«Назови одним словом»
Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.
—
Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил
ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов
наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые?
Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон
(неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная),
тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается
на что-то), тяжелое наказание (суровое).
— Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда),
«трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию).
Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
— Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне
подсказывать нужные слова.
Гладко,
плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох!
Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»
Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, —
Слова не хватает. Твой горох — ведь это... (град)».
Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья,
Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя?
Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день
Подскажи словечко. Рядом с нами бродит... (тень).
—
Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный»,
«громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится»,
«несется»; «идет», «плетется», «тащится».
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи
(«молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
У
детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те
слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»;
«рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу:
веселый — весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).
Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В
саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на
деревьях... (желтеют)».
У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых
оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и
прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый)
развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах
высказывания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.