды художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, пантомима, мимика).
Художественно-эстетическое развития ребенка успешно при вовлечении детей в изучение традиций народного творчества. Для этого, детей знакомят с художественными промыслами и народными обрядами (песни, хороводы); учат воспринимать образцы народного творчества в индивидуальной изобразительной, музыкальной, театральной деятельности.
В системе образования художественно- эстетическое развития детей носит долгосрочный характер.
Таким образом, детский возраст выступает самым благоприятным для развития художественно- эстетической культуры, так как, именно в это время преобладают положительные эмоции, рождается определенная чувствительность к языковым и культурным проявлениям, развивается индивидуальная активность, проявляются изменения в творческой деятельности. Художественно- эстетическое развитие ребенка в условиях современного образования служит целям активизации деятельности ребенка, так как, важно научить его не только чувствовать, но и создавать что-то красивое. Приобщение ребенка к культуре имеет воспитательный характер, формирует творческие способности, развивает художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.
Занятия в рамках художественно- эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников.
Например, программа «Удивительные ручки» вводит ребенка в мир творчества, а с помощью конструирования из бумаги дает возможность поверить в себя и свои способности. Программа предусматривает развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, изобразительных, художественно- конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Программа направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму и учебной деятельности.
Список литературы
1. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 410 с.
2. Гришина А. Традиция народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 4. - С. 59-62.
3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). – М.: Мзаика-Синтез, 2019. – 368 с.
4.Комарова Т. «Развитие художественных способностей дошкольников» Изд. «Мозаика», 2019г.
5. Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты». Изд. «Детство-Пресс», 2020г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.