Игра – путешествие как одна из форм организации совестной образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста
Оценка 4.7

Игра – путешествие как одна из форм организации совестной образовательной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста

Оценка 4.7
doc
13.06.2023
Игра – путешествие как одна из форм организации совестной образовательной деятельности  педагога с детьми дошкольного возраста
Стажерка.doc

Дата проведения: май, 2023

 

Городская стажерская площадка

 

Игра – путешествие как одна из форм организации совестной образовательной деятельности

педагога с детьми дошкольного возраста

 

Подготовили:

Н. С. Христофорова, воспитатель;

З. И. Ахмедова, воспитатель.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Рады Вам представить опыт работы по теме «Игра – путешествие как одна из форм организации совместной образовательной  деятельности педагога с детьми дошкольного возраста».

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный интерес позиционирует себя, как активная познавательная направленность, связанная с положительным, эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности и проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

Одним из актуальных методов обучения детей дошкольного возраста остается игра. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка.

Среди возможных средств развития познавательного интереса у дошкольников можно выделить игру-путешествие. Игры-путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребенка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям:

-        помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими;

-        обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха; они направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций;

-        способствуют систематизации знаний, смысловому творчеству, мыслительной деятельности, коммуникации детей и педагогов.

Цель игры-путешествия – создание условий для активизации познавательно-исследовательской  деятельности воспитанников.

Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, которая состоит из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) участникам игры предлагается комплекс вопросов, заданий в соответствии с ее темой. Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, в ней присутствует интересный сюжет; во-вторых, дети могут «путешествовать» на различных видах транспорта, с маршрутными картами и т. д.; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности.

Игра-путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона, природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки, путешествия и т.д.. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции).

В рамках обмена опыта представляем Вам игру – путешествие «В поисках потерянных красок».

Цель: формировать цветовые представления: учить создавать нужный цвет из имеющихся.

Задачи:

·         содействовать развитию ловкости, быстроты действий, умению;

·         повторить цвета радуги и закрепить их;

·         воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща;

·         развивать воображение, диалогическую и монологическую речь.

На подготовительном этапе игры педагог размещает в групповом или ином пространстве тематическую раскраску размером не менее А1 (ватман). Нами выбрана раскраска «Весенний луг». Раскраска распечатана на ватмане для того, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в совестной деятельности. Педагог может использовать в работе раскраску с незаконченными деталями для того, чтобы дети имели возможность добавить свои детали, проявить творчество и индивидуальность в создании коллективной работы.

Также на этапе подготовки педагог создает  необходимую предметно – пространственную среду. В нашем случае, игра – путешествие планировалась в музыкальном зале, где для детей были подготовлены станции с определенными заданиями. Станции соединялись между собой  цветными дорожками, созданными из изоленты.

Дорожки из изоленты это один из вариантов напольных игр с детьми, который позволяет педагогу организовать двигательную активность наряду с другими видами детской деятельности.

Созданные нами дорожки не повторялись во время игры – путешествия и предполагали движение детей простым шагом, прыжками на двух и одной ногах, чередование шага и прыжков.

На каждой станции было подготовлено оборудование и алгоритмы для выполнения заданий детьми.

На организационном этапе педагог обращает внимание детей на раскраску, просит их внимательно рассмотреть ее, ответить на вопросы по содержанию представленной картины (например, что изображено на картине, как вы думаете, какое время года на ней изображено и почему).

Далее педагог уточняет у детей, чего не хватает на картине. Обобщая ответы детей, педагог подводит их к выводу, что не хватает красок и предлагает детям отравиться на поиски потерянных красок. Педагог предлагает детям для удобства собирать  потерянные краски на палитру и демонстрирует ее детям.

Если дети не встречались с данным словом ранее, педагог проводит словарную работу и объясняет значение нового для детей слова.

Палитру педагог готовит заранее из плотного картона размером не меньше альбомного листа. После выполнения задания на каждой станции участники игры – путешествия получают краску в виде цветного круга, которую педагог прикрепляет к палитре. Для крепления можно использовать липучки или двойной скотч.

Дети вместе с педагогом входят в музыкальный зал и, двигаясь по дорожке, подходят к первой станции «Красный цвет».

Педагог обращает внимание детей и просит назвать цвет станции. Далее педагог предлагает игру с фонариком, которая помогает детям ответить на вопрос «Что бывает красным?». После того, как каждый ребенок назвал свой объект, педагог предлагает детям объединиться в группы по общим признакам (например, овощи, фрукты, посуда и т.д.). Признак дети определяют самостоятельно и объясняют свой выбор. 

После выполнения задания красный круг крепиться на палитру потерянных красок. Дети вместе с педагогом двигаются к следующей станции.

Станция «Желтый цвет». Педагог обращает внимание детей и просит назвать цвет станции. Педагог загадывает загадку для детей и просит угадать ее.

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце).

Педагог предлагает детям поиграть с солнцем. Для этого на столах для каждого ребенка подготовлен лист бумаги, кусок цветной пленки размером 10х10 см, клей - карандаш.

Педагог предлагает детям изготовить простой витраж: свернуть лист бумаги пополам, затем еще раз пополам, вырезать с помощью ножниц любую фигуру (например, прямоугольник, квадрат, полукруг, половинку сердца и т. д.); развернуть лист бумаги и внутрь вставить цветную пленку, проклеить лист бумаги по краям. Для вырезания можно использовать заранее подготовленные шаблоны.

Во время создания витража педагог объясняет детям значение слова (витраж - это установленная в оконный проем, прозрачная композиция из кусочков разноцветного стекла, которая часто используются для украшения храмов) и сопровождает свое объяснение действиями.

Затем педагог предлагает детям подойти к окну и посмотреть на тень от своего витража. Педагог спрашивает детей, что случилось с солнечными лучами. Обобщая ответы детей, педагог делает вывод, что витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет.

После выполнения задания желтый круг крепиться на палитру потерянных красок и дети продолжают движение дальше.

Подойдя к новой станции, педагог обращает внимание детей на то, что здесь нет цветного круга. Педагог спрашивает детей о том, можно ли получить новый цвет, если у нас уже есть красный и желтый. Обобщая ответы, педагог предлагает детям смешать красный и желтый цвет в определенных количествах и ответить, что в результате получилось.

Дети делятся на подгруппы по 2 – 3 человека и смешивают цвета по схемам:

-        красный + желтый;

-        красный + желтый + розовый;

-        красный + желтый + синий (фиолетовый);

-        красный + желтый + черный;

-        красный + желтый + коричневый.

По результатам выполнения задания, педагог подводит итог – получили оттенки оранжевого, -  и крепит на палитру оранжевый круг.

Дети двигаются по дорожке к станции «Синий цвет». Педагог спрашивает дошкольников, на что похож синий цвет, заслушивает ответы детей и подводит итог о том, что синий цвет ассоциируется с водой.

Вода в природе может быть в нескольких состояниях - снег, лед, дождь и т. д. Педагог предлагает детям ответить на вопрос, можно ли устроить дождь в стакане. Дети выказывают свои предположения, педагог предлагает их проверить. Педагог вместе  детьми проводит опыт «Дождь в стакане». 

Для проведения опыта на столах подготовлено соответствующее оборудование: стаканы с водой (2/3 объема стакана), подсолнечное масло (1/3 объема стакана), стакан с цветной водой, пипетки.  Дети делятся на подгруппы по 2 – 3 человека. Педагог просит детей добавить в стакан с водой подсолнечное масло, а затем с помощью пипетки добавлять цветную воду в стакан.

Педагог спрашивает у детей, что происходит, просит объяснить, почему так получается.  Обобщая ответы детей, педагог делает вывод - попадая в масло, капли приобретают круглую форму и опускаются вниз, постепенно окрашивая воду снизу в синий цвет. Вода имеет большую плотность, чем масло. Соответственно, она тяжелее и красители опускаются вниз.

После проведения опыта на палитре крепится синий круг.

Дети по дорожке продолжают движение к станции «Зеленый цвет». Педагог обращает внимание на цветной круг и просит детей назвать цвет. Педагог спрашивает детей, что бывает зеленым. После заслушивания ответов детей педагог предлагает детям поиграть с водой и салфетками.

На столе для детей подготовлены  плоские емкости с водой, фломастеры зеленого цвета и салфетки. Педагог просит детей нарисовать на салфетке черным фломастером контур листа, далее развернуть салфетку и внутри раскрасить ее зеленым фломастером. Затем свернуть салфетку обратно и опустить ее в емкость с водой контуром листа вверх. Педагог просит детей рассказать, что произошло.

Далее педагог загадывает загадку и просит детей отгадать ее:

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё ж не может. (Гусеница)

Обобщая ответы детей, педагог подводит итог и предлагает детям сделать гусениц из салфеток.

Педагог проводит опыт «Живые гусеницы из салфеток», для которого на столах подготовлено следующее оборудование: шпажка, карандаш или палочка; бумажные полотенца или салфетки; пипетки; вода и поднос. Педагог предлагает детям отрезать от салфетки часть и закрутить шпажку (карандаш или палочку) в салфетку, смазать свободный край клеем. Затем аккуратно сдвинуть оба конца салфетки к центру. У нас должен получиться очень плотный участок гофрированной бумаги на шпажке. Это и есть наша гусеница. Раскрашиваем ее фломастерами и аккуратно снимаем со шпажки, кладем на поднос. Набираем пипеткой воду и капаем на неё несколько капель в разных местах. Гусеница начинает шевелиться и увеличиваться в размерах.

Педагог предлагает детям объяснить, почему гусеницы «оживают». Обобщая ответы детей, делает выводы: волокна бумаги хорошо впитывают влагу. Вода проникает все дальше и дальше по узким промежуткам между волокнами. Когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают. Это заставляет гусеницу распрямляться, потому что они уже не могут так сильно сгибаться.

Дети вместе с педагогом прикрепляют на палитру зеленый круг и по дорожке двигаются к следующей станции.

Станция «Фиолетовый цвет». Педагог просит детей назвать цвет круга, размещенного на станции. Педагог спрашивает детей, на что похож фиолетовый цвет. Педагог утоняет у детей, какие цвета на нашей палитре нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет. Обобщая ответы детей, педагог делает вывод: фиолетовый, образуется из двух других цветов – синего и красного.

Педагог может попросить детей, подобрать синонимы к слову «фиолетовый» (например, космический, непонятный, странный, причудливый, фиалковый, таинственный, мистический и т. д.).

Педагог рассказывает детям, что фиолетовый  можно  увидеть  на  рассвете  или  на  закате, а  также  в некоторых растениях. Рассказ может сопровождаться иллюстрациями.

Далее педагог обращает внимание детей на столы, где размещено следующее оборудование: пакет или файл с заранее подготовленной картинкой, на которой изображены стебли цветов или дерево, цветная бумага или цветные изображения цветов, ножницы, клей, распылитель с водой. Педагог предлагает детям помочь зацвести дереву или цветам на полянке.

Для этого, дети вместе с педагогом вырезают цветочки и приклеивают их к картинке поверх пакета или файла. Далее с помощью распылителя опрыскивают картину и наблюдают за тем, как оживают цветы.

После проведения опыта дети крепят на палитру фиолетовый круг.

Педагог обращает внимание детей на палитру потерянных красок и спрашивает детей, где одновременно можно встретить все цвета, расположенные на палитре. Обобщая ответы детей, педагог делает вывод: радуга - это разноцветная дуга, появляющаяся в небе прямо напротив солнца. Это результат преломления и отражения солнечного света в каплях воды. Обычно радуга возникает, когда в одной части неба идет дождь, а в другой солнечно. В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и  фиолетовый.

Педагог обращает внимание детей, что за окном светит солнце (пасмурно или идет дождь) и мы не можем увидеть радугу в настоящий момент, но для создания радуги можно использовать краски или фломастеры. Педагог вместе с детьми проводит опыт «Шагающая вода».

Для проведения опыта на столе подготовлено 6 пластиковых стаканов, бумажные полотенца, ножницы, пищевые красители, вода.

Педагог предлагает 2 - 3 детям нарезать бумажные полотенца на полоски. Других детей просит в три стаканчика налить воду и добавить пищевые красители разных цветов (красный, желтый, синий). В три остальных стаканчика дети наливают воду немного меньше. Далее педагог ставит стаканчики вряд, чередуя их: один с красителем, другой без. Дети  опускают кончик салфетки в один стаканчик, а второй конец в соседний стаканчик. Педагог просит детей предположить, что будет происходить.

Далее педагог вместе с детьми наблюдает за результатом: окрашенная вода стала подниматься по салфетке, а через некоторое время в стаканчике, в котором было меньше воды, краска начинает смешиваться. Педагог просит детей объяснить, что произошло и почему. Обобщая ответы детей, педагог делает следующий вывод. Бумажные полотенца состоят из волокон. Между волокнами есть промежутки. Они называются капиллярами. Именно по ним, по этим капиллярам, вода поднимается вверх. Если мы выльем воду из банки в раковину просто так - куда денется вся вода? (Ответы детей). Потечет вниз! А если в воду окунуть предмет, внутри которого есть тоненькие промежутки (капилляры), вода по ним поднимется вверх. Благодаря этому удивительному свойству воды все растения (деревья, кусты, цветы, трава) пьют воду из земли.

Педагог еще раз обращает внимание детей на палитру потерянных красок и уточняет, можем ли мы теперь раскрасить нашу картину. Заслушивает ответы детей и предлагает им подойти к столу, на котором подготовлена картина, различные изобразительные инструменты (кисти, ватные палочки, бумажные полотенца, штампы, валики и т.д.) и краски. Дети самостоятельно раскрашивают картину, добавляют собственные детали.

Уважаемые коллеги, мы искренне надеемся, что представленный опыт работы будет Вам полезен.

Мы считаем, что игры-путешествия являются одним из инновационных средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которое способствует развитию различных сторон личности дошкольников, расширению знаний и представлений об окружающем мире, их обобщению и систематизации. Данный вид игр позволяет активизировать различные виды деятельности дошкольников, стимулировать их на применение уже имеющихся знаний и приобретение нового опыта, а, следовательно, способствует развитию познавательной активности, любознательности и познавательного интереса дошкольников. Подводя итог, следует отметить, что игра-путешествие дает педагогу возможность объединить разные виды детской деятельности и расширяет его возможности в организации интересной и поучительной совестной деятельности с детьми. 

Спасибо за внимание!


Дата проведения: май, 2023

Дата проведения: май, 2023

В рамках обмена опыта представляем

В рамках обмена опыта представляем

После выполнения задания красный круг крепиться на палитру потерянных красок

После выполнения задания красный круг крепиться на палитру потерянных красок

Дети по дорожке продолжают движение к станции «Зеленый цвет»

Дети по дорожке продолжают движение к станции «Зеленый цвет»

Это результат преломления и отражения солнечного света в каплях воды

Это результат преломления и отражения солнечного света в каплях воды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023