МОУ «СОШ им. Героя Советского Союза В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области"
Игра-квест
«Словари – наши добрые спутники»
для обучающихся 5-6 классов
Разработала: Голубева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2024г.
Игра-квест «Словари – наши добрые спутники»
Цели:
· обучающая: узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарём;
· развивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость;
· воспитывающая: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, прививать навык внимательного отношения к слову, интерес к урокам русского языка.
· Планируемые результаты: учащиеся узнают о разных типах словарей, их авторах, о науке лексикографии; научаться пользоваться словарем, правильно использовать информацию, полученную из словаря.
·
Оборудование: маршрутные листы, таблички с названиями станций, карточки с заданиями
Ход мероприятия:
Ученик:
Усердней
с каждым днём смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Учитель: Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова. А «хранятся» они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. И наша игра-квест посвящается словарям. Добро пожаловать в страну Словарию! Участники – две команды. Команды, представьтесь (название и девиз).
- Каждая команда (5учеников) получает маршрутный лист и отправляется в путь по станциям, где эксперты-старшеклассники предложат выполнить задания. Далее работа проверяется, количество баллов записывается в маршрутный лист. Команда продолжает путешествие. В конце игры команды сдают жюри маршрутные листы для подведения итогов. Успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!
Станция «Орфоэпическая»
Ученик: Я - орфоэпический словарь – словарь, в котором словарный состав современного русского литературного языка представлен с точки зрения особенностей произношения, ударения или образования грамматических форм. Я фиксирую существующие орфоэпические нормы и делаю их обязательными для всех носителей данного языка.
Задание: поставьте ударение в словах. За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.
Каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.
Станция «Омонимичная»
Ученик: Я – словарь омонимов — словарь, который описывает омонимы, то есть слова, которые совпадают по своему оформлению (звучанию и/или написанию; в некоторых или во всех формах) и различаются значениями.
Задание: подберите к каждому слову омоним и составьте с ними предложения. За каждое правильно составленное предложение по 1 баллу.
Среда, рой, стекло, знать, атлас, стрелки, помешать, бокс, узел, посол, ёрш, дисциплина
Станция «Синонимичная»
Ученик: Я - словарь синонимов. Указываю на смысловые, стилистические и сочетаемостные различия между словами, составляющими тот или иной синонимический ряд, а также на условия их взаимозамены в различных контекстах.
1. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.
2. Кровля была выполнена плохо.
3. С оттепелью придут для нас главные заботы.
4. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.
5. С изумлением узнавали про свою группу крови.
6. Орлов – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.
7. Месторождения нефти расположены далеко от железных дорог.
Задание 2: подберите как можно больше синонимов к словам: ОТВАЖНЫЙ, ГОВОРИТЬ. (1 балл за каждый правильно подобранный синоним).
Станция «Этимологическая»
Ученик: Я - этимологический словарь. Позволяю узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении.
Задание 1: угадайте слово по этимологической справке. За каждое правильно угаданное слово по 1 баллу.
1) франц. – де «хорошо», коро «украшать»
2) греч. – каллос «красивый», графо «пишу»
3) греч. – графо «пишу», эпи «сверху»
4) англ. – болл «мяч», баскет «корзина»
5) итальян. – вермис «червяк»
6) франц. – робе «одежда», гарде «хранение»
7) тюркск. – даш «камень», кара «черный»
8) франц. – манус «рука», кюро «забочусь»
9) итальян. – капризио «коза»
10) франц. – аппел «яблоко», Шине «Китай»
(Ответы: декорация, каллиграфия, эпиграф, баскетбол, вермишель, гардероб, карандаш, маникюр, каприз, апельсин.
Задание 2: можно ли говорить: старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений, повторная репетиция.
Докажите с помощью этимологического словаря.
Станция «Паронимическая»
Ученик: Я – словарь паронимов. Словарь, в котором дается толкование каждого слова паронима, указывается общий для каждой лексической единицы, входящей в пару, корень, приводятся иллюстрации, подтверждающие смысловые различия слов.
Задание: определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов (1 балл за каждую правильно найденную и исправленную ошибку).
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним
словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Станция «Фразеологическая»
Ученик: Я – фразеологический словарь. Рассказываю о значении устойчивых словосочетаний, которые употребляются в речи.
Задание 1: вспомните фразеологизмы со словом НОС. (1 балл за каждый правильно подобранный фразеологизм).
Задание 2: найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. (1 балл за каждую правильно найденную и исправленную ошибку).
1. Он перебирал из пустого в порожнее.
2. Я ему обязан по гроб доски.
3. В этом движении важную скрипку играют демократы.
4. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься фильм…
5. Один за одним друзья вышли из класса.
6. Нельзя всех мерить под одну гребенку.
7. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
8. Недовольство граждан качеством продукции еще не дошло до своей крайней точки.
9. Некоторые пытаются вбить клины в наши отношения.
10. Магазинов вокруг прудом пруди.
Игра со зрителями, пока жюри подводит итоги.
Учитель. Отгадайте лингвистические загадки.
1) Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. (Очки)
2) Есть всегда
он у людей,
Есть всегда у кораблей.(Нос)
2) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
3) Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную)
4) Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного)
5) Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)
6) Какой кистью не выкрасишь стену? (Кистью руки)
8) Какой губкой нельзя мыться? (Губка – губа, часть лица)
Слово жюри.
Приложение
Маршрутный лист игры-квеста «Словари – наши добрые спутники»
для команды ___________________________________________________
№ этапа |
№ кабинета или название |
Станция |
Количество баллов |
Подпись эксперта |
1 |
«Орфоэпическая» |
|||
2 |
«Омонимичная» |
|||
3 |
«Синонимичная» |
|||
4 |
«Этимологическая» |
|||
5 |
«Паронимическая» |
|||
6 |
«Фразеологическая» |
|||
Итог |
||||
Место |
Список использованной литературы.
1. Бетенькова Н. М. Конкурс грамотеев.- Москва: Просвещение, 1995
2. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя.- Екатеринбург: ТОО Издательство АРГО, 1996
4. https://vk.com/doc163316419_597596592?hash=eAU3tTvEatLmkRfGFdM4FTsUAzNG5cNzq8JRc1BLWPD&dl=61nh0QmlWbVkIXSP5DxphYUzH0hWQYz2LEXFHdwM6xL
5. https://urok.1sept.ru/articles/525114
6. https://znanio.ru/media/sbornik-materialov-dlya-izucheniya-omonimov-2615300
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.