Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, нетрадиционными средствами изодеятельности.
«Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки. Они не догадываются, что стараются избегать опасностей, которые действительно когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми.»
Алис Миллер
Одной из важных задач воспитания дошкольника - является развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
Одним из видов детской деятельности является образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Эта область включает:
-приобщение к искусству;
-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
-культурно – досуговая деятельность;
-конструктивно - модельная деятельность;
-музыкальная деятельность.
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления является художественно-эстетическая деятельность детей в детском саду.
Целью художественного - эстетического воспитания дошкольников стало создание благоприятных условий для успешного взаимодействия семьи и художественно-творческого развития детей через изобразительную деятельность. Процесс приобщения к творчеству реализуется через следующие поставленные задачи:
- Обучение нетрадиционным техникам в изодеятельности и умениям использовать разные средства выразительности.
- Воспитание устойчивого интереса к изодеятельности.
-Стимулирование творческой активности, самостоятельности в эстетической и художественной деятельности.
- Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Реализация цели и задач по данному направлению наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
— Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
— Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности.
— Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
— Вариативность содержания, форм и методов работы по разным направлениям эстетического воспитания.
— Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада.
— Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с родителями.
Важным условием для успешного осуществления деятельности является создание предметно - пространственной эстетической среды:
— -оформление групповой комнаты и приёмной;
— -подбор и оформление дидактических папок по различным темам;
— -приобретение художественных различных материалов и инструментов;
— -подбор природного и бросового материалов, необходимых для творческого процесса;
Такая организация деятельности по созданию условий способствовала:
— развитию творческих способностей детей (каждый ребёнок самостоятельно может выбрать вид деятельности и материалы для творчества);
— появлению более доверительных отношений «дети – педагог- дети»;
— созданию доброжелательного микроклимата в детском коллективе;
— является своеобразной формой его самообразования;
— помогает развивать у детей их личностные качества (познавательные, коммуникативно-речевые, нравственно-волевые, творческие.)
Основная программа, по которой я работаю - это новая авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.
В программе представлен новый подход к художественно - творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Все занятия по программе И.А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат много занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.
Вследствие того, что большое количество времени уделяется развитию мелкой моторики рук , координации движения рук, создаются условия для свободного , разнопланового экспериментирования , дети знакомятся с произведениями разных видов искусств, систематизируются и детализируются знания детей ,заметно улучшились показатели по всем образовательным областям.
Занятия по художественно- творческому развитию помогают детям стать более организованными, внимательными, дети легко идут на контакт, как со сверстниками , так и со взрослыми, умеют договариваться между собой, соблюдают элементарные правила поведения. Дети стали свободно различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Развилась уверенность, самостоятельность при работе с различными материалами. Созданы все условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
· рисование пальчиками, ладошками
· рисование тычками из поролона, ватными палочками
· печатание листьями
В средней группе добавляется:
· Рисование свечой
В старшей группе нетрадиционные техники:
· Кляксография с трубочкой
· Монотипия
· Набрызг
· Восковые мелки + акварель
· Оттиск смятой бумагой
· Рисование поролоном
· Гравюра
· Оттиск пробкой, поролона, пенопласта
В подготовительной группе добавляется:
· Тиснение
· Тычок жесткой полусухой кистью
· Рисование по сырому
· Черно-белый граттаж
· Кляксография с ниткой
· Батик
· Рисование солью
· Расчёсывание краски
· Двойное примакивание кисти
Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Регулярно проходят выставки детских работ ,дети принимают участие в районных и областных конкурсах.
Совместная
деятельность «педагог-родители-дети» организована в разнообразных традиционных
и инновационных формах(семейные гостиные, семейные праздники, организация
консультаций по различным направлениям творческой деятельности , экскурсии,
проектная деятельность, мастер классы и другое.) В этих формах совместной
деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей , воспитания у
них бережного отношения к детскому творчеству.
Родителям не интересны родительские собрания в форме докладов , они слушают и только единицы воспринимают и прислушиваются. В нашей группе частая форма работы с родителями - это мастер классы и семейные гостиные. Один из мастер- классов был посвящен знакомству с техникой торцевания. На занятии присутствовали и родители и дети. После знакомства с техникой работа закипела… Результат деятельности – ПАННО « Курица с цыплятами», которое украшает нашу группу. (
(Конспект мероприятия прилагается)
Ещё очень
понравилось и увлекла родителей техника «Пластилинография». Предварительно
было предложено сообщение в форме презентации о необходимости развития мелкой
моторики, о различных техниках пластилиновой живописи. Затем родители совместно
с детьми выбрали понравившийся сюжет и под руководством педагога приступили к
деятельности. Результат не заставил себя долго ждать и в нашей группе появилась
ещё одна картина.
Работа с родителями способствовала сплочению детей, эмоционально - личностному развитию каждого ребёнка, родители стали предлагать темы для мастер – классов и с нетерпением ждать наших встреч , оказывают помощь в подготовке к новому учебному году, оформлению группы, в подготовке костюмов к различным праздникам, в обогащении развивающей среды в группе, принимают активное участие в творческих конкурсах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.