ИГРА – ВИКТОРИНА «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ!
ЦЕЛЬ: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, эрудиции.
ЗАДАЧИ:
-расширить знания детей о птицах, используя игры, загадки, викторины;
-активизировать познавательную деятельность детей;
-воспитание гуманного, бережного отношения к пернатым друзьям, природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, где вас ждут интересные игры и конкурсы. А вот то, чему посвящено наше мероприятие, спрятано в загадке. Послушайте ее и постарайтесь ответить.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
Да, ребята, наша игра-викторина посвящена птицам и я надеюсь, что после нашего мероприятия, ваши знания о пернатых наших друзьях расширятся.
Наша игра будет проходить в виде соревнования, и я прошу вас занять места за столиками.
Итак, Ой…! Ой…! Ребята, я совсем забыла. Сегодня на наш адрес пришло три телеграммы. Угадайте, кто их нам прислал?
1.Конкурс «Почтовый ящик»:
Телеграмма: «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи, но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Команда, первой угадавшая как называется птичка, получает название – Синички.)
Телеграмма: «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я? (Дети угадывают название следующей команды – Щеглы.)
Телеграмма: «Нас называют «северными попугайчиками». Мы искусно лазаем по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для нас зима тоже трудное время. Питаемся мы семенами хвойных деревьев, а зимой их много. У нас необычный клюв и мы им ловко достаем семена из еловых шишек. (Название третьей команды Клесты)
Ведущий: Наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинней и начинается прилет птиц. Скоро их весеннее пение будет слышно то тут, то там. Они возвращаются, а значит - весна, и «вновь смеется луг», и жизнь идет своим чередом. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принесли».
2.Конкурс «Птицы - наши друзья!»
А сейчас проверим, много ли вы знаете о птицах? За каждый правильный ответ вы будете получать сладкий приз.
1.Какие птицы совсем не летают? (страусы, пингвины)
2.Птенец, какой птицы не знает своей матери? (птенец кукушки)
3.Назовите птицу, которая может спать во время полета? (аист)
4.Кого называют царем птиц? (орла)
5.Какая птица самая большая в мире? (страус)
6.Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
7.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, до 15 см)
8. Клюв, какой птицы - настоящий мешок? (у пеликана)
9.Пингвин – это птица? (да)
10.Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин, сова)
11.Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края на зимовку? (перелетные)
12.Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (грачи)
13.Что птицам страшнее – холод или голод зимы? (голод)
14.Какая птица умеет говорить человеческим голосом? (попугай)
15.Строят ли наши перелетные птицы в теплых странах гнезда? (нет)
16.Какие птицы ловят насекомых на лету? (ласточки, стрижи)
17.Какую пользу приносят птицы? (защитники лесов, полей, садов и огородов)
Ведущий: А сейчас давайте отдохнем и поиграем в игру
«ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».
Я буду называть только птиц, но если вы вдруг услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем…
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
(Дети хлопают)
Что неправильно, почему?
Дети: Мухи – это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
(Дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары , кукушки…
Молодцы, ребята, ни разу не ошиблись!
Ведущий: Ребята, ответьте на вопрос:
Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края?
(ответы детей)
Правильно, перелетные.
«Куда это птицы улетают каждую осень?»- издавна спрашивал себя человек.
В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?
Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточки, стрижи, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки, кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
Ведущий: Переходим к следующему конкурсу, который называется
«ИЗ КАКОЙ МЫ СКАЗКИ»
1.Кто снес яичко, не простое, а золотое? (курочка-ряба)
2.С какими птицами летала лягушка-путешественница? (с дикими утками)
3.Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос? (лебедем)
4.В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г.Х.Андерсена? (в диких лебедей)
5.Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)
6.Какая птица, когда стучали в дверь, спрашивала «кто там»? (галчонок)
7.Назовите имя вороны из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»?
(каркуша)
Ведущий: Следующий конкурс называется
«Построй скворечник».
Дети выполняют аппликацию, чья команда быстрее и аккуратнее выполнит задание. (Подведение итогов игры – викторины)
Ведущий: Наша конкурсная программа подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшний праздник вам понравился, и вы узнали много нового и интересного о птицах. Я благодарю команды за хорошую игру. А напоследок, мне хотелось бы, еще раз напомнить вам, дети, как хрупок этот мир. Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Каждый год все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Вы должны помнить об этом и не обижать наших пернатых друзей. Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь их! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.