Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, нетрадиционными средствами изодеятельности.

  • doc
  • 15.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.doc

 

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, нетрадиционными средствами изодеятельности.

 

«Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми.»

Алис Миллер

 

Одной из важных задач воспитания дошкольника - является развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Эта область включает:

-приобщение к искусству;

-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

-культурно – досуговая деятельность;

-конструктивно - модельная деятельность;

-музыкальная деятельность.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления является художественно-эстетическая деятельность детей в детском саду.

 

Целью художественного - эстетического воспитания дошкольников стало создание благоприятных условий для успешного взаимодействия семьи и художественно-творческого развития детей через изобразительную деятельность. Процесс приобщения к творчеству реализуется через следующие поставленные задачи:

 - Обучение нетрадиционным техникам в изодеятельности и умениям использовать разные средства выразительности.

- Воспитание устойчивого интереса к изодеятельности.

-Стимулирование творческой активности, самостоятельности в эстетической и художественной деятельности.

- Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Реализация цели и задач по данному направлению наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности.

  Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.

  Вариативность содержания, форм и методов работы по разным направлениям эстетического воспитания.

  Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада.

  Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с родителями.

Важным условием для успешного осуществления деятельности является создание предметно - пространственной эстетической среды:

  -оформление групповой комнаты и приёмной;

  -подбор и оформление дидактических папок по различным темам;

  -приобретение художественных различных материалов и инструментов;

  -подбор природного и бросового материалов, необходимых для творческого процесса;

Такая организация деятельности  по созданию условий способствовала:

  развитию творческих способностей детей (каждый ребёнок самостоятельно может выбрать вид деятельности и материалы для творчества);

  появлению более доверительных отношений «дети – педагог- дети»;

  созданию доброжелательного микроклимата в детском коллективе;

  является своеобразной формой его самообразования;

  помогает  развивать у детей их личностные качества (познавательные, коммуникативно-речевые, нравственно-волевые, творческие.)

Основная программа, по которой я работаю - это новая авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.

В программе представлен новый подход к художественно - творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Все занятия по программе И.А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат много занятий с использованием нетрадиционных  техник рисования. Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.

Вследствие того, что большое количество времени уделяется развитию мелкой моторики рук , координации движения рук, создаются условия для свободного , разнопланового экспериментирования , дети знакомятся с произведениями разных видов искусств, систематизируются и детализируются знания детей ,заметно улучшились показатели по всем образовательным областям.

Занятия по художественно- творческому развитию помогают детям стать более организованными, внимательными, дети легко идут на контакт, как со сверстниками , так и со взрослыми, умеют договариваться между собой, соблюдают элементарные правила поведения. Дети стали свободно различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Развилась уверенность, самостоятельность при работе с различными материалами. Созданы все условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

·                   рисование пальчиками, ладошками

·                   рисование тычками из поролона, ватными палочками

·                   печатание листьями

 

В средней группе добавляется:

·                   Рисование свечой

 

В старшей группе нетрадиционные техники:

·                   Кляксография с трубочкой

·                   Монотипия

·                   Набрызг

·                   Восковые мелки + акварель

·                   Оттиск смятой бумагой

·                   Рисование поролоном

·                   Гравюра

·                   Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

 

В подготовительной группе добавляется:

·                   Тиснение

·                   Тычок жесткой полусухой кистью

·                   Рисование по сырому

·                   Черно-белый граттаж

·                   Кляксография с ниткой

·                   Батик

·                   Рисование солью

·                   Расчёсывание краски

·                   Двойное примакивание кисти

Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Регулярно проходят выставки детских работ ,дети принимают участие в районных и областных конкурсах.

Совместная деятельность «педагог-родители-дети» организована в разнообразных традиционных и инновационных формах(семейные гостиные, семейные праздники, организация консультаций по различным направлениям творческой деятельности , экскурсии, проектная деятельность, мастер классы и другое.) В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей , воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Родителям не интересны родительские собрания в форме докладов , они слушают и только единицы воспринимают и прислушиваются. В нашей группе частая форма работы с родителями - это мастер классы и семейные гостиные. Один из мастер- классов был посвящен знакомству с техникой торцевания. На занятии присутствовали и родители и дети. После знакомства с техникой работа закипела… Результат деятельности – ПАННО « Курица с цыплятами», которое украшает нашу группу. (     

 

(Конспект мероприятия прилагается)

Ещё очень понравилось и увлекла родителей  техника «Пластилинография». Предварительно было предложено сообщение в форме презентации о необходимости развития мелкой моторики, о различных техниках пластилиновой живописи. Затем родители совместно с детьми выбрали понравившийся сюжет и под руководством педагога приступили к деятельности. Результат не заставил себя долго ждать и в нашей группе появилась ещё одна картина.

Работа с родителями способствовала сплочению детей, эмоционально - личностному развитию каждого ребёнка, родители стали предлагать темы для мастер – классов и с нетерпением ждать наших встреч , оказывают помощь в подготовке к новому учебному году, оформлению группы, в подготовке костюмов к различным праздникам, в обогащении развивающей среды в группе, принимают активное участие в творческих конкурсах.