РОЛЕВАЯ ИГРА «СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ»
Игра «Старожилы и переселенцы» основана на материале отечественной истории начала XX в. и посвящена анализу последствий переселения в Сибирь крестьян из центральных районов России в результате столыпинской аграрной реформы.
Одной из главных целей игры является формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков. В ходе игры учащиеся также должны осознать тот факт, что приезд мигрантов не только привносит неудобства в жизнь местного населения, но и является жизненно необходимым для него.
Представляется целесообразным начинать отрабатывать коммуникативные умения на историческом материале и лишь затем переходить к обсуждению аналогичных проблем, имеющих место в современном обществе.
Особое внимание при организации игры следует уделить делению класса на группы и пары.
Само по себе возникновение диалога между конфликтующими сторонами еще не означает, что конфликт исчерпан. В большинстве реальных ситуаций межкультурного общения стороны так или иначе вторгаются в «жизненное пространство» других культур, и разрешить такой конфликт без взаимных компромиссов невозможно. Игра направлена на развитие умений идти на компромиссы, уживаться вместе, несмотря на различия в культуре и имеющее порой место противостояние интересов.
Цели игры:
развитие коммуникативных умений и навыков;
формирование основ толерантного поведения;
формирование умения понимать позицию и мотивы каждой из сторон в конфликте, воспитание терпимости к чужим взглядам, способности идти на компромисс;
развитие умения видеть себя со стороны в возможном конфликте (осознавать, какими стереотипами или предубеждениями определяется собственное поведение), навыков выстраивания своего поведения в конфликтных ситуациях.
Ход игры
Класс делится на три ролевые группы - «старожилы», «переселенцы», «местные власти». Для этого можно выдавать учащимся при входе в класс произвольно перемешанные цветные карточки с литерами (по две-три карточки каждого наименования).
Желтый |
Зеленый |
Синий |
1С |
1П |
1МВ |
2С |
2П |
2МВ |
ЗС |
ЗП |
ЗМВ |
На каждом из трех игровых столов имеется цветная табличка:
желтая - со словом «Старожилы»;
зеленая - со словом «Переселенцы»;
синяя - со словами «Местные власти».
На обратной стороне таблички указывается номер переговорного стола (от 1 до 3).
Учащиеся занимают места в соответствии с цветом выданной им при входе карточки. Каждая группа получает задание, большой лист бумаги и фломастеры двух цветов (группа «местных властей» - трех).
Задание для каждой ролевой группы состоит из двух частей: особого задания для данной группы и задания, одинакового для всех групп.
Задание «старожилам»
Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изменилось в вашей жизни после приезда в ваше село новых жителей?
Для этого выполните следующие задания:
1) Напишите на листе бумаги, какие изменения, на ваш взгляд, являются положительными.
2) Перечислите на листе бумаги проблемы местных жителей, которые
возникли на рубеже ХIХ-ХХ вв. из-за притока в Сибирь переселенцев.
3) Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависело только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, и другим цветом - проблемы, для решения которых необходима была помощь государственных органов.
Задание «переселенцам»
Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изменилось в вашей жизни в связи с переездом на новое место жительства?
Для этого выполните следующие задания:
1) Напишите на листе бумаги, какие положительные изменения произошли
в вашей жизни после переезда в Сибирь.
2) Перечислите на листе бумаги проблемы, с которыми на рубеже
XIX-
XX вв. сталкивались в Сибири переселенцы.
3) Обведите одним цветом те проблемы, решение которых зависело только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, и другим - проблемы, для решения которых необходима была помощь государственных органов.
Задание «местным властям»
Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изменилось в вашей работе после приезда в вверенный вам регион новых жителей?
Для этого выполните следующие задания:
1) Перечислите на листе бумаги то положительное, что дал приток переселенцев для развития вашего края.
2) Перечислите на листе бумаги те проблемы, которые пришлось решать
местным властям в Сибири в связи с притоком переселенцев на рубеже
ХIХ-ХХ вв.
3) Обведите одним цветом проблемы, которые вы
можете решить своей
властью. Подчеркните другим цветом проблемы, для решения которых вам
необходимо содействие старожилов, и третьим цветом - проблемы, для решения которых вам необходимо содействие мигрантов (двумя чертами разного цвета, если необходимо содействие и тех и других).
4) Подумайте, как бы вы расселили новых жителей - в отдельном поселении или среди местного населения, учитывая, что новопоселенцы, возможно, останутся
в вашей губернии навсегда.
Объясните свой ответ.
Задание для всех
Подготовьтесь к ведению переговоров: предложите ваш вариант решения проблемы; продумайте аргументы для отстаивания своей позиции; определите, на какие уступки вы можете пойти, а на какие - нет.
Работая в переговорных группах, постарайтесь выработать наиболее оптимальный и безболезненный вариант решения проблемы.
Cправочные материалы.
Из современных исследований
Приемные приговоры. В 1860-1870-е гг. приток переселенцев в Сибирь составлял около 12 тыс. человек в год. В 1880-1890-е гг. переселение за Урал неуклонно росло и стало главным направлением переселенческого движения крестьянства.
Основной формой устройства переселенцев было «доприселение» к старожильческим селениям. К старожилам приселялись по приемным приговорам, в которых старожилы официально соглашались на наделение переселенцев всеми угодьями. За выдачу приемных приговоров сельские общества взыскивали до 50 руб.
Переселенцы, не имевшие средств на оплату приемного приговора или же не принятые старожилами в свое общество, оказывались на положении неприписанных. Они проживали в старожильческих селах в качестве батраков или на правах «полетовщиков» - одной из разорительных форм краткосрочной аренды.
Положение переселенцев.
«Село Анисимово - одно из старейших сел Алтайского края. Оно было основано во времена царствования Петра Великого, в 1710 г. Основателями села считается отряд казаков из Томского острога. Основная масса переселенцев прибыла в 1906-1910 гг.
По национальному составу из 249 семей 180 семей были русскими, 57 семей украинскими и 12 семей белорусскими.
Новоселы из Полтавской и Черниговской губерний привнесли в жизнь старожилов такое явление, как оштукатуренные стены внутри дома. До этого старожилы просто конопатили швы между бревнами паклей или мхом, а некоторые заливали еще швы сверху смолой. Полтавские переселенцы также впервые в Анисимово начали культивировать бахчевые культуры, в частности арбузы. Переселенцы привнесли новые черты в культуру земледелия.
В отношении важнейшего показателя - обеспеченности землей - переселенцы выиграли при переселении. По данным общероссийской статистики, переселенцы на родине имели земли в среднем 4,9 дес. на весь двор, а в сибирских условиях у них земли оказывалось примерно в 8 раз больше. Исключение составляли не причисленные к переселенческому поселку переселенцы. По закону они не имели права на надел. В селе их было 40 семей. Большинство семей непричисленных жило, действительно, очень бедно. Землю под пашню и сенокос они арендовали у своих односельчан. Больше половины из них (22 семьи) не имело ни одной лошади, а средний размер арендуемой пашни был ничтожным.
Но были и исключения из правил. Например, Григорий Лепехин, переселившийся в село из Воронежской губернии, был отличным кузнецом и благодаря своим умелым рукам жил совсем неплохо.
Аренда покосов была шире распространена среди переселенцев, чем старожилов, но прибегали к ней лишь немногие - 1/10 часть новоселов. В роли арендодателей выступали односельчане - старожилы, причисленные переселенцы, получившие после землеустроительных работ в 1909 г. наделы, и церковь.
В приговоре на сборе домохозяев о разделе земли было решено «...всю землю делить навечно и по жребию», но зажиточные старожилы, используя свою экономическую мощь и зависимость от них многих бедняцких хозяйств - и переселенцев и старожилов, добились на сходах получения отрубов и хуторов на тех же участках, которые принадлежали им до размежевания, т.е. на лучших землях.
После размежевания зажиточные старожилы стали путем различных сделок, в том числе и с помощью аренды, прибирать к рукам наделы бедняцких хозяйств. Все подобного рода арендные сделки, хотя и назывались арендой, по сути своей были замаскированной формой продажи и покупки наделов в обход сибирских законов, не разрешавших крестьянам продажу их наделов.
Еще одним важным и существенным компонентом в крестьянской жизни является количество рабочего скота. В этом отношении положение переселенцев было менее благоприятным. На одно старожильческое хозяйство приходилось в среднем 4,4 лошади и 1,1 жеребенка, а в переселенческом хозяйстве аналогичные показатели составляли в среднем около 3,0 лошадей и 0,7 жеребенка.
Средние показатели посевов свидетельствуют, что благоприятные земельные условия сказались на достаточно быстром обустройстве переселенцев в новых местах поселения. По своему положению они выравнивались со старожилами. Посевные площади были фактически одинаковы как в переселенческих, так и в старожильческих хозяйствах»
Из документов XIX — начала XX в.
Отзыв о немецких переселенцах губернатора одной из западносибирских губерний.
«Они в короткое время создали здесь [в губернии] целый ряд образцовых хозяйств, достигших завидного благосостояния. Водворившись в урмане [лесу], эти выходцы в противоположность «российским» переселенцам, которые первым делом обыкновенно заботятся о сооружении домов, прежде всего принимались за расчистки, подготовку пашни, причем первую зиму проводили нередко в землянках и, только обзаведясь пашней, приступали к устройству постоянных жилищ...
Они владеют различными ремеслами, например гончарством, ткачеством... Отдельного рассказа заслуживает история разведения немцами краснонемецкой породы коров...
В 1890 г. у колонистов в Самарском уезде уровень грамотности достигал 73,9% при средней поуездной грамотности в б,8%»4.
Из доклада министра земледелия и государственных имуществ А.С.Ермолова. «В
последнее время замечается наплыв переселенцев-немцев из самарских колоний, идущих без разрешения... Министерство внутренних дел разъяснило, что в степных областях немцев поселить нельзя. Немцы постоянно стремятся селиться вместе. Степной генерал-губернатор думает образовать из них отдельную волость, но это крайне нежелательно. Необходимо селить их если не в одних селениях с русскими, то, во всяком случае, в пределах одной волости, и перемешивать немецкие селения с русскими».
Из статьи в газете «Объединение».
«Не впадая в преувеличение, можно сказать, что Западная Сибирь в половине своей является немецкой страной, особенно Степной край. ...Началось это завоевание всего пять-шесть лет тому назад, а теперь сотни тысяч десятин - и притом лучшей земли - перешли в немецкие руки...
Это явление - крайне опасное для русского государственного единства... Нашему высшему правительству надлежит рассматривать Сибирь как колонизационный район, предназначенный исключительно для русских, и требовать от местных административно-полицейских и судебных властей точного соблюдения запретительных законов против вторжения туда иностранцев».
Приказ атамана Сибирского казачьего войска. 9 сентября 1916 г. «При посещении нескольких немецких колоний мною замечено, что колонисты продолжают вести разговор на немецком языке, некоторые же до сих пор совершенно не знают русского языка, а потому приказываю:
1) немецкие колонии, находящиеся на территории войска, приписать к ближайшим станицам и поселкам и через поселковых и станичных атаманов подчинить войсковому начальству;
2) воспретить немцам-колонистам разговаривать по-немецки;
3)не допускать в колониях и хуторах никаких вывесок, объявлений и надписей на
немецком языке;
4)возложить на станичных и поселковых атаманов
неослабное наблюдение, чтобы все
немцы-колонисты разговаривали только по-русски, не устраивали никаких сходов для
обсуждения исключительно своих, корпоративных интересов;
5)привлечь их к отбыванию земских общественных повинностей наравне с прочими
разночинцами».
На работу в группах дается 10-15 минут. Затем каждая группа вывешивает в классе листы с результатами своей работы и представляет их (2-3 минуты на группу).
Проведение переговоров
По результатам обсуждения в группах выбирается проблема, которая станет предметом для переговоров. Целесообразно, чтобы это была проблема, которую все группы отметят как требующую совместного решения (как правило, это бывает вопрос о земле).
Группы проводят подготовку к переговорам (10 минут) и получают рабочие листы с вариантами решения проблемы, которые помогут разработать стратегию и тактику переговоров.
Рабочий лист
Возможные уступки
Нежелательные уступки
Принципиальные требования (нельзя уступать)
После этого составляются переговорные группы: в каждой из них должно оказаться по два-три представителя от всех ролевых групп (все номера 1 садятся за стол № 1, номера 2 - за стол № 2 и т.д.).
Переговорным группам предлагается выработать наиболее оптимальный и безболезненный вариант решения проблемы.
После 7-10 минут переговоров участники возвращаются в их ролевые группы и обсуждают (5 минут) следующие вопросы:
1) Почему оппонент не идет на уступки?
2) Как мы можем сделать шаг на встречу друг другу?
3) Как бы я воспринимал наши тезисы, если бы был на месте оппонента?
На основе обсуждения ролевые группы вырабатывают стратегию ведения второго раунда переговоров (заполняют такой же рабочий лист, как и для первого раунда) и вновь рассаживаются по переговорным группам.
В течение второго раунда тройственных переговоров (15 минут) учащиеся должны выработать итоговый документ — соглашение по проблеме. Итоговые соглашения записываются на больших листах и вывешиваются на доске.
Группы представляют свои итоговые документы.
Затем в классе организуется итоговое обсуждение по следующим вопросам:
1) Насколько реалистично выработанное решение?
2)Какие вопросы можно решить сразу, а решение каких должно быть отложено и почему?
3)Почему та или иная группа смогла (не смогла) прийти к соглашению?
Если останется время, можно предложить для обсуждения вопрос об изменении взаимоотношений между переселенцами и старожилами. В качестве дополнительного материала используется текст «Свои и чужие».
Также стоит вспомнить, какие исторические события произошли в России в течение 15-20 лет после столыпинской реформы. Предложите учащимся подумать, как они могли повлиять на развитие отношений между старожилами, переселенцами и местными властями.
«Свои и чужие»
«Новопоселенцы старались устроиться на жительство в старожильческих селениях. Здесь можно было до обзаведения домом найти квартиру у старожила, купить лошадь и инвентарь, выгодно продать свою рабочую силу...
В последней четверти XIX в. старожильческий мир начинает ограничивать прием переселенцев в «общества»... На рубеже ХIХ-ХХ вв. большая часть переселенцев была вынуждена основывать новые селения в подтаежной зоне - степи и лесостепные области были практически освоены... Деревни новоселов стали существенно отличаться от старожильческих. У старожилов дома большие и крепкие. У новоселов - слабые и серые. Постройки низкие. Крыши земляные и соломенные, пропитанные глиной. Много изб покривившихся, непокрытых, причем окна едва видны из-за наваленного для теплоты навоза.
Новосел, откуда бы он ни был, сразу же мог наблюдать разницу между «Рассейским краем» и Сибирью. Но различия преодолевались, как тонко было подмечено в конце XIX в., следующим способом:
«Новосел подвергается непрерывной критике и иронии, сопровождаемой и положительными советами, как поступать на сибирской земле, как пахать землю, какие сделать уступки ея, насколько и когда быть благосклонным к бродягам, а когда жестоким, и, наконец, даже советами, как говорить, не возбуждая смеха. Под гнетом этих насмешек и советов, подтвержденных собственным опытом, новые колонисты быстро уступают местным обычаям, а не далее как следующее поколение считает себя уже коренными сибиряками и на новоселов смотрит с усмешкою и иронией».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.