МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Игра – занятие
с использованием песочной терапии
на тему: «В гостях у петушка»
в младшей логопедической группе №1
Подготовила и провела:
учитель - логопед
Гецевич Е.Г.
г. Донецк
Тема: В гостях у петушка.
Цель: закрепление знаний о домашних птицах; активизация речевого подражания; формирование умений и навыков работать с сухим песком, водой; учить вслушиваться в речь логопеда, выполнять инструкции, отвечать на вопросы; обогащение активного словаря детей;
развитие общей, мелкой моторики рук, сенсорных способностей, физиологического дыхания, психологическая разгрузка; координация речи с движением; воспитание слухового внимания; различение высоких и низких звуков; развитие воображения, фантазии; воспитание терпеливого, доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного отношения к окружающей среде; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: песок, песочница, петушок, курица, цыплята (4 шт.), резинка с пёрышком, тарелочки (4 шт.), мисочки
(2 шт.), вода, салфетки (4 шт.), курятник, горох (100гр.), клей, «золотой» песок в тарелочках (4 шт.), «фото» цыплят (4 шт.), поднос.
Логопед: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку. Сказку необычную – песочную. Чтобы сказка к нам пришла в гости, давайте поздороваемся с песком.
Песок тёплый, песок мягкий,
В сказку нас скорей отправь-ка!
(Дети трогают песок всей ладонью - внутренней, а затем внешней стороной).
Логопед: - А теперь позовём сказку тихим голосом и поищем её в песке, а чтобы сказка не испугалась – раскапываем её медленно и осторожно.
Сказка, сказка, появись!
Логопед: - Это птичий двор. Жили-были на свете цыплята. Вот такие маленькие. И была у них мама. Как зовут маму? (КУРИЦА). А как мама-курица зовёт цыплят? (КО-КО-КО). Вот идёт папа цыплят. Как зовут папу? (ПЕТУХ). Он заливисто поёт, о том, что солнышко встаёт. Как поёт петух? (КУКАРЕКУ).
Цыплята гуляли, проголодались. Давайте их покормим, насыпим зёрен.
(Дети набирают «щепотку» песка, поднимают над песочницей и кормят птиц).
Логопед: - Цыплята весело клюют зёрна.
(Дети указательными пальцами обеих рук стучат о песок).
Логопед: - Вот подул сильный ветер!
(Дети надевают на указательный палец резинку, пёрышко кладут на ладонь и с силой дуют).
Логопед: - Мама курица увела цыплят в курятник.
(Дети ставят цыплят в курятник).
Логопед: - Пошёл дождь.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай не жалей!
(Дети окунают руки в чашу с водой и стряхивают капли на песок. Руки вытирают о салфетку.)
Логопед: - Дождик перестал идти, выглянуло солнышко.
Солнышко, солнышко посвети!
Лучики, солнышко, протяни!
(Дети поднимают руки вверх и распрямляют пальцы).
Логопед: - Давайте позовём цыплят на улицу.
Цып, цып, цыплятки,
Цып, цып, ребятки.
Логопед: - Петушок говорит, что курятник закрыт на замок. Помогите петушку открыть замок.
На дверях замок висел,
Я открыть не сумел.
Потянул, покрутил,
Громко хлопнул и открыл!
Логопед: - Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки-
Жёлтые ребятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко-
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
(Дети имитируют движения цыплят пальцами на песке).
Логопед: - Пока цыплята играют, петушок просит вас помочь ему сделать фотографии.
(Дети наносят клей на заготовку и макают её в «золотой» песок).
Логопед: - Фотографии очень понравились петушку и цыплятам. Но курочка говорит, что цыплятам пора спать (дети возвращают цыплят в курятник), а ребятам возвращаться в детский сад.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают - они раздражаются, замыкаются в себе.
Поэтому системе специального обучения детей логопедом учитываются особенности речевого общения дошкольников, используются игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние человека, это делает песок прекрасным способом для развития и саморазвития ребенка.
Ресурсы песка для коррекционно-развивающей работы с детьми огромны. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой — интенсивнее и гармоничнее происходит развитие познавательных процессов.
Другими словами, использование песочницы в практике дает комплексный учебно-терапевтический эффект.
Поэтому целесообразно иметь песочницу в кабинете круглый год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.