Название разработки:
внеклассное мероприятие
Игра «История развития Ленинского района в математических задачах»
для обучающихся 5 классов
Составители:
О.В. Долгушина, учитель математики высшей квалификационной категории,
И.Н.Малышева, учитель математики высшей квалификационной категории,
г. Новосибирск
2022 – 2023 учебный год
Игра «История развития Ленинского района в математических задачах».
На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики. Краеведческие задачи могут быть различного содержания. Во время игры участники, применяя знания математики, вспоминают и узнают интересные и познавательные факты истории родного края: города, района, школы.
Правила игры: Игра проводится между командами по 5-6 человек из обучающихся 5-х классов. Ответы на вопросы обсуждается всей командой. Цена вопросов различная. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Цели и задачи игры:
· формировать и развивать интерес учащихся к предмету, расширить математический кругозор;
· способствовать умению решать нестандартные, логические задачи;
· способствовать расширению исторического кругозора о малой Родине;
· развивать познавательные и творческие способности учащихся, сообразительность, любознательность, стремление к преодолению трудностей, культуру общения;
· воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи.
Ход игры:
1 ведущий. Грандиозны открытия и достижения человечества. Мы многое знаем, многое умеем. Древнегреческий математик, философ, живший в VI веке до нашей эры, Пифагор сказал: «Всё есть число». Значит, как в прошлом, так и в будущем без математики не обойтись!
2 ведущий. Звучит музыка, и, кажется, что может быть общего между математикой и музыкой, между сухими формулами и божественными звуками? А оказывается, есть. Вы задумывались когда-нибудь над тем, что за предмет – математика? Вот, например, что изучает астрономия?
1 ведущий. Звезды.
2 ведущий. Они реально существуют?
1 ведущий. Да.
2 ведущий. Что изучает краеведение?
1 ведущий. Природу, историю, культуру, традиции родного края.
2 ведущий. Они реально существуют?
1 ведущий. Да.
2 ведущий. Что изучает математика?
1 ведущий. Числа. Геометрические фигуры.
2 ведущий. Они реально существуют? Их можно потрогать?
1 ведущий. Нет.
2 ведущий. Значит, математика занимается вещами, которых в действительности нет?!
1 ведущий. Значит, это наука, существующая только в человеческих мыслях. Наука, созданная разумом человека. И кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью формул можно рассчитать полет космического корабля, «экономическую ситуацию» в стране, погоду «на завтра», описать звучание нот в мелодии и многое другое.
2 ведущий. Сейчас каждый из вас может проверить свое внимание, память, умение логически мыслить. Хотелось бы, чтобы после сегодняшней встречи вы иначе посмотрели на математику и на историю родного края, почувствовали их красоту и более глубоко осознали необходимость изучения математики и истории родного района. Начинаем 1 тур.
1 тур. «Разминка»
1 ведущий.
Задание № 1. Решите примеры, запишите буквы в таблицы под числами и расшифруйте слово. (Таблицы и слова на слайде).
1 |
72 |
81 |
9 |
5 |
51 |
3 |
6830 |
5 |
0 |
Б |
у |
г |
р |
и |
н |
с |
к |
и |
й |
Б. 2125 – 2124 = 1; и. 125:25 = 5; к. 683·10 = 6830; у. 7200:100 = 72; г. 162:2 = 81; н. 17·3 = 51; й. 2782·0 = 0; с. 27:9 = 3; р. 81:9 = 9.
22 |
7 |
8 |
1 |
3 |
6830 |
5 |
0 |
З |
а |
о |
б |
с |
к |
и |
й |
З. 66·2:6 = 22; б. 2125 – 2124 = 1; й. 2782·0 = 0; о. 56:7 = 8; и. 125:25 = 5; с. 27:9 = 3; к. 683·10 = 6830; а. (72 – 2):10 = 7
6830 |
11 |
9 |
8 |
788 |
3 |
1000 |
5 |
0 |
К |
и |
р |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
К. 683·10 = 6830; и. 99:9 = 11; й. 2782·0 = 0; в. 788·1 = 788; р. 81:9 = 9; и. 125:25 = 5; к. (99+1)·10 = 1000; о. 56:7 = 8; с. 27:9 = 3.
555 |
100 |
51 |
11 |
125 |
3 |
6830 |
5 |
0 |
Л |
е |
н |
и |
н |
с |
к |
и |
й |
Л. 111·5 = 555; й. 2782·0 = 0; н. 25·5 = 125; н. 17·3 = 51; и. 125:25 = 5; е. 125 – 25 = 100; к. 683·10 = 6830; и. 99:9 = 11; с. 27:9 = 3.
2 ведущий. Что объединяет эти слова? ... Правильно это названия нашего района в различные годы.
1 ведущий. Путешествие по истории Ленинского района началось, и мы перенеслись в 1926 год.
2 тур. «20 – 30 годы 20 века»
2 ведущий. Решим следующую задачу.
Задание № 2. В 1926 году Левобережье имело 3 крупнейших по населению деревни: Большое Кривощеково, Ерестная , Малое Кривощеково . Известно, что в Ерестной проживал 1481 житель, в Большое Кривощеково – на 36 жителей больше, чем в Ерестной, а в Малом Кривощеково проживало на 2585 жителей меньше, чем в первых двух деревнях вместе. Сколько всего жителей проживает в трех деревнях? (3411 жителей).
1 ведущий. Соцгород — один из первых жилых микрорайонов в Ленинском районе Новосибирска.
В 1931 году о левобережном Новосибирске писали: «Этот город — не миф, не сказка. Он уже строится. Уже выросли 10 корпусов. В будущем году, когда будут выстроены корпуса обобщественного быта, дома-коммуны начнут заселяться теми рабочими, которые будут работать на будущем заводе комбайнов».
Задание № 3. Решив примеры и заполнив таблицу, вы узнаете первое название крупнейшего завода - гиганта сельскохозяйственного машиностроения.
90 |
126 |
1163 |
1160 |
500 |
91 |
1163 |
2103 |
54 |
0 |
С |
и |
б |
к |
о |
м |
б |
а |
й |
н |
М. 455:5 = 91;
С. 270:3 = 90;
А. 8412:4 = 2103;
Б. 1354 -191 = 1163;
И. 63·2 = 126;
К. 20·58 = 1160;
Й. 540:10 = 54;
О. 465+ 35 =500;
Н. 991-991 = 0.
3 тур. «40 – 50 годы 20 века»
2 ведущий. Жители Ленинского района гордятся своими замечательными земляками.
Презедент США Франклин Рузвельт называл нашего земляка А.И.Покрышкина лучшим летчиком второй мировой войны. Летчик -герой – новатор в развитии тактики истребительной авиации А.И.Покрышкин первым в стране удостоился звания Героя Советского Союза.
За героические подвиги на фронтах Великой Отечественной войны бывшему рабочему «Сибметаллстроя» А.И. Покрышкину присвоено звание трижды Героя Советского Союза.
Задание № 4. За годы войны, наш земляк, трижды герой советского союза, совершил боевых вылетов на 404 больше, чем провёл воздушных боёв, а воздушных боёв он провёл на 40 больше, чем сбил самолётов противника. Сколько боевых вылетов совершил А.И. Покрышкин, если он сбил 116 самолётов противника. (560 боевых вылетов).
4 тур. «60 – 70 годы 20 века».
1 ведущий. Наш город уникален во всём. С самого основания Новосибирск был разделён на два часовых пояса. В Правобережье было 3 часа разницы с Москвой, а в Левобережье - 4 часа. Если на правом берегу 10 часов утра, то на левом уже 11 часов.
Задание № 5. В 2013 году городу Новосибирску исполнилось 120 лет. Когда Левобережье и Правобережье были переведены в один часовой пояс, если к этому времени с момента основания города прошло 67 лет?
2 ведущий. Гордость и главная достопримечательность района – памятник регионального значения Монумент Славы воинам - сибирякам.
Мемориал посвящен подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г. (автор – Александр Сергеевич Чернобровцев) был открыт в 1967 году. Памятник расположен на двух гектарах, включает в себя и музей боевой техники под открытым небом.
Задание № 6. Найдите значение выражения. Итоговым ответом будет являться количество погибших в Великой Отечественной войне новосибирцев, чьи имена увековечены на 10-метровых пилонах на Монументе Славы.
((4000 - 375) + 7 158:3)·(425 - 420) – 19
5 тур. «Наши дни».
1 ведущий. А сейчас переместимся в наше время. Решим задачу.
Задание № 7. По сведениям Роскомстата в 2015 году население нашего города составляло 2165843 человека. В ленинском районе проживало на 1569159 человек меньше, чем во всех остальных районах города. Сколько людей проживало в нашем районе?
2 ведущий. История города невозможна без истории района. Историю района нельзя представить без истории нашей школы.
Задание № 8. Наша школа выпустила 24 человека с мировым именем. Директоров в 6 раз меньше, чем людей с мировым именем, а кандидатов наук в 4 раза больше чем директоров. Сколько известных людей выпустила наша школа?
1 ведущий. Решая все эти задачи можно было набрать максимальное число баллов 75. Что значит это число для нас с вами? ... правильно. Это количество лет нашей школы, день рождения будем отмечать 1 марта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ
2 ведущий.
Пока жюри подсчитывает баллы, суммирует результаты, подписывает дипломы, предлагаю Вам ответить на несколько вопросов:
1. Сегодня я узнал, что…
2. Было интересно, потому что…
3. Я понял, что…
4. Мне понравился вопрос о…
5. Теперь я могу…
6. Меня удивило…
7. Мне захотелось…
8. Мне понравилось, что…
Слово жюри. Награждение победителей
1 ведущий. Вот и закончилась наша игра. Победили сильнейшие, но, я надеюсь, проигравших нет. Каждый из вас сегодня узнал много нового и интересного о своей Родине, родном крае, области, городе, поселке. Было озвучено много чисел, фактов истории нашего края, которые должен знать каждый, и понятно, что без математики всё это узнать было бы невозможно. Математика позволяет измерять, считать, сравнивать, оценивать. Так что любите и изучайте свой родной край и такую замечательную науку – Математику. Успехов вам!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.