И вот сама идет волшебница зима
Устный журнал
Тема: стихотворения о зиме
Цель:
Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических ,живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения, развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей
Оборудование
Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П.Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»,художественные фотографии зимних пейзажей, гирлянды из снежинок, рисунки детей, плакат « и вот сама идет волшебница- зима»; магнитофон
Ход занятия
Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице- зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии
Ученики читают стихи о зиме и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление
1 ученик.
Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». Здесь раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой ,угрюмой осени пришла зима и преобразила природу, Ушли грусть, печаль, сердце наполнятся счастьем, восторгом
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
2 ученик
Стихотворение, которое я буду читать тоже посвящено приходу зимы. В нем есть строчка которая дала название нашему уроку « И вот сама идет волшебница- зима» Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
3 ученик
А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
4 ученик
Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении «Метель»
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
5 ученик
У волшебницы- зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстает Мороз-воевода у поэта Н.А.Некрасова
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
6 ученик
Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В.Субботина и представьте изображенную им картину зимы.
И валит, и валит, и
валит...
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.
Учитель.
Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский в пьесе музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П.И.Чайковского
После прослушивания пьесы дети делятся впечатлениями . Учитель обобщает и дополняет их.
Учитель.
Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.
Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»
Вниманию детей предлагается репродукция картины .
Учитель.
Посмотрите на репродукцию картины К. Юона «Зима» и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики делятся своим впечатлениями о картине,
Учитель.
Последняя глава сказки называется « Остановись, мгновение.» Перед вами художественные фотографии, на которых удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы. Выберите снимок, который вам покажется наиболее интересным и опишите его.
Дети выполняют работу, после выполнения зачитываются несколько сочинений-миниатюр.
Учитель.
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней побывав в зимнем парке, в лесу, или просто гуляя на улице. Посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуйтесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И тогда возможно и вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы посредством слова, красок, музыки или же снять на фото мгновение.
Желаю успеха!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.