Сценарий игры по информатике
«Турнир знатоков»
Цель: обобщение и систематизация знаний по информатике и компьютерным информационным технологиям.
Задачи:
Образовательные:
o формирование у учащихся представлений об информационной деятельности;
o формирование умений и навыков работы с информацией;
o закрепление знаний по предмету информатика и компьютерные информационные технологии.
Воспитательные:
o воспитание чувства коллективизма, умения прислушиваться к мнению друг друга;
o воспитание умения аргументировать свою версию и выбрать из всех предложенных версий одну – оптимальную;
o воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Развивающие:
o развитие у учащихся познавательного интереса к информатике и к процессу обучения в целом;
o развитие памяти, устойчивости внимания;
o развитие логического мышления.
Материально- техническое оснащение
o Презентация к уроку и комплект презентационного оборудования.
o Раздаточный материал для проведения этапов игры.
Участники игры: учащиеся объединения «Компьютер».
Возраст участников: от 10 до 16 лет.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Преподаватель: – Добрый вечер, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех собравшихся в нашем классе.
У нас сегодня необычное занятие. Я приглашаю вас на игру «Турнир знатоков», во время которой вы, я надеюсь, продемонстрируете не только свои интеллектуальные способности, но и уважение к товарищам по команде, а также к своим соперникам.
За работой игры будет следить жюри – это выпускники нашего объединения. Позвольте вам его представить.
Представление членов жюри ________________________________________
2. Игра.
Преподаватель: – Прежде чем пуститься в плавание по огромному океану с названием «Информатика», нужно определиться с названием корабля. Большая просьба к командам – посовещаться и объявить нам название вашей команды.
Итак, мы начинаем.
I. Этап – «Блиц-опрос»
Преподаватель: – Я задаю вопрос, касающийся различных тем информатики, вы быстро на него отвечаете. Ответы нужно представить в письменной форме. У каждой команды для этого приготовлены листочки. Не забудьте только указать на листе название команды.
Вопросы:
1. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? (Ответ: Слово «алгоритм» происходит от имени хорезмского учёного Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми (алгоритм — аль-Хорезми).
2. Кто считается автором самого древнего алгоритма? (Ответ: Греческий математик Евклид).
3. Кого называют первой в истории женщиной-программистом? (Ответ: Аду Лавлейс, дочь поэта Джоржа Байрона).
4. Жаргонное название вентилятора охлаждения процессора. (Ответ: Кулер).
5. Как называется разъем расширения на материнской плате. (Ответ: Слот).
6. В каких единицах измеряется время доступа к требуемому месту на диске для чтения или записи информации? (Ответ: В миллисекундах.)
7. В каких единицах измеряется скорость передачи информации? (Ответ: Бит в секунду.)
8. В каких единицах измеряется чувствительность компьютерной «мыши»? (Ответ: В единицах, обозначаемых как dpi.)
9. В каких единицах измеряется диагональ монитора? (Ответ: В дюймах.)
10. В каких единицах измеряется размер символов? (Ответ: В пунктах, пункт равен 0,35 мм.)
11. Название какого устройства в компьютере с английского языка переводится как «радостная палка»? (Ответ: Джойстик).
12. Название какого вычислительного устройства с древнегреческого языка переводится буквально как «измеряющий арифметику»? (Ответ: Арифмометр).
13. Название какого объекта на экране переводится как «рисованная запись»? (Ответ: Пиктограмма).
14. Что в информатике переводится как «превышающий норму текст»? (Ответ: Гипертекст).
15. Какое понятие в информатике переводится с английского языка как «межлицевой»? (Ответ: Интерфейс).
Преподаватель: – Блиц-опрос подошёл к концу, пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
II. Этап – «Всё наоборот»
Преподаватель: – Вашему вниманию будут предложены словосочетания, связанные с компьютерами и информатикой. Понятия в них заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т. п., например, «функциональная клавиша» по этим правилам была бы записана как «бесполезная кнопка». Необходимо определить исходные словосочетания.
(Задание оценивается по количеству правильных ответов.)
Задание- перевертыш |
Исходное название, которые должны назвать участники игры |
Беззвучный микрофон |
Звуковая колонка |
Капельная клавиатура |
Струйный принтер |
Коллективные счеты |
Персональный компьютер |
Естественное отсутствие ума |
Искусственный интеллект |
Разгрузочный винчестер |
Загрузочный диск |
Долговременный склероз |
Оперативная память |
Глобальный одиночный компьютер |
Локальная сеть |
Видимая папка |
Скрытый файл |
Гибкое кольцо |
Жесткий диск |
Отцовский транзистор |
Материнская плата |
Пиратский Алгоритм |
Лицензионная программа |
Разъединительная нить |
Соединительный кабель |
Расшифровка отсутствие новостей |
Кодирование информации |
Реальное ненастоящее |
Виртуальная реальность |
Темная авторучка |
Световое перо |
Единичная деталь |
Системный блок |
Преподаватель: – Пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
III. Этап – «Верю – не верю»
Преподаватель: – Прослушайте утверждение и ответьте, верите вы в это или не верите. Необходимо поднять надпись: да или нет. (Задание оценивается по количеству правильных ответов.)
1. Верите ли вы, что обычный Калькулятор не знает порядок арифметических действий? (Ответ: Да).
2. Верите ли вы, что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск? (Ответ: Да).
3. Верите ли вы, что в Англии есть город Винчестер? (Ответ: Да.)
4. Верите ли вы, что создателем языка программирования Паскаль является Блез Паскаль? (Ответ: Нет. Создатель Паскаля Никлаус Вирт предложил первую версию строгого по форме и простого для написания программ языка в 1968 году).
5. Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше? (Ответ: Нет).
IV. Этап – «Шифровальщик»
Преподаватель: – За 3 минуты попытайтесь расшифровать тексты сообщений и способы их кодирования.
Задание 1. «Ребусы»
Разгадать, что зашифровано в предложенных ребусах по информатике. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание 2. Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования.
1. Поса шила ф фасе.
2. Коляманлядаля.
Ответы . 1. Роза жила в вазе. (Способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие.)
2. Команда. (Способ кодирования: после каждого слога вставляется слог «ля».)
Преподаватель: – Пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
V. Этап – «Угадай слово»
Преподаватель: – Бывает, что в различных науках одно и тоже слово имеет совершенно различные определения. Попробуйте угадать о каком слове идёт речь. Ответы команда подаёт в письменном виде.
Информатика и русский язык:
Жаргонное название корневого каталога диска.
Основная, значимая часть слова.
(Ответ: Корень)
Программа, созданная для работы под управлением операционной системы Windows.
В грамматике — определение, выраженное существительным.
(Ответ: Приложение)
Совокупность правил записи символов в языке программирования.
Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.
(Ответ: Синтаксис)
Совокупность характеристик символа или абзаца в текстовом редакторе Microsoft Word.
Синоним слова слог (как совокупность приемов использования языковых средств для выражения мыслей и идей).
(Ответ: Стиль)
Информатика и спорт
Разновидность носителя информации.
Спортивный снаряд для метания.
(Ответ: Диск)
Участок магнитного диска в виде двух концентрических окружностей, образуемый при разметке диска.
Специально устроенная дистанция для бега, плавания и т. п.
(Ответ: Дорожка)
Синоним понятия "оператор в программе".
Спортивный коллектив.
(Ответ: Команда)
Элемент матричного принтера.
Узкая полоса ткани или бумаги, закрепляемая на финише дистанции на соревнованиях по бегу.
(Ответ: Лента)
Участок дорожки магнитного диска.
Участок на стадионе для зрителей или для проведения соревнований по отдельному виду спорта.
(Ответ: Сектор)
Тип топологии локальной сети.
Один из пары предметов, используемых в спортивной гимнастике.
(Ответ: Кольцо)
Информатика и транспорт:
Программа для обслуживания периферийного устройства.
Шофер на английском языке.
(Ответ: Драйвер)
Точка подключения внешних устройств к шине компьютера.
Место для стоянки и разгрузки судов.
(Ответ: Порт)
Жаргонное название жесткого магнитного диска.
Крепежная деталь.
(Ответ: Винт)
Перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен файл.
Направление, маршрут движения.
(Ответ: Путь)
Группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера.
Деталь автомобиля.
(Ответ: Шина)
Преподаватель: – Пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
VI. Этап – «Разгадай пословицу»
Преподаватель: – Сформулируйте известные русские пословицы, по представленным блок-схемам. Учащимся выдаются блок-схемы с загаданными пословицами.
Ответы:
1. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
2. Скупой платит дважды.
3. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
4. Готовь сани летом, а телегу зимой.
Преподаватель: – Пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
VII. Этап – «Аббревиатура»
Преподаватель: – Перед вами список сокращений по информатике. Вам нужно дать полное название термина и его определение.
ü WWW - Word Wide Web - Всемирная паутина - распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключённых к сети Интернет;
ü ОЗУ - Оперативное Запоминающее Устройство - энергозависимая часть компьютерной памяти, в которой временно хранятся данные;
ü СУБД - Система Управления Базами Данных - специализированная программа, предназначенная для организации и ведения базы данных;
ü RGB - Red Green Blue - является аддитивной цветовой моделью, в которой нужный цвет получается смешением световых излучений трех первичных цветов – красного, зеленого и синего;
ü CD-ROM - Compakt Dick – Read Only Memory - разновидность компакт-дисков с записанными на них данными, доступными только для чтения;
ü URL - Uniform Resource Lokator - универсальный указатель ресурса. URL — это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет.
Преподаватель: – Пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
VIII. Этап – «Великие имена в информатике»
Преподаватель: – Перед вами портреты людей, которые внесли значительный вклад в развитие информатики. Угадайте – кто это?
· Ада Лавлейс – (10 декабря 1815, Лондон, Великобритания – 27 ноября 1852) – математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом.
· Блез Паскаль – (19 июня 1623, Франция – 19 августа 1662) – французский математик, механик, физик, литератор и философ. Создатель первых образцов счётной техники.
· Алан Тьюринг – (23 июня 1912 – 7 июня 1954) – английский математик, логик, криптограф. Научные труды А. Тьюринга – общепризнанный вклад в основания информатики (и, в частности, – теории искусственного интеллекта). Во время Второй мировой войны Алан Тьюринг работал в Правительственной школе кодов и шифров.
· Стив Джобс - получил широкое признание в качестве пионера эры IT-технологий. Один из основателей, председатель совета директоров корпорации Apple. Один из основателей и киностудии Pixar.
· Билл Гейтс – американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей (совместно с Полом Алленом) и крупнейший акционер компании Microsoft. До 2008 года являлся руководителем компании, после ухода с поста остался в должности её неисполнительного председателя совета директоров. Билл Гейтс в минуту зарабатывает 6 659 долларов.
Преподаватель: – Пожалуйста, сдайте свои ответы нашему жюри.
3. Подведение итогов, награждение
Преподаватель: – Подошла к концу наша игра, пора подвести итог.
Слово Жюри. Жюри подчитывает баллы и оглашает результаты игры.
Вручение призов.
Преподаватель: – Благодарю всех за участие в сегодняшнем мероприятии, желаю вам успехов в изучении информатики. Отдельно хочется также поблагодарить всех гостей, которые пришли к нам и помогли провести игру. Спасибо за внимание.
До свидания, огромное всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.