Игра-аукцион «Аукцион знаний» для учащихся 9-11 классов.
Дата проведения: 30.11.2017 г.
Цель проведения игры: повторение пройденного материала по истории, выявление знаний и степени усвоения материала.
Задачи:
Образовательная: закрепить исторические понятия и термины; ознакомить с процедурой проведения аукциона.
Развивающая: развить экономическое и логическое мышление учащихся.
Воспитательная: создавать условия для воспитания объективности в самооценке, духа соревновательности, стремления к самоутверждению личности.
Время проведения: 2 академических часа.
Форма: интеллектуальная игра.
Оборудование:
1) презентация;
2) жетоны за ответы;
3) призы;
4) компьютер, проектор.
Ход мероприятния:
I. Вступительное слово учителя.
Добрый день, юные эрудиты! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально - познавательном конкурсе «Аукцион знаний». Сегодня вам предстоит показать свои знания, эрудицию, умения в области истории. Вы будете зарабатывать таланты. Талант - это серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху. Есть такая притча:
«Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии.
Одному дал 5 талантов, другому- 3, третьему - один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий - ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. Третий – не получил ничего. Так и появилось выражение «зарыть талант в землю». Желаем вам свои таланты не зарывать в землю, а приумножать в течение всей жизни.
Мы рады приветствовать команды участников — эрудитов!
Правила аукциона:
формируются три команды. В игре разыгрываются 5 лотов: 1 лот — выражения, 2 лот — даты, 3 лот — знаменитые фразы, 4 лот — термины, 5 лот — личности. Каждый лот имеет 10 вопросов. У каждой команды в наличии имеется 100 талантов. Это первоначальный капитал. После того, как ведущий объявит вопрос, команды начинают торги. Команда, заявившая максимальную цену, получает право ответа. Если ответ правильный,то заявленная сумма выдается команде, если ответ неверный, то команда отдает эту сумму из своего капитала.
Первоначальная цена вопроса — 10 талантов. Минимальный ход — 5 талантов.
Например, у вас 100 талантов, стоимость вопроса — 20. Вы ответили правильно — у вас на счету теперь 120 талантов, ошиблись — 80 талантов.
Если команда покупает вопрос на всю сумму, имеющуюся в наличии, и ошибается — то увы, она выбывает из игры.
Побеждает команда, набравшая максимальное количество талантов.
II. Представление команд.
Итак, дорогие эрудиты, давайте познакомимся! Вам нужно выбрать название команды и капитана, на это у вас есть 3 минуты!
(Представление команд)
III. Объявление лотов.
1-й лот: объясните происхождение выражения
1. «Гуси Рим спасли». (Однажды ночью на Рим напали галлы. Под покровом темноты они преодолели укрепления, но находившиеся в храме гуси услышали шум и своим гоготом разбудили римлян.)
2. «Бросить перчатку». (Вызывая соперника на поединок, рыцарь бросал ему перчатку. Поднятая перчатка означала, что вызов принят.)
3. «Перейти Рубикон». (В 49 г. до н.э. Цезарь долго стоял в раздумье у пограничной реки Рубикон, отделявшей Галлию от Италии. Он должен был или отказаться от власти, или, вернувшись в Рим, начать гражданскую войну. Наконец он решился и переправился через реку.)
4. «Положить в долгий ящик». (На Руси в приказах стояли длинные лари, куда складывались подаваемые прошения. Эти дела годами лежали не разобранными.)
5. «Кричать во всю Ивановскую». (На Ивановской площади Московского Кремля, у колокольни Ивана Великого, во всеуслышание объявлялись царские указы.)
6. "Шиворот
— навыворот "
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с
позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали
задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде,
опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
7. Бумага все терпит (Бумага не краснеет)
Выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону (106 – 43 гг. до н.э.); в его письмах «К друзьям» встречается выражение : «Epistola non erubescit» – «Письмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.
8. Плясать под чужую дудку
Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а по произволу другого. Восходит к греческому историку Геродоту (V в. до н.э.), который в 1-й книге своей «Истории» рассказывает: когда персидский царь Кир покорил мидян, малоазийские греки, которых он прежде тщетно пытался склонить на свою сторону, выразили готовность подчиниться ему, но при известных условиях. Тогда Кир рассказал им следующую басню: «Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать». Басня эта приписывается Эзопу (VI в. до н.э.).
9. Семь пятниц на неделе
Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
10. Дело в шляпе
В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «Дело в шляпе».
2-й лот: что скрывается за датой?
1. 988 г. – крещение Руси
2. 1147 г. – первое летописное упоминание о Москве
3. 12 декабря 1993 г. – принятие конституции РФ
4. 22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны
5. 12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны
6. 19 февраля 1861 года — отмена крепостного права
7. 1703 г. - основание г. Санкт-Петербурга
8. 27 июня 1709 г. - Полтавская битва
9. 882 г. - Образование Руси
10. 1223 г. - Битва на Калке
3-й лот: кому принадлежат слова?
1. «Иду на вы!» (Святославу)
2. «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением». (А.В.Суворову.)
3. «Господа шведы, может быть, еще раз побьют нас, но у них мы научились побеждать». (Петру I. Сказаны им накануне Полтавской битвы.)
4. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». (Владимиру Мономаху.)
5. «Произнося мне приговор, вы дрожите от страха больше, чем я, идущий на костер». (Джордано Бруно.)
6. «Жребий брошен!» (знаменитые слова сказал римский император Юлий Цезарь, когда решился перейти реку Рубикон и тем самым развязать гражданскую войну)
7. «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью». (Бисмарку).
8. «Я хочу спасти Союз. Если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я сделал бы это» (А. Линкольну)
9. «Не в силе Бог, а в правде» (А. Невскому)
10. Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»? (Александру II)
4-й лот: «Термины»
1. Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
2. Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.
3. Мануфактура – крупное предприятие, использующее ручной труд и применяющее разделение труда.
4. Парсуна – (искажённое лат. persona – личность, особа) – первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие “парсуна”, как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.
5. Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Замыслы секуляризации вынашивали Иван III и Иван IV, но осуществить ее на практике удалось лишь Екатерине II в 1764 г.
6. Ярлык – ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение. Ярлык выдавался также митрополиту. Согласно этому документу, церковь освобождалась от налогов и повинностей.
7. Контрибуция - денежные платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.
8. Оброк - форма феодальной ренты. В России - ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен реформой 1861 г., денежный сохранялся до 1863 г.
9. Ассамблея (фр. - собрание) - вечера встреч, балы, проводимые с участием женщин в домах знати, введенные Петром I в 1718 г.
10. Буржуазия (капиталисты) - владельцы частной собственности на средства производства, использующие наемный труд. Буржуазия сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом, способствовала быстрому росту производительных сил, возглавила буржуазные революции и установила свое господство.
5-й лот: «Личность»
1. О каком русском князе летописец написал: «Он был хромоног, но ум у него был был добрый, и на рати он был храбр»? (Ярослав Мудрый)
2. Иоанн IV — Грозный
Иоанн III — Великий
Иоанн II — Кроткий
Иоанн I - ? (Калита)
3. Он взял город и построил храм. Бежал из города, чтобы позволили проливать кровь. Обожал сына и убил его. Кто он? (Иоанн Грозный)
4. Этот великий князь эпохи великой феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия прославился более других своими победами, за что и был причислен к ликам Святых. А митрополит Всея Руси на его похоронах сказал: «Закатилось солнце земли русской». Кто это? (Александр Невский)
5. В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)
6. Когда враги-византийцы преподнесли этому русскому князю отравленную пищу, он догадался, и отказался есть. После этого, в знак способности к предвидению, он получил свое прозвище. Какое? (Вещий. Это был Вещий Олег)
7. Русский князь, опытный военачальник совершил 83 дальних похода и путешествия. Надолго обезопасил Русь от грабительских половецких набегов. Писатель. Он был автором нескольких литературных произведений, которые прославили его на века, как и победы над половцами. Пожалуй, наиболее известно его «Поучение детям». ( Владимир Мономах)
8. А. С. Пушкин:
- То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(Петр I)
9. Он, без сомнения, один из самых выдающихся представителей своей семьи. Родившись 17 (29) апреля 1818 г. (в один год с Карлом Марксом), получил блестящее домашнее образование. Достаточно сказать, что наставниками его были выдающийся юрист М.И. Сперанский, великий поэт В.А. Жуковский, талантливый финансист Е.Ф. Канкрин и многие другие почтеннейшие ученые мужи. (Александр II)
10. По слухам, Наполеон в дни его свиданий с Александром I предложил государю обменять этого человека на какое-нибудь королевство. О ком шла речь? (М.М.Сперанский)
IV. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
Инструкция: В чёрном ящике находится какой-либо предмет, команды должны указать его. Ведущий даёт подсказки относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок падает на 10 талантов
1) В чёрном ящике циркуль.
100: Существует легенда о греческом изобретателе Делале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
90: Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
80: Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
70: За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
60: В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уметь решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
50: Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
40: Известный писатель Ю.Олеша, автор “Трёх толстяков”, писал: “В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку”.
30: Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
20: Об этом предмете придумана загадка: “Сговорились две ноги делали дуги и груги”.
2) В чёрном ящике часы.
100: История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.
90: Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.
80: Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин.
70: В начале 20 века поставщиком двора его величества был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
60: Эта вещь не имеет единственного числа.
50: Частично об этом поётся в песне:
“призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.”
40: В математике и физике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
30: Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
20: Этому предмету посвящена загадка: “Весь день усами шевелят и время узнавать велят”.
3) В чёрном отрывной календарь.
100: Древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда, “размеры” данного изобретения были “несколько короче”, нежели сейчас.
90: То, что лежит в этом ящике, много раз на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание и запомнило.
80: Даты этих изменений известны: в первый раз – 46 г до н.э.; во второй раз – 1582г.
70: Эти даты связаны с именами известнейших людей: великого императора и папы римского.
60: Это изобретение связано с системой счёта больших промежутков времени, основанной на периодичности видимых движений небесных тел.
50: Изобретение это строго дискретно. В переводе с английского языка – это “долговая книга”.
40: Имена тех, с кем связывают это изобретение, Юлий Цезарь, папа римский Григорий 8.
30: До Октябрьской революции в России использовали первую модификацию этого изобретения, а с 14.02.18 г и по сегодняшний день имеет место вторая модификация.
20:
Худеет с каждым днём толстяк
И не поправится никак.
Что ни день, по одёжке
Отдаёт нам Серёжка,
А с последней расстался -
Сам куда-то девался.
V. Аукцион призов.
Мы приступаем к самому заключительному этапу – аукциону призов. У вас скопилось достаточное количество валюты. Пора её тратить. На аукцион выставляются призы. Не прогадайте.
ЛОТ №1. Символ Эдемского сада, который, надеемся, не станет причиной раздора в команде (яблоки по количеству участников).
ЛОТ №2. Необходим очень популярным, звёздным личностям, пребывающим в зените славы. Сегодня – особенно командам финалистов (шариковые ручки по количеству учащихся).
ЛОТ №3. Супер – тренажёр для легких, особо применим в праздничные и торжественные дни (воздушные шарики по количеству учащихся).
ЛОТ №4. Аксессуар делового человека (блокноты по количеству участников).
ЛОТ №5. Просто необходим тем, кому приходится иногда “заметать следы” (ластики по количеству учащихся).
VI. Заключительная часть.
Обсуждение с учащимися результатов игры-аукциона. Выяснить, понравилась ли им такая форма проведения игра, эффективна ли она? Собрать карты самоконтроля и предложений учащихся. Подвести итоги. Проанализировать совместно с учащимися выполнение задач игры. Разобрать сложные и важные вопросы и те вопросы, на которые учащиеся не смогли дать ответы. Уточнить и дать необходимые ответы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.