5 – 6 класс
по теме
«Игра-путешествие в мире слов»
Памятка для сопровождающих команды
1. Ознакомиться с расположением помещений. Найти маршрутный лист по указанной ссылке.
2. Сопровождать команду согласно маршрутному листу.
3. На каждой станции контролировать время — 10 минут.
4. Через 5 минут после начала работы сообщать детям о времени.
5. Последняя станция — рекреация второго этажа.
Станции:
1. «В мире вопросов и ответов».
2. «В мире загадочных слов».
3. «Сказочная».
4. «В компании с архивариусом».
5. «Исправления ошибок».
Станция «В мире вопросов и ответов»
Поэт Батюшков писал о Крылове: "Это человек - загадка, и великая!"
А великий критик Белинский восхищенно заметил: "Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".
Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.
1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?
(В Петербурге, в Летнем саду.)
2. Что означает слово "квартет"? (Музыкальное произведение для четырех инструментов.)
3. Из каких басен взяты эти строки?
а) Да только воз и ныне там.
("Лебедь, Щука и Рак".)
б) Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
("Стрекоза и Муравей".)
в) А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
("Квартет".)
г) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
("Мартышка и очки".)
д) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем.
( "Волк и Ягнёнок ".)
е) Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!
("Ворона и Лисица".)
ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!
(А Васька слушает да ест.)
("Кот и повар".)
з) Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
("Слон и Моська".)
4. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Закончите фразу.
а) "Слона-то я … (и не приметил)"
б) "Кукушка хвалит Петуха,…(за то, что хвалит он Кукушку)";
в) "Когда в товарищах согласья нет,…(на лад их дело не пойдет)";
г) "Да только воз и…(ныне там)";
д) "...рыльце у тебя…(в пуху)".
Станция «В мире загадочных слов»
Ведущий: В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов — от 15 ООО до 18 ООО слов. Великий Пушкин, располагавший словарем в 20 ООО слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов! А сколько слов знаете вы?
• Командам раздаются листы с заданиями.
1. Клетка
Заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочитать слово, начинающееся и заканчивающееся буквой К.
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
к |
|
|
|
к |
2. Ступеньки
Вписать в кружки слова, начинающиеся с буквы С (варианты К, П, Т и т. д.)
ооо
оооо
ооооо
оооооо
ооооооо
оооооооо
3. Кто больше?
Какие слова, состоящие из трех букв, вы можете вспомнить?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Станция «Сказочная»
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
1. Назовите сказку. Итак, начинает сказка сказываться:
А) В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
(Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)
Б) Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
В) Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. "Сказка о золотом петушке".)
Г) За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(Я. Я. Ершов. "Конек-горбунок".)
2. Вот мы с вами и выяснили, как вы помните зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
А) На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".)
Б) Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)
В) Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка.
(Царь-девица - П. П. Ершов. "Конек-горбунок".)
Г) Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)
Д) Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...
(Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)
3. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
А) Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери. - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)
Б) Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)
В) Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)
Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами -письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть!
Станция «В компании с архивариусом»
Ведущий 1-й: Язык — явление живое. Одни слова уходят, другие появляются. Понять значение устаревших слов нам помогут «Словарь живого великорусского » В.И.Даля и «Толковый словарь» С.Ожегова; узнать новые слова — «Словарь современных понятий и терминов». (Показать словари.)
Какие ещё словари вы знаете? (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Ведущий 2-й: Пополнение лексического запаса идет и тогда, когда приходят иностранные слова.
Ведущий 1-й: Я прочту отрывок из стихотворения, а вы объясните нам все непонятные слова:
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус...
Ведущий 2-й: Что же, хватит для начала! Здесь трудных слов достаточно.
Ведущий 1-й: Хорошо, что такое «лафет»?
Ведущий 2-й: «Лафет» — от слова «лафа». Очень приятная, понимаете ли, вещь! Мягкая, уютная...
Ведущий 1-й: Вы уверены?
Ведущий 2-й:: Но вы же сами слышали: «Прилег вздремнуть я у лафета»... Значит, там тепло, удобно, мягко!
Ведущий 1-й: А что такое, по-вашему, «бивак»?
Ведущий 2-й: «Бивак» — от слова «бить». Это место, где все дерутся.
Ведущий 1-й: Так ли?
Ведущий 2-й: Но там же ясно сказано — «весь избитый», как раз на биваке!
Ведущий 1-й: А что же, в таком случае, называется словом «кивер»?
Ведущий 2-й (назидательно): Не «кивер», а «киви»! Это фрукт. Или птица.
Ведущий 1-й: Не обратиться ли нам опять к словарям?
Ребята получают новые задания:
1. Найти в словаре значения слов лафет и бивак.
2. Рассказать о происхождении слов блуза, кепка, частушка, пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка».
3. Объяснить
значение устаревших слов из поэмы
А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Сидят три витязя младые,
Безмолвны за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые
И брашны неприятны им...
Впервые тихий край отцов
Услышал бранный звук булата...
(6 слов)
4. В
каком значении употребляются выделенные сло-
ва в произведениях А. С. Пушкина?
А) Ко рву примчался конь ретивый,
Взмахнул хвостом и белой гривой,
Бразды стальные закусил
И через ров перескочил.
(«Руслан и Людмила»).
Б) Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь, алкающий спасенья.
(«Борис Годунов»)
5. О каких народах идет речь в следующих предложениях? Приведите современные названия народов и соответствующих языков:
1) Одежда вотяков весьма мало отличается от одежды наших крестьян. (А. Герцен)
2) Бродячие вогулы занимаются исключительно охотою. (Ф. Брокгауз, И. Эфрон)
3) В тех краях, где искали дорогой металл, от веку веков кочевали тунгусы — пастухи, охотники, звероловы. (В. Саянов)
4) Остяки живут небольшими поселками. (Ф. Брокгауз, И. Эфрон)
5) Я вижу, как дед, дядя Яков и работник кабатчика, смешной черемис Мельян, вытаскивают из калитки на улицу дядю Михаила. (М. Горький)
Станция «Исправления ошибок»
Ведущий 1-й: Язык — это история народа, это путь цивилизации. Изучение и сбережение русского языка является не праздным, от нечего делать занятием, но насущной необходимостью. «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен...» — так писал А. И. Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?
Задание: Исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников.
♦ Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
♦ С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
♦ Язык у Базарова был тупой, а потом заострился в спорах.
♦ Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.
♦ Андрей Болконский считал, что добьется славы, сидя не в кабинете, а на месте сражения.
♦ Иван Денисович видится нам всего один день.
♦ Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
♦ Пушкин пришел ко мне с колыбелью.
♦ В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
♦ Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
♦ Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
♦ Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
♦ В заповеднике живут звери, которые давно вымерли.
♦ В музее природы есть рысь, бобер, олень и другие товарищи.
♦ В лесу было тихо, но за углом выли волки.
♦ Халат Обломова весь запотел, встрепался и облежался до нитки.
Ведущий 2-й: Язык не выбирают, и нет никаких наших заслуг в том, что русский язык действительно великий, могучий, свободный. Однако это не отнимает у нас права гордиться своим родным языком и не снимает ответственности за него. Всего вам самого доброго, до новых встреч!
Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.