Игра как средство формирования функциональной грамотности детей младшего школьного возраста

  • doc
  • 18.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игра как средство формирования функциональной грамотности детей младшего школьного возраста.doc

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одна из главных задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для начального образования, поскольку этап начальной школы подразумевает  формирования важнейших компетенций . Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

 Мы знаем, что функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей задачей школы является – формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Цель: использование постоянно приобретаемых в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Задача :помочь детям с легкостью воспринимали окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить;

 

Не секрет, что многие дети относятся к занятиям  без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе. Здесь главная задача помочь детям, чтобы они  с легкостью воспринимали окружающий их мир, научились адаптироваться в любых ситуациях и шли к поставленной цели с желанием победить. Один из вариантов использовать в своей работе на занятиях дидактические игры.

Дидактическая игра  это такая коллективная, целенаправленная учебная 

деятельность, когда каждый участник и команда в  целом объединены  решением главной задачи и ориентируют свое   поведение на выигрыш.

 Дидактическая игра это активная учебная деятельность по имитационному 

моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

Учитель, как наставник, должен обеспечить атмосферу доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Дети не только познают какой - либо предмет, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Мир музыкальных инструметов», которую я применю на занятиях по музыки, каждый играющий должен поместить на игровом поле картинки музыкальных  инструментов, разложив их по группам, к которым они относятся. Успешное выполнение игровых действий позволяет выявить мне, научился ли ребенок различать музыкальные инструменты и делить их на группы. Так же на занятии по музыке я использую следующие игры:

1."Мажор и минор "

2."Быстро  медленно"

3."Высоко-низко"

"Распознай звук"

Учимся отличать высокий звук от низкого. Например, если дети слышат высокий звук, то хлопают, если низкий- то топают.

«Назови слова»

Цель: учить детей называть слова с заданной буквой.

В начале урока учитель на  доске пишет любую букву алфавита. Дети придумывают слова связанные с музыкой, которые начинаются  на эту букву. За каждый правильный ответ дети получают балл.

«Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Предлагаю детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула) .

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана) .

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра) .

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой) .

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу) .

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили) .

 

 «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Учитель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

«Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Учитель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

Задания, направленные на развитие систематизации:

Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни

Хмурый от светлей улыбки день

В небе от проснется радуга улыбки


Холодно елочке зимой маленькой

Мы лесу из домой елочку взяли


Серый осенью в день дождливый

Городу олень по проскакал


Путь скатертью дальний стелется скатертью

В прямо упирается и небосклон

Не дружба сломается крепкая

Не вьюг и расклеится дождей от

 

 

Можно сделать вывод,что  систематическое применение на занятиях развивающих игр дает значительное улучшение навыков функциональной грамотности младших школьников.