Игра- путешествие "В гости к Старичку- Лесовичку"

  • docx
  • 25.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игра-путешествие .docx

 

               Игра-путешествие: «В  гости к старичку - лесовичку».

Методическая задача: провести занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.

Оборудование: рисунки лекарственных растений, деревьев,  изображения птиц, карточки – таблички, полотно «лес», изображение паровозика и вагончиков, музыкальное сопровождение.                                                                                                                                                                                   Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку. А отправимся мы в лес  на волшебном поезде. (На закрытой доске изображение паровозика и вагончика)Внимание! Внимание! Желающих совершить увлекательное путешествие просим занять свои места! Поезд отправляется!(Звучит запись песни «Песня паровозика»).Вот мы подъезжаем к лесу. А что мы можем услышать в лесу? Давайте, послушаем музыку леса. (Запись звуков леса.) Но где же сам Старичок- Лесовичок?


Лесовичок: Ап-чхи!
Наконец-то я добрался
К вам сегодня , детвора.
как давно вас не видал я,
А как будто бы вчера!
Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.


Чтобы вы, мои гости,  не скучали, я поведу вас на экскурсию по моему лесу. В пути вы сделаете 7 остановок: вас ждут лесные великаны, чудо- растения, следы неизвестных животных и много лесных приключений.  Сейчас вы находитесь в начале тропы – «На опушке леса». Если вы назовете «лесной пароль», мы пропустим вас на тропу.                                                                                                                                                     Ведущий: «Лесной пароль»– это ваши знания о лесе, что можно и чего нельзя делать в лесу. Назовете правило поведения в природе, расскажете интересную историю или стихотворение и вы пройдете на лесную тропу и получите первый жетон. Старайтесь получить их и на других привалах. В конце тропы мы определим лучших знатоков леса. А сейчас слушаем ваш пароль.                                                                                                                  1 привал «Лесные великаны»                                                                                                            Ветки деревьев: сосна, ель, кедр, береза, клен, рябина, черемуха. У ведущего – этикетки с названиями деревьев. Вопросы оформлены на листьях дуба.                                                                                                                       Ведущий: Внимательно присмотритесь к этим веточкам. Они от самых высоких растений. От каких? Конечно, от деревьев. Я их всех знаю и называю лесными великанами. Хотя у каждого из них есть свое название. Ваша задача- на моем привале узнать своего великана. Кому я предложу этикетки, должен положить их к веточкам. Самым любознательным вопросы о деревьях:

ü Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека? Почему? (Ель. Из-за новогодней традиции)

ü Из  древесины какого дерева дома наиболее долговечные? (Из лиственницы)

ü Какое  дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара? (Береза, она светолюбивая)

ü У какого дерева  самые красивые и длинные иголки?

ü Рядом растут маленькие ель и береза. Скажите, кто кого переживет? (Тенелюбивая ель перерастет березу и, лишив ее света, погубит)

2 привал «Четвертый лишний»                                                                                                                                                                                                                                         Лесовичок:  Ребята, я хочу поиграть с вами. Чтобы убедиться, что вы различаете животных, назовите, кто здесь « четвертый лишний» и почему. (таблички)


1. Заяц, еж, лиса, шмель.

2.Трясогузка, паук, скворец, сорока.

3.Бабочка, стрекоза, волк, пчела.

4.Кузнечик, божья коровка, воробей, комар.

5.Таракан, муха, пчела, майский жук.

6.Лягушка, комар, жук, бабочка.

7.стрекоза, гусь, утка, журавль.

8.Ёж, муравей, енот, медведь.


А пока команды отвечают, зрители отгадывают загадки.


Ведущий: 1. Без работы, хоть убей,

Жить не может (муравей)

2.Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит, сядет и укусит. (Комар)

3.Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)

4.А в траве живет скрипач,

Носит фрак, и ходит вскачь. (Кузнечик)

5.Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел. он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

6.Летит, гудит, сядет – молчит. (Шмель)

7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней.

На спине кружочки, черненькие точки. (Божья коровка)А как назвать их одним словом? (насекомые)

8.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу.(Белка)

9.Хозяин лесной  просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

10.За деревьями, кустами  - промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

11.Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и глины, рядом с ним еще плотину. (Бобры)

12.Колючий клубочек под елкой лежит.

Взять пожелаешь- вмиг убежит.( Еж)

13.Вот и вырыто метро, вход в метро закрыт хитро.

Под травой подземный житель – он механик и водитель.

Сам тоннель он проложил, сам – монтер, сам – пассажир.( Крот)

14.Кто зимой холодной

Ходит злой. голодный? (Волк)

15.Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал…

От лисички убежал. (Заяц)

16.Полосатая спинка,

На спинке – щетинка. (Кабан)

Ведущий: Ребята, как назвать всех, о ком мы говорили одним словом?

-А это кто?

17.Вьется веревка, на конце головка,

Та веревка шипит, подходить не велит. (Змея)

18.Она ,как змейка, в траве мелькает,

Хвостом виляет.

Если хвост оторвет – другой наживет.( Ящерица)

19.Эти резвые подружки, попрыгуньи и крикушки

Песни громко распевают и комариков глотают. (Лягушки)  


Если команды готовы, озвучивают свои ответы и аргументируют их.                                                             

3 привал «Чьи следы?»

Оформление: рисунки следов животных (зайца, белки, лося, кабана, медведя, волка, вороны, утки).

Ребята! На этом привале вы превращаетесь в следопытов. Посмотрите, пожалуйста, какие следы оставляют животные на снегу. Вам остается только разобраться, кому какие следы принадлежат.

Игра со зрителями

А пока вы думаете, мы проведем игру со зрителями. Ведущий читает вопросы, участники, если считают, что поступить нужно именно так, говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если  неправильно, молчат.                                                                                                                                                        Кто помог замерзающей птице?                                                                                                                 Кто взял птенчика домой?                                                                                                                   Наш гусак встает на зорьке, он к реке сбегает с горки, он гусиную зарядку любит делать по порядку. Кто как наш гусак, делает зарядку?                        Кто любит разорять птичьи гнезда?                                                                                                Кто на уроке считает ворон?                                                                                                                         Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?                                                                                                                          Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

4 привал «Птицы» Угадайте птицу по описанию.                                                                                       На доске прикреплены 16 карточек. Участники игры выбирают карточку, ведущий читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь, называют ответ. Правильность ответа подтверждается иллюстрацией с изображением птицы.

1. Эта птица – символ весны.  По народным поверьям, где они строят гнезда, там будет счастье. Существовала примета"кто разорит  ее гнездо, у того будут веснушки". Издавна считалось, что если они исчезают из какой-то местности, то это грозит людям бедами. Поэтому крестьяне издавна прибивали на стенах дома специальные планки для их гнезд. (Ласточка)                                                                                                                                        2. Эта птица всеядная. Она поедает различных насекомых, грызунов, ящериц, рыб, молодняк домашней птицы. Зимой питается в основном отбросами. Поедая грызунов и вредных насекомых, приносит большую пользу людям. По народным приметам, если эта птица устроилась на нижних ветвях деревьев – ожидай ветра. В русских сказках эта птица самая мудрая из всех птиц. (Ворона)                                                                                                       3. Эта птица символ красоты и верности. Считается, что птица предвещает дождь, когда роняет на воду капли или при купании погружается в воду по плечи. Пища этих птиц растительная - различные водяные растения. Добывает еду, погружая свою длинную шею в воду, обрывая растения и обшаривая ил. (Лебедь)                                                                                      4. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что  вы дадите: зерно, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.  У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голова черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синичка)                                                          5. Эта птица хорошо лазает по деревьям. При этом она все время долбит кору в поисках насекомых и их личинок. Сильный, прямой и острый клюв не только разрушает кору, но и разбивает древесину, делая в ней углубления. Зимой птица питается семенами хвойных деревьев.
Птица имеет пеструю окраску из сочетания белых и черных тонов, у самцов – красный затылок. (Дятел)                                                                                                         6. Кормятся эти птицы семенами ольхи, ясеня, клена, липы. В садах и парках поедают древесные почки. Особенно привлекают их плоды рябины.
Обладает ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Самки отличаются более скромным серым оперением.
Эти птицы прилетают к нам в октябре на зимовку. Отсюда, вероятно, и название. (Снегирь)                                                                                                                                             7. Эти птицы общительные, селятся колониями. Окраска перьев этих птиц серо-коричневая со светлыми полосками на крыльях. Образуя стайки, легче замечают опасность и скорее находят корм. Ведут оседлый образ жизни, так как круглый год могут добывать себе пропитание.
Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу  (Воробей)                                                                                         8. Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту эта птица неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные. Уж ее – то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого – то увидит, дергает хвостом. Когда летит, то машут ее  белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. ( Сорока ).                                                                                                                                              9. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц  острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 –15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (Сова)                                                                                                                                           10. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны.                                                                                     Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).                                                                            11. Они являются хищными птицами, отличаются очень хорошим зрением. При охоте, как правило, парят высоко над поверхностью земли, в поиске добычи полагаясь на зрение.                                                                                                                                  Гнездятся на земле, скалах или деревьях. Питаются мелкими и средней величины позвоночными (высматривают, паря в воздухе, или подкарауливают, сидя на возвышенном месте), иногда падалью                                                                                                                              На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота, но такая высота.
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться.
Два могучие крыла у хозяина ... (Орла.)                                                                                                                             12.   Эти птицы  живут по всему земному шару.
В  основном питаются семенами различных растений.  Живут на тёплых чердаках и в подвалах. Именно поэтому их так много.   За многие тысячелетия человек вывел самые разнообразные породы .Это получилось благодаря тому, что птицы легко приручаются. Их разводили как на мясо, так и для разных надобностей. Привязанность этих птиц к месту гнездовья натолкнула людей на мысль об использовании их как почтальонов. (Голубь)

5 привал «Когда так говорят?»                                                                                                                                                                                        Объясните, когда так говорят?

Короче воробьиного  носа.  (Очень маленький)

Как с гуся вода.  (Безразлично, все нипочем).

Курица  лапой.  (Неразборчиво, неряшливо).

Стреляный воробей. (Опытный, бывалый человек).

Стрелять из пушки по пустякам. (тратить много сил по пустякам).

Вылететь из гнезда. ( Покинуть родной дом).

Ворона в павлиньих перьях. (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть на самом деле).

Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, бесцельно проводить время, лодырничать).

Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других).

6 привал «Чудо – растения».

Рисунки с изображением растений.

На этом привале мы  встретимся с лекарственными растениями. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.

 1 растение.  Когда-то, очень давно, как гласит легенда, жили на Земле кентавры- полулошади –полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся большими познаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва. Отравленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хорона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось найти растение, которое помогло залечить рану. Это легенда. Может, это растение и не обладает такой силой, но помогает излечивать простуду и глазные болезни. В Европе издавна этот цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из этих цветов входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный этими цветами, ставили в красный угол дома. Венки из этих цветов крестьяне развешивали в избах, чтобы не водились сверчки.   Он прекрасный медонос. А еще из этого пастения люди научились делать краску. Так что этот цветок не только сорняк. Что это за растение? (Василек)

2 растение. Недаром это растение в старину называли «травой от 99 недугов». Верхние части растения перетирали в порошок и присыпали им раны, которые быстро заживали. Долгое время этим средством лечили лишь избранных- царя да бояр. Что это за трава? (зверобой)

3 растение. Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу. Его часто можно увидеть растущим при дорогах и тропинках. Отсюда и произошло его название. Кроме лечения ран он помогает при колитах и язвенной болезни желудка,  его используют и как отхаркивающее средство при кашле.(подорожник)

4 растение. Это растение- настоящий кладезь здоровья и красоты. Настойка помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо. В народе этот цветок иногда называют «заячьим маком2

5 растение. По древнерусской легенде морская царица Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и заплакала. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти.  Препараты из него применяются для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.  (ландыш)

6 растение. Это растение- символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома люди всегда старались посадить это дерево. Даже посидеть в ее тени считалось полезным . В народной медицине  плоды этого дерева употребляют как мочегонное и кровоостанавливающее средство. Эти плоды содержат много витаминов, поэтому домохозяйки любят готовить из них варенье, делают конфеты, настойки и наливки. Ее корой лечат заболевания печени. (рябина)

7  привал « Экологическая сказка»                                                                                            Пока жюри подводит итоги, мы с вами отдохнем и посмотрим сказку.                                                                                                                          
- ЛЕСНОЙ СПЕЦНАЗ ИЛИ КТО СПАСЁТ ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕС

Лесовичок: Ну, а мне пора, до свидания друзья!

 Ну вот, мы и побывали в гостях у старичка - лесовичка. Я уверена, что старичок - лесовичок не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.

       А мы отправляемся домой!

       Внимание! Внимание!

       Наш поезд отправляется на станцию «Начальная школа»! Наше путешествие завершилось. А на прощание споем песенку.

Звучит песня «Не дразните собак» в исполнении детей.