«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
—
Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?»
Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине,
цвету, форме.
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще
какой?).
Сахар
сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба...
(плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос
подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова...
(мычит).
— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди
«Прощальная игра»:
Скажу
я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —
А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).
— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.
Старшие
дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать —
мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера
(умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие
которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и
пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают
слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый
человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают
предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой... (находит)».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.