Игра Переселенцы и старожилы
Оценка 4.9

Игра Переселенцы и старожилы

Оценка 4.9
doc
02.11.2022
Игра Переселенцы и старожилы
урок игра старожилы и переседенцы.doc

РОЛЕВАЯ ИГРА «СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ»

Игра «Старожилы и переселенцы» основана на материале отечественной истории начала XX в. и посвящена ана­лизу последствий переселения в Сибирь крестьян из центральных районов Рос­сии в результате столыпинской аграр­ной реформы.

Одной из главных целей игры явля­ется формирование у учащихся комму­никативных умений и навыков. В ходе игры учащиеся также должны осознать тот факт, что приезд мигрантов не толь­ко привносит неудобства в жизнь мест­ного населения, но и является жизненно необходимым для него.

Представляется целесообразным на­чинать отрабатывать коммуникативные умения на историческом мате­риале и лишь затем переходить к об­суждению аналогичных проблем, имею­щих место в современном обществе.

Особое внимание при организации игры следует уделить делению класса на группы и пары.

Само по себе возникновение диалога между конфликтующими сторонами еще не означает, что конфликт исчер­пан. В большинстве реальных ситуаций межкультурного общения стороны так или иначе вторгаются в «жизненное пространство» других культур, и раз­решить такой конфликт без взаимных компромиссов невозможно. Игра направлена на развитие уме­ний идти на компромиссы, уживаться вместе, несмотря на различия в культу­ре и имеющее порой место противостоя­ние интересов.

Цели игры:

развитие коммуникативных умений и навыков;

формирование основ толерантного поведения;

формирование умения понимать по­зицию и мотивы каждой из сторон в конфликте, воспитание терпимости к чужим взглядам, способности идти на компромисс;

развитие умения видеть себя со сто­роны в возможном конфликте (осозна­вать, какими стереотипами или преду­беждениями определяется собственное поведение), навыков выстраивания свое­го поведения в конфликтных ситуациях.

Ход игры

Класс делится на три ролевые груп­пы - «старожилы», «переселенцы», «местные власти». Для этого можно вы­давать учащимся при входе в класс про­извольно перемешанные цветные кар­точки с литерами (по две-три карточки каждого наименования).

 

Желтый

Зеленый

Синий

1МВ

2МВ

ЗС

ЗП

ЗМВ

На каждом из трех игровых столов имеется цвет­ная табличка:

желтая - со словом «Старожилы»;

зеленая - со словом «Переселенцы»;

синяя - со словами «Местные власти».

На обратной стороне таблички ука­зывается номер переговорного стола (от 1 до 3).

Учащиеся занимают места в соответ­ствии с цветом выданной им при входе карточки. Каждая группа получает за­дание, большой лист бумаги и фломас­теры двух цветов (группа «местных властей» - трех).

Задание для каждой ролевой группы состоит из двух частей: особого задания для данной группы и задания, одинако­вого для всех групп.

Задание «старожилам»

Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изме­нилось в вашей жизни после приезда в ваше село новых жителей?

Для этого выполните следующие за­дания:

1) Напишите на листе бумаги, какие изменения, на ваш взгляд, являются положительными.

2) Перечислите   на   листе   бумаги проблемы местных жителей, которые
возникли на рубеже Х
IХ-ХХ вв. из-за притока в Сибирь переселенцев.

3) Обведите одним цветом те пробле­мы, решение которых зависело только от самих людей, их терпимости, добро­желательности,  и другим  цветом - проблемы, для решения которых необ­ходима была помощь государственных органов.

Задание «переселенцам»

Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изме­нилось в вашей жизни в связи с переез­дом на новое место жительства?

Для этого выполните следующие за­дания:

1) Напишите на листе бумаги, какие положительные изменения произошли
в вашей жизни после переезда в Си­бирь.

2)  Перечислите   на   листе   бумаги проблемы, с которыми на рубеже XIX-
XX вв. сталкивались в Сибири пересе­ленцы.

3)       Обведите одним цветом те проблемы,    решение   которых   зависело только от самих людей, их терпимости, доброжелательности, и другим - проблемы, для решения которых необ­ходима была помощь государственных органов.

Задание «местным властям»

Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что из­менилось в вашей работе после приез­да в вверенный вам регион новых жи­телей?

Для этого выполните следующие за­дания:

1)   Перечислите на листе бумаги то положительное, что дал приток пересе­ленцев для развития вашего края.

2)  Перечислите на листе бумаги те проблемы, которые пришлось решать
местным властям в Сибири в связи с притоком   переселенцев   на   рубеже
ХIХ-ХХ вв.

3)  Обведите одним цветом пробле­мы, которые вы можете решить своей
властью. Подчеркните другим цветом
проблемы, для решения которых вам
необходимо содействие старожилов, и третьим цветом - проблемы, для ре­шения которых вам необходимо содей­ствие мигрантов (двумя чертами раз­ного цвета,  если необходимо содей­ствие и тех и других).

4)  Подумайте, как бы вы расселили новых жителей - в отдельном поселе­нии или среди местного населения, учи­тывая, что новопоселенцы, возможно, останутся в вашей губернии навсегда.
Объясните свой ответ.

Задание для всех

Подготовьтесь к ведению перегово­ров: предложите ваш вариант решения проблемы; продумайте аргументы для отстаивания своей позиции; определи­те, на какие уступки вы можете пойти, а на какие -  нет.

Работая в переговорных группах, по­старайтесь выработать наиболее опти­мальный и безболезненный вариант ре­шения проблемы.

Cправочные материалы.

Из современных исследований

Приемные приговоры. В 1860-1870-е гг. приток переселенцев в Сибирь составлял около 12 тыс. человек в год. В 1880-1890-е гг. переселение за Урал неуклонно росло и ста­ло главным направлением переселенческого движения крестьянства.

Основной формой устройства переселен­цев было «доприселение» к старожильческим селениям. К старожилам приселялись по приемным приговорам, в которых старо­жилы официально соглашались на наделе­ние переселенцев всеми угодьями. За выда­чу приемных приговоров сельские общества взыскивали до 50 руб.

Переселенцы, не имевшие средств на оп­лату приемного приговора или же не принятые старожилами в свое общество, оказыва­лись на положении неприписанных. Они проживали в старожильческих селах в каче­стве батраков или на правах «полетовщиков» - одной из разорительных форм крат­косрочной аренды.

Положение переселенцев.

 «Село Анисимово - одно из старейших сел Алтайского края. Оно было основано во времена цар­ствования Петра Великого, в 1710 г. Основа­телями села считается отряд казаков из Томского острога. Основная масса пересе­ленцев прибыла в 1906-1910 гг.

По национальному составу из 249 семей 180 семей были русскими, 57 семей украин­скими и 12 семей белорусскими.

Новоселы из Полтавской и Черниговской губерний привнесли в жизнь старожилов та­кое явление, как оштукатуренные стены внутри дома. До этого старожилы просто ко­нопатили швы между бревнами паклей или мхом, а некоторые заливали еще швы свер­ху смолой. Полтавские переселенцы также впервые в Анисимово начали культивиро­вать бахчевые культуры, в частности арбу­зы. Переселенцы привнесли новые черты в культуру земледелия.

В отношении важнейшего показателя - обеспеченности землей - переселенцы выиграли при переселении. По данным об­щероссийской статистики, переселенцы на родине имели земли в среднем 4,9 дес. на весь двор, а в сибирских условиях у них зем­ли оказывалось примерно в 8 раз больше. Исключение составляли не причислен­ные к переселенческому поселку переселен­цы. По закону они не имели права на надел. В селе их было 40 семей. Большинство семей непричисленных жило, действительно, очень бедно. Землю под пашню и сенокос они арендовали у своих односельчан. Больше половины из них (22 семьи) не имело ни одной лошади, а средний размер арендуемой паш­ни был ничтожным.

Но были и исключения из правил. Напри­мер, Григорий Лепехин, переселившийся в село из Воронежской губернии, был отлич­ным кузнецом и благодаря своим умелым рукам жил совсем неплохо.

Аренда покосов была шире распростра­нена среди переселенцев, чем старожилов, но прибегали к ней лишь немногие - 1/10 часть новоселов. В роли арендодателей выступали односельчане - старожилы, при­численные переселенцы, получившие после землеустроительных работ в 1909 г. наделы, и церковь.

В приговоре на сборе домохозяев о разде­ле земли было решено «...всю землю делить навечно и по жребию», но зажиточные ста­рожилы, используя свою экономическую мощь и зависимость от них многих бедняц­ких хозяйств - и переселенцев и старожи­лов, добились на сходах получения отрубов и хуторов на тех же участках, которые при­надлежали им до размежевания, т.е. на луч­ших землях.

После размежевания зажиточные старо­жилы стали путем различных сделок, в том числе и с помощью аренды, прибирать к ру­кам наделы бедняцких хозяйств. Все подобного рода арендные сделки, хотя и называ­лись арендой, по сути своей были замаскированной формой продажи и покупки наде­лов в обход сибирских законов, не разрешав­ших крестьянам продажу их наделов.

Еще одним важным и существенным компонентом в крестьянской жизни являет­ся количество рабочего скота. В этом отно­шении положение переселенцев было менее благоприятным. На одно старожильческое хозяйство приходилось в среднем 4,4 лошади и 1,1 жеребенка, а в переселенческом хозяйстве аналогичные показатели состав­ляли в среднем около 3,0 лошадей и 0,7 же­ребенка.

Средние показатели посевов свидетель­ствуют, что благоприятные земельные условия сказались на достаточно быстром обустройстве переселенцев в новых местах поселения. По своему положению они вы­равнивались со старожилами. Посевные площади были фактически одинаковы как в переселенческих, так и в старожильческих хозяйствах»

 

Из документов XIX — начала XX в.

Отзыв о немецких переселенцах губер­натора одной из западносибирских губерний.

«Они в короткое время создали здесь [в губернии] целый ряд образцовых хозяйств, достигших завидного благосостояния. Во­дворившись в урмане [лесу], эти выходцы в противоположность «российским» пересе­ленцам, которые первым делом обыкновенно заботятся о сооружении домов, прежде все­го принимались за расчистки, подготовку пашни, причем первую зиму проводили не­редко в землянках и, только обзаведясь пашней, приступали к устройству постоян­ных жилищ...

Они владеют различными ремеслами, например гончарством, ткачеством... От­дельного рассказа заслуживает история разведения немцами краснонемецкой поро­ды коров...

В 1890 г. у колонистов в Самарском уезде уровень грамотности достигал 73,9% при средней поуездной грамотности в б,8%»4.

Из доклада министра земледелия и го­сударственных имуществ А.С.Ермолова. «В

последнее время замечается наплыв пересе­ленцев-немцев из самарских колоний, идущих без разрешения... Министерство внут­ренних дел разъяснило, что в степных обла­стях немцев поселить нельзя. Немцы посто­янно стремятся селиться вместе. Степной ге­нерал-губернатор думает образовать из них отдельную волость, но это крайне нежела­тельно. Необходимо селить их если не в од­них селениях с русскими, то, во всяком слу­чае, в пределах одной волости, и перемеши­вать немецкие селения с русскими».

Из статьи в газете «Объединение».

 «Не впадая в преувеличение, можно сказать, что Западная Сибирь в половине своей является немецкой страной, особенно Степной край. ...Началось это завоевание всего пять-шесть лет тому назад, а теперь сотни тысяч деся­тин - и притом лучшей земли - перешли в немецкие руки...

Это явление - крайне опасное для рус­ского государственного единства... Нашему высшему правительству надлежит рассмат­ривать Сибирь как колонизационный район, предназначенный исключительно для рус­ских, и требовать от местных административно-полицейских и судебных властей точ­ного соблюдения запретительных законов против вторжения туда иностранцев».

Приказ атамана Сибирского казачьего войска. 9 сентября 1916 г. «При посещении нескольких немецких колоний мною замече­но, что колонисты продолжают вести разговор на немецком языке, некоторые же до сих пор совершенно не знают русского языка, а потому приказываю:

1) немецкие колонии, находящиеся на территории войска, приписать к ближайшим станицам и поселкам и через поселко­вых и станичных атаманов подчинить вой­сковому начальству;

2) воспретить немцам-колонистам разговаривать по-немецки;

3)не допускать в колониях и хуторах никаких вывесок, объявлений и надписей на
немецком языке;

4)возложить на станичных и поселковых атаманов неослабное наблюдение, чтобы все
немцы-колонисты разговаривали только по-русски, не устраивали никаких сходов для
обсуждения исключительно своих, корпоративных интересов;

5)привлечь их к отбыванию земских общественных повинностей наравне с прочими
разночинцами».

На работу в группах дается 10-15 минут. Затем каждая группа выве­шивает в классе листы с результатами своей работы и представляет их (2-3 минуты на группу).

Проведение переговоров

По результатам обсуждения в груп­пах выбирается проблема, которая ста­нет предметом для переговоров. Целе­сообразно, чтобы это была проблема, ко­торую все группы отметят как требую­щую совместного решения (как прави­ло, это бывает вопрос о земле).

Группы проводят подготовку к переговорам (10 минут) и получают рабочие листы с вариантами решения проблемы, которые помогут разработать стратегию и тактику переговоров.

 

Рабочий лист

Возможные уступки

Нежелательные уступки

Принципиальные требования (нельзя уступать)

После этого составляются перего­ворные группы: в каждой из них долж­но оказаться по два-три представителя от всех ролевых групп (все номера 1 са­дятся за стол № 1, номера 2 - за стол № 2 и т.д.).

Переговорным группам предлагает­ся выработать наиболее оптимальный и безболезненный вариант решения проб­лемы.

После 7-10 минут переговоров участ­ники возвращаются в их ролевые группы и обсуждают (5 минут) следующие во­просы:

1)  Почему оппонент не идет на уступ­ки?

2) Как мы можем сделать шаг на­ встречу друг другу?

3) Как бы я воспринимал наши тези­сы, если бы был на месте оппонента?

На основе обсуждения ролевые груп­пы вырабатывают стратегию ведения второго раунда переговоров (заполняют такой же рабочий лист, как и для перво­го раунда) и вновь рассаживаются по переговорным группам.

В течение второго раунда трой­ственных переговоров (15 минут) уча­щиеся должны выработать итоговый документ — соглашение по проблеме. Итоговые соглашения записываются на больших листах и вывешиваются на доске.

Группы представляют свои итоговые документы.

Затем в классе организуется итого­вое обсуждение по следующим вопро­сам:

1) Насколько реалистично вырабо­танное решение?

2)Какие вопросы можно решить сра­зу, а решение каких должно быть отло­жено и почему?

3)Почему та или иная группа смогла (не смогла) прийти к соглашению?

Если останется время, можно пред­ложить для обсуждения вопрос об изме­нении взаимоотношений между пересе­ленцами и старожилами. В качестве до­полнительного материала используется текст «Свои и чужие».

Также стоит вспомнить, какие исто­рические события произошли в России в течение 15-20 лет после столыпин­ской реформы. Предложите учащимся подумать, как они могли повлиять на развитие отношений между старожи­лами, переселенцами и местными вла­стями.

«Свои и чужие»

«Новопоселенцы старались устроиться на жительство в старожильческих селениях. Здесь можно было до обзаведения домом найти квартиру у старожила, купить лошадь и инвентарь, выгодно продать свою ра­бочую силу...

В последней четверти XIX в. старожиль­ческий мир начинает ограничивать прием переселенцев в «общества»... На рубеже ХIХ-ХХ вв. большая часть переселенцев была вынуждена основывать новые селения в подтаежной зоне - степи и лесостепные области были практически освоены... Дерев­ни новоселов стали существенно отличаться от старожильческих. У старожилов дома большие и крепкие. У новоселов - слабые и серые. Постройки низкие. Крыши земляные и соломенные, пропитанные глиной. Много изб покривившихся, непокрытых, причем окна едва видны из-за наваленного для теп­лоты навоза.

Новосел, откуда бы он ни был, сразу же мог наблюдать разницу между «Рассейским краем» и Сибирью. Но различия преодоле­вались, как тонко было подмечено в конце XIX в., следующим способом:

«Новосел подвергается непрерывной критике и иронии, сопровождаемой и поло­жительными советами, как поступать на си­бирской земле, как пахать землю, какие сде­лать уступки ея, насколько и когда быть бла­госклонным к бродягам, а когда жестоким, и, наконец, даже советами, как говорить, не возбуждая смеха. Под гнетом этих насмешек и советов, подтвержденных собственным опытом, новые колонисты быстро уступают местным обычаям, а не далее как следующее поколение считает себя уже коренными си­биряками и на новоселов смотрит с усмеш­кою и иронией».


РОЛЕВАЯ ИГРА «СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ»

РОЛЕВАЯ ИГРА «СТАРОЖИЛЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ»

Ход игры Класс делится на три ролевые груп­ пы - «старожилы», «переселенцы», «местные власти»

Ход игры Класс делится на три ролевые груп­ пы - «старожилы», «переселенцы», «местные власти»

Задание «переселенцам» Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изме­ нилось в вашей жизни в связи с переез­ дом на новое…

Задание «переселенцам» Изучите справочные материалы и на их основе ответьте на вопрос: что изме­ нилось в вашей жизни в связи с переез­ дом на новое…

Подумайте, как бы вы расселили новых жителей - в отдельном поселе­ нии или среди местного населения, учи­ тывая, что новопоселенцы, возможно, останутся в вашей губернии…

Подумайте, как бы вы расселили новых жителей - в отдельном поселе­ нии или среди местного населения, учи­ тывая, что новопоселенцы, возможно, останутся в вашей губернии…

Положение переселенцев. «Село

Положение переселенцев. «Село

В приговоре на сборе домохозяев о разде­ ле земли было решено «

В приговоре на сборе домохозяев о разде­ ле земли было решено «

Во­ дворившись в урмане [лесу], эти выходцы в противоположность «российским» пересе­ ленцам, которые первым делом обыкновенно заботятся о сооружении домов, прежде все­го принимались за расчистки,…

Во­ дворившись в урмане [лесу], эти выходцы в противоположность «российским» пересе­ ленцам, которые первым делом обыкновенно заботятся о сооружении домов, прежде все­го принимались за расчистки,…

Приказ атамана Сибирского казачьего войска

Приказ атамана Сибирского казачьего войска

Рабочий лист Возможные уступки

Рабочий лист Возможные уступки

Почему та или иная группа смогла (не смогла) прийти к соглашению?

Почему та или иная группа смогла (не смогла) прийти к соглашению?

собственным опытом, новые колонисты быстро уступают местным обычаям, а не далее как следующее поколение считает себя уже коренными си­биряками и на новоселов смотрит с усмеш­…

собственным опытом, новые колонисты быстро уступают местным обычаям, а не далее как следующее поколение считает себя уже коренными си­биряками и на новоселов смотрит с усмеш­…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022