Управление образования городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Калинка»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Заведующим МБДОУ
МБДОУ «Детский сад «Детский сад № 32 «Калинка»
№ 32 «Калинка» Еременко Ю.Г___________
Протокол от 31 августа 2025 г.№ 1 «__» ____________2025г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Нейроша»
Направление программы: оздоровительная направленность
Уровень программы: стартовый
Категория и возраст обучающихся: для детей в возрасте от 5-6 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем часов: 18 часов
Разработчик программы: Васильева Лариса Олеговна
Воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ Детский сад № 32 «Калинка»
Йошкар-Ола
2025
|
Содержание
|
|
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования |
3-9 |
|
1.1 Общая характеристика программы |
3 |
|
1.2 Цель и задачи программы |
6 |
|
1.3 Объем программы |
6 |
|
1.4 Содержание программы |
8 |
|
1.5 Планируемые результаты |
8 |
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
9- 20 |
|
2.1 Учебный план |
9 |
|
2.2 Календарный учебный график |
10 |
|
2.3 Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Нейроша» |
12 |
|
2.4 Условия реализации программы |
21 |
|
2.5 Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации |
21 |
|
2.6 Оценочные материалы |
22 |
|
2.7 Список литературы |
24 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, провожу занятия в игровой форме, т.е. играя - обучаю. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервнопсихических функций, психических процессов.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейроша» имеет оздоровительную направленность.
1.1. Общая характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Нейроша» составлена на основе законов:
Ø Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Ø Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
Ø Приказ Министерства Просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Ø Санитарные правила сп 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
Ø Устав МБДОУ Детский сад № 32 «Калинка».
Актуальность программы.
Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды Л.C. Выготского, М. М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка. Исследования Г. А. Каданцевой, И. К. Спириной, В. А. Баландина устанавливают наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников.
В головном мозге людей всех возрастов под влиянием определенных условий могут возникать новые межнейронные связи, появляются нейроны и кровеносные сосуды. Одно из таких условий физическая активность. Общеизвестен факт, что физическое развитие ребенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Дошкольники познают окружающий мир, взаимодействуя с ним.
Существует множество программ физического развития дошкольников, но время не стоит на месте, и я всегда в поиске новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы. И недавно для меня один из таких приемов стал находкой — включение в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или подвижных и малоподвижных нейроигр. Нейрогимнастика, нейроигры, нейродинамические упражнение, – всё это не только гимнастика для тела и его частей, но и одновременно - гимнастика для мозга.
Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга — система упражнений для развития нейропластичности, т.е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрогимнастики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.
Отличительной особенностью программы является комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей. Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость.
· Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.
· Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
· Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы «Нейроша» составляет 18 часов в год, продолжительностью 30 минут.
Срок освоения программы. Программа предназначена для реализации в учреждении как дополнительное образование и рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения. Программа реализуется в очной форме.
Уровень программы. Базовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастика) - применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
Ø должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
Ø нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
Ø следует менять привычные маршруты выполнения движения;
Ø необходимо выполнять упражнения регулярно.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А дошкольник познаёт этот мир не через взрослых, как кажется, а с помощью движения.
Особенности организации нейроигр:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет, но более эффективной работой с детьми считается возраст – с 5 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Каждая игра имеет усложнение, принцип от простого - к сложному.
4. Педагогу, родителю важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
5. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 5 видов заданий, чтобы не переутомить ребенка.
Нейропсихологический комплекс делится на:
1. Нейроигры
2. Нейротаблицы
3. Нейротренажеры, нейродорожки
4. Нейробика – музыкально -ритмическая игра со стаканчиком
5. Нейрогимнастика, или фитнес для ума (гимнастика для мозга)
Нейроигры – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать множественные задачи по развитию и коррекции интеллектуальных возможностей.
Нейротаблицы - это специальные игровые таблицы, поделенные на две части, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: домашние или дикие животные, цифры или буквы.
Нейротренажеры - это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры задействуют и интегрируют такие системы, как: - моторная система - зрительная система - тактильная система - слуховая система - вестибулярная система.
Нейробика - это умственная гимнастика, аэробика для мозга, в сопровождение с музыкой, направленная для улучшения мыслительной деятельности.
Нейрогимнастика, или фитнес для ума - это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур (подкорковых, а затем и корковых) А.В. Семенович.
Режим занятий. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в 2 недели продолжительностью 30 минут. Итого 2 часа в месяц, 18 учебные недели.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством нейропсихологического комплекса.
Задачи:
-развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение);
-развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
-оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);
-развитие произвольной регуляции движений;
-стабилизация межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий);
-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации - тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;
- умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
- развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.
1.3.Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы «Нейроша» составляет 18 часов, продолжительностью 30 минут.
1.4. Содержание программы
Основным содержанием программы являются пять основных блоков упражнений: - дыхательные упражнения; - глазодвигательные упражнения; - самомассаж; - телесные движения; - задания когнитивного тренинга. игры, направленные на физическое и психологическое здоровье детей. В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического и психического развития.
Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий или после занятия (группой или индивидуально). Такие беседы знакомят дошкольников не только с необходимостью формировать знания о пользе игр, вести здоровый образ жизни, но и с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений и их значимостью на организм человека.
Содержание изучаемого курса по физическому и психологическому развитию можно сгруппировать по следующим модулям:
1 модуль Ознакомительный.
Характерные особенности модуля: Рассказать детям 1)«Что такое нейроигра?» познакомить с понятием «нейро», правилами игр. Развивать представление детей об играх, способствовать понимаю связей и отношений, существующих в них. Учить выбирать игры самостоятельные или коллективные. Воспитывать коммуникативные навыки и коллективные действия.
2 модуль «Обучение правильному дыханию, дыхательные упражнения» ( используется в процессе всего обучения).
Характерные особенности модуля : обучение правильному дыханию, дыхательным упражнениям.
Дыхание при выполнении упражнений. Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.
Характерные особенности модуля на 1 этапе работы с детьми разучиваются простые кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочка», «Оладушки», «Лезгинка», которые развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. По мере овладения ребенком базовыми упражнениями в работу добавляются более сложные движения, которые сочетают в себе несколько элементов и требуют большей концентрации внимания.
Характерные особенности модуля В работе с детьми широкое распространение получили телесно - ориентированные упражнения с использованием «Нейротаблиц» и схем. Такие «нейроигры» позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. Такие упражнения будут полезны для всех детей, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья. Ведь они позволяют создать новые нейронные связи, которые помогут сформировать высшие психические функции и скорректировать речевые нарушения у детей, помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.
Характерные особенности модуля Нейротренажеры - это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта и воздействующие через тело на мозг. Они представляют собой устройства, стимулирующие работу мозга, улучшающих память и концентрацию внимания. Независимо от вида их принцип действия одинаков: перед ребенком или взрослым ставится определенная задача, которую можно выполнить только по технологии, предусмотренной игрой.
.6 модуль «Релаксация»
Характерные особенности модуля снятие психоэмоционального напряжения.
7 модуль «Итоговый»
Проведение контрольных мероприятий:
1)тесты
2) Мониторинг
Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем. Раздел тесно связан с учебно-тематическим планом.
Содержание программы раскрывается в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебно-тематическом плане.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей и их возможностей. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития двигательных умений и навыков, уровень самостоятельности.
1.5. Планируемые результаты.
2. Сформирован устойчивый интерес к логическим заданиям;
3. Сформирована двигательно-моторная сфера;
4. Развиты высшие психические процессы: память, внимание, мышление, воображение; восприятие;
5. будет сформирована положительная динамика в развитии мелкой и крупной моторики тела и зрительно-моторной координации;
6. Просвещены педагоги о методике применения нейропсихологического комплекса, побуждены к изготовлению игр, и нейротренажеров;
7. Просвещены родители во благо развития их детей, стимулированы на изготовление и применение нейроигр.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры детей дошкольного возраста:
- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Нейроша»
|
Наименование раздела, модуля, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля |
|||
|
Всего |
в том числе |
||||
|
|
теоретические занятия |
практические занятия |
|||
|
№
1 |
1 модуль. «Ознакомительный. Игровой» Рассказать детям 1)«Что такое нейроигра?» познакомить с понятием «нейро», правилами игр. Развивать представление детей об играх, способствовать понимаю связей и отношений, существующих в них. Учить выбирать игры самостоятельные или коллективные. Воспитывать коммуникативные навыки и коллективные действия.
|
1 |
1 |
|
наблюдение |
|
2 |
2 модуль Обучение правильному дыханию, дыхательные упражнения |
В процессе каждого занятия |
педагогическое наблюдение |
||
|
3 |
3 модуль ««Упражнения для развития зрительно-моторной координации».». на 1 этапе работы с детьми разучиваются простые кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочка», «Оладушки», «Лезгинка», которые развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. По мере овладения ребенком базовыми упражнениями в работу добавляются более сложные движения, которые сочетают в себе несколько элементов и требуют большей концентрации внимания. |
В процессе каждого занятия |
анализ выполнения заданий |
||
|
4 |
4 модуль. «Телесно-ориентированные упражнения с использованием Нейротаблиц и схем» В работе с детьми широкое распространение получили телесно - ориентированные упражнения с использованием «Нейротаблиц» и схем. Такие «нейроигры» позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. Такие упражнения будут полезны для всех детей, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья. Ведь они позволяют создать новые нейронные связи, которые помогут сформировать высшие психические функции и скорректировать речевые нарушения у детей, помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами. |
6 |
1 |
5 |
анализ выполнения заданий |
|
6 |
5 модуль. «Упражнения с нейротренажерами.»Нейротренажеры - это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта и воздействующие через тело на мозг. Они представляют собой устройства, стимулирующие работу мозга, улучшающих память и концентрацию внимания. Независимо от вида их принцип действия одинаков: перед ребенком или взрослым ставится определенная задача, которую можно выполнить только по технологии, предусмотренной игрой. |
8 |
1 |
7 |
педагогическое наблюдение |
|
7 |
6 модуль. Релаксация снятие психоэмоционального напряжения.
|
2 |
|
2 |
педагогическое наблюдение |
|
8 |
7 модуль Итоговый. Проведение контрольных мероприятий: 1)тесты 2) Мониторинг |
1 |
|
1 |
опрос, анализ выполнения заданий |
|
|
Итого объем программы |
18 |
2 |
16 |
|
2.2. Календарный учебный график 2024-2025 гг.
|
п/п |
Месяц |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
1 |
сентябрь |
16.15-16.45 |
Теоретическая работа |
1 |
Диагностика. Исследование развития детей. |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
2 |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
3 |
Октябрь |
16.15-16.45 |
Теоретическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
4 |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
5 |
Ноябрь |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
6 |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
7 |
Декабрь |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
8 |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
9 |
Январь |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
10 |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
11 |
февраль |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
12 |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
13 |
март |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
|
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
|
апрель |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
|
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
||
|
|
май |
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Игровые упражнения и нейроигры |
Групповая комната |
пед. наблюдение |
|
|
16.15-16.45 |
практическая работа |
1 |
Диагностика. Исследование физического развития и здоровья детей. |
Групповая комната |
2.3 Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Нейроша"
Управление образования городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Калинка»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Заведующим МБДОУ
МБДОУ «Детский сад «Детский сад № 32 «Калинка»
№ 32 «Калинка» Еременко Ю.Г___________
Протокол от 31 августа 2024 г.№ 1 «__» ____________2024г.
Рабочая программа
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Нейроша
Форма реализации: очная
Год обучения: первый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Группа: группа
Разработчик программы: Габдрашитова Ольга Андреевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории,
Йошкар-Ола
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе оздоровительной направленности «Нейроша» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейроша» помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, зрительной памяти, восприятия, настойчивости, двигательной памяти, воображения.
Направленность программы – оздоровительная.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет.
Количество учебных часов в год– 18 часов
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели (по 1 академическому часу).
Наполняемость группы – 10 человек.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Уровень программы - базовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастика) - применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
Ø должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
Ø нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
Ø следует менять привычные маршруты выполнения движения;
Ø необходимо выполнять упражнения регулярно.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А дошкольник познаёт этот мир не через взрослых, как кажется, а с помощью движения.
Особенности организации нейроигр:
6. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
7. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет, но более эффективной работой с детьми считается возраст – с 5 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
8. Каждая игра имеет усложнение, принцип от простого - к сложному.
9. Педагогу, родителю важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
10. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 5 видов заданий, чтобы не переутомить ребенка.
Нейропсихологический комплекс делится на:
1. Нейроигры
2. Нейротаблицы
3. Нейротренажеры, нейродорожки
4. Нейробика – музыкально -ритмическая игра со стаканчиком
5. Нейрогимнастика, или фитнес для ума (гимнастика для мозга)
Нейроигры – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать множественные задачи по развитию и коррекции интеллектуальных возможностей.
Нейротаблицы - это специальные игровые таблицы, поделенные на две части, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: домашние или дикие животные, цифры или буквы.
Нейротренажеры - это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры задействуют и интегрируют такие системы, как: - моторная система - зрительная система - тактильная система - слуховая система - вестибулярная система.
Нейробика - это умственная гимнастика, аэробика для мозга, в сопровождение с музыкой, направленная для улучшения мыслительной деятельности.
Нейрогимнастика, или фитнес для ума - это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур (подкорковых, а затем и корковых) А.В. Семенович.
Основные задачи программы:
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- научить детей последовательно выполнять действия нейроигр;
- обучить детей применять игры в свободной деятельности.
Развивающие:
- совершенствовать память, внимание, мышление,
- развивать восприятия, воображение, речь, творческие способности
- развивать мелкую и крупную моторику тела, зрительно-моторную координацию;
- развивать пространственные представления;
- формировать умение работать в группе.
Воспитательные:
- формировать адекватную самооценку;
- формировать навыки поведения в обществе;
- воспитывать умение слышать друг друга;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание);
Режим занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы «Нейроша» составляет 18 часов, продолжительностью 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы в 2024-2025 учебном году
1. Сформирован устойчивый интерес к логическим заданиям;
2. Сформирована двигательно-моторная сфера;
3. Развиты высшие психические процессы: память, внимание, мышление, воображение; восприятие;
4. будет сформирована положительная динамика в развитии мелкой и крупной моторики тела и зрительно-моторной координации;
5. Просвещены педагоги о методике применения нейропсихологического комплекса, побуждены к изготовлению игр, и нейротренажеров;
6. Просвещены родители во благо развития их детей, стимулированы на изготовление и применение нейроигр.
Формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в 2024-2025 учебном году
Программа рассчитана на 1 год обучения. В течение года, обучающиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся вводный и итоговый контроль.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь). Цель: определение уровня развития определенных умений и навыков. Проводится в форме собеседования, наблюдения за его выполнением предложенных заданий.
Итоговый контроль проводится в конце года обучения (май) в форме заключительной диагностики. Цель: определение уровня сформированности психических функций и навыков.
Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Диагностическая карта сформированности умений обучающихся (Приложение 1).
Срок проведения итогового контроля в 2024-2025 учебном году: 10.05.2025 по 31.05.2025.
Содержание занятий
у детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 летнего возраста на 2024-2025 год
|
Сентябрь |
|||
|
1 |
1 занятие |
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка» 2. Развитие пространственных представлений «Переход через болото». 3. Развитие мелкой моторики: «Поиграем с пальчиками». 4. Упражнение «Нейроладошки» ( посуда) 5. Рисунок моего настроения Прощание. «Башенка» |
1 час
|
|
2 |
2 занятие |
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Дыхательное упражнение «Перемести рыбок при помощи трубочки в аквариум» 2. Развитие пространственных представлений « Шумная комната» 3. Развитие мелкой моторики: «Поиграем с пальчиками». 4. Упражнение «Нейроладошки» (продукты питания ) Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
Октябрь |
|||
|
3 |
3 занятие
|
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Упражнение «Нейроладошки» (грибы) 3. Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник» 4. Развитие мелкой моторики «Сортир» 5. Релаксация «Напряжение-расслабление» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час
|
|
4 |
4 занятие
|
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Упражнение «Яблочко и червячок», 3. Упражнение «Нейроладошки» (домашние птицы) 4. Развитие мелкой моторики «Поиграем с пальчиками» 5. Релаксация «Напряжение-расслабление» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час
|
|
НОЯБРЬ |
|||
|
5 |
5 занятие |
Приветствие «Здравствуй, друг!» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка», 2. Развитие мелкой моторики: «Аквариум». «Рисунок» 3. Упражнение «Нейроладошки»( фрукты) Прощание. «Башенка» |
1 час
|
|
6 |
6 занятие |
Приветствие «Здравствуй, друг» 1. Дыхательное упражнение «Перемести рыбок при помощи трубочки в аквариум» 2. «Нейроладошки» (овощи) 3. Развитие пространственных представлений «Сосед слева, сосед справа» 4. Развитие мелкой моторики «Природный массаж» 5. Релаксация «Пляж» Прощание. «Башенка» |
1 час |
|
ДЕКАБРЬ |
|||
|
7 |
7 занятие |
Приветствие «Здравствуй, друг!» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка» 2. Развитие пространственных представлений «Слепой и поводырь». 3. Упражнение «Костлюлька и крышечка», « Блинчики» 4. Нейроигра « Лови фигуры» 5. Релаксация «Ковёр-самолёт» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
8 |
8 занятие |
Приветствие «Я твой друг» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка» 2. Развитие пространственных представлений «Путешествие друзей». 3. Развитие мелкой моторики «Сортеры» 4. Упражнение «Нейроладошки» (домашние птицы и их птенцы) 5. Упражнения Яблочко и червячок», « Кастрюлька и крышечка» 6. Релаксация «Свеча на торе» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
ЯНВАРЬ |
|||
|
9 |
9 занятие
|
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Звукодыхательное упражнение « «Дирижер и оркестр». 2. Развитие пространственных представлений «Переход через болото». 3. Игры « Тянучки на ручки» 4. Упражнение «Нейроладошки» ( посуда) 5. Рисунок моего настроения 6. Релаксация « На песке» Прощание. «Башенка» |
1 час |
|
10 |
10 занятие |
Приветствие «Здороваемся ручками» 1. Дыхательное упражнение «Перемести рыбок при помощи трубочки в аквариум» 2. Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник» 3. Развитие мелкой моторики: «Лови фигуры». 4. Мемо 5. Упражнение «Нейроладошки» (продукты питания ) 6. Релаксация « Звуки леса» Прощание. «Башенка» |
1 час
|
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
|
11 |
11 занятие
|
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Дыхательное упражнение «Надуй шарик» 2. «Твистер». 3. Развитие мелкой моторики. «Поиграем с орешком». 4. Упражнение «Нейроладошки» (транспорт) 5. Работа с бумагой. 6. Релаксация «Ковер-самолет» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
12 |
12 занятие |
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Разминка для ума « Незаконченный рисунок» 3. Сортеры 4. Упражнение «Нейроладошки» (насекомые) 5. Релаксация «Напрягаем - расслабляем» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
|
МАРТ |
||
|
13 |
13 занятие |
Приветствие «Улыбка» 1. Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Развитие пространственных представлений «Путешествие друзей». 3. Развитие мелкой моторики «Тянучки на ручки» 4. Упражнение «Нейроладошки» (одежда) 5. Релаксация «Кот-Баюн» Прощание. «Башенка» |
1 час |
|
14 |
14 занятие |
Приветствие «Улыбка» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка» 2. Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник» 3. Упражнение «Нейроладошки» (обувь) 4. Соревновательная игра « Ручки» 5. Релаксация «Звезда» Прощание. «Башенка» |
1 час |
|
АПРЕЛЬ |
|||
|
15 |
15 занятие |
Приветствие «ножки-кулачки-ладошки» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка» 2. Упражнение «Нейроладошки» (инструменты) 3. Упражнения «Двигаемся по команде», «Четыре стихии», Нейроигра « Лову фигуры»» Тянучки на ручки» 4. Релаксация «Кот-Баюн»» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
16 |
16 занятие |
Приветствие «Здороваемся глазками» 1. Звукодыхательное упражнение «Распевка» 2. «Нейроладошки» (жилища и дома людей) 3. Развитие пространственных представлений «Сосед слева, сосед справа» 4. Развитие мелкой моторики «Природный массаж» 5. Релаксация «Игрушки спят» Прощание. «Башенка» |
1 час |
|
МАЙ |
|||
|
17 |
17 занятие |
Приветствие «Здороваемся глазками» 1.Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Развитие мелкой моторики: «Аквариум». «Рисунок» 3. Упражнение «Нейроладошки»( фрукты) 4.Упражнение «Нейропризнаки», «Нейротаблица» 5. Соревновательная игра « Ручки» 6. Релаксация «На песке» Прощание. «Башенка» |
1 час |
|
18 |
18 занятие |
Приветствие «Здороваемся ручками» 1. Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Упражнение «Нейроладошки» (овощи) 3. Упражнение «Нейропризнаки», «Нейротаблица» 4. Развитие пространственных представлений «Сосед слева, сосед справа» 5. Развитие мелкой моторики «Природный массаж» 6. Релаксация «На песке» Прощание. «Спасибо за занятие» |
1 час |
|
Итого |
18 час |
||
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12. № 273 ФЗ
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13 (15 мая 2013 г. N 26)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10.2013г. № 1155)
4. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
5. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб.: Речь, 2007.
6. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
7. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
8. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.
9. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – С-П.: «Генезис»,2017
10. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/под редакцией А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014
11. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003
12. Нейропрописи для тренировки мозга. Универсальный развивающий тренажер/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2020.-79, [1] с.: ил.- (Большие прописи)
2.4 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Программу реализует воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж - 12лет, стаж в должности воспитателя 9 лет, образование высшее педагогическое.
Материально-техническое обеспечение программы
Для полноценного гармоничного развития детей, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ. Созданная нами предметно - развивающая среда в групповой комнате включает зоны двигательно-игровой деятельности.
Помещение для кружковых занятий отвечает СанПин и противопожарной безопасности.
Учебное оборудование: Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях подобраны в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.
Для успешной реализации программы необходимы следующее материально-технические условия:
· светлое и просторное учебное помещение;
· магнитно-маркерная доска (1 единица);
· математический набор – 6 (комплектов);
· геометрические фигуры и тела – 6 (комплектов);
· наборы разрезных картинок – картотека;
· сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года – картотека;
· полоски, ленты разной длины и ширины – 6 (комплектов);
· цифры – 6 (комплектов);
· мольберт – 1 шт.;
· чудесный мешочек – 1 шт;
· знаки-символы – 1 комплект;
· пластмассовый и деревянный строительный материал – 2 (комплекта);
· геометрическая мозаика – 1 комплект;
· счётные палочки – 6 (комплектов);
· предметные картинки – картотека;
· блоки Дьенеша – 6 (комплектов);
· лото – 1 (комплектов);
· су-джок – 6 (комплектов);
· сенсорная коробка с различным наполнителем – 1;
· нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» – 1 комплект;
· нейропсихологический набор «Развиваем полушария мозга» – 1 комплект.
Технические средства: ноутбук, колонка
2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Результативность освоения детьми программы осуществляется через использование различных способов проверки:
1. . Контроль знаний в процессе устного опроса:
Ø – приёмы самомассажа,
Ø название игровых упражнений,
Ø название игр.
Формы подведения итогов реализации программы:
· открытое мероприятие для родителей, с предоставлением материалов исследования,
2.6. Оценочные материалы
Методы исследования.
Для определения динамики эффективности проводимых занятий и уровня физического развития занимающихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
-метод педагогического наблюдения;
- тестирование;
«Адаптированная методика диагностики показателей межполушарного взаимодействия» Н. И. Озерецкого.
Цель: Определение особенностей развития межполушарного взаимодействия.
Диагностическая карта сформированности умений обучающихся
Фамилия, имя ребенка Группа № Дата рождения и возраст Дата обследования Ф.И.О. исследователя
|
№ задания |
Тесты |
Отметки исследователя |
Результат выполнения теста |
|
1 |
Стояние с открытыми глазами |
|
|
|
2 |
Попадание мячом в цель |
|
|
|
3 |
Прыжки с места через веревку |
|
|
|
4 |
Начертание вертикальных линий |
|
|
|
5 |
Сматывать нитку с катушки |
|
|
|
6 |
Удар резиновым молотком по столу |
|
|
Заключение
Задание №1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд (попеременно на правой и левой ногах). Поднятая нога должна быть согнута под прямым углом в коленном суставе; поднятое бедро – параллельно бедру другой ноги. Слегка отведено, руки вытянуты по швам. При опускании поднятой ноги необходимо предложить ребенку немедленно выровнять ногу до прямого угла.
После 30 секунд перерыва то же самое испытание проделывается для другой ноги.
Тест считается невыполненным, если ребенок после троекратного напоминания все же опустил поднятую ногу; если ребенок хотя бы один раз коснулся пола поднятой ногой, сошел с места, подпрыгивал, поднимался на пальцах ноги, балансировал. 2 балла ставиться за выполнение задания для обеих ног; при неустойчивости на одной ноге ставиться 1 балл; в протоколе отмечается, какая нога была более устойчивой. При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги.
Задание №2. Попадание мячом в цель на расстоянии 1,5 м. На уровне груди ребенка подвешивают квадратную доску (25х25 см). Ребенку дают в правую руку мяч (диаметром 8 см) и предлагают, кинув его «с развернутого плеча» (а не броском снизу), попасть в цель. При бросании правой рукой испытуемый должен выставить вперед левую ногу и наоборот; стойка
«пятки вместе, носки врозь» при выполнении этого теста не допускается.
Тест считается выполненным, если при метании правой рукой ребенок попадает в цель два раза, и при метании левой рукой – 1 раз (мальчики из трех бросков, девочки – из 4-х), причем безразлично, будет это центр или карай доски. Тест оценивается 2 баллами, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставиться 1 балл; в протоколе указывается, какой рукой было выполнено задание. Тест при неудаче повторяется.
Задание №3. Прыгание с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола.
При прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять их от пола (перепрыгивание, а не перешагивание). Из трех попыток ребенок должен два раза перепрыгнуть, не задев веревки. Если он перепрыгнул, не задев веревки, но при этом упал или коснулся руками пола. Тест считается невыполненным. В протоколе отмечается, встал испытуемый на носки или на пятки.
Во избежание ушибов фиксируется только один конец веревки, другой конец прижимается нетяжелым предметом, чтобы при задевании веревка свободно падала.
Задание №4. Начертание вертикальных линий. Ребенка сажают за стол и кладут перед ним лист белой линованной по одной линейке бумаги. В правую руку, лежащую совершенно свободно (опирается на локоть), ребенок берет карандаш. По звуковому сигналу он должен начать с наибольшей быстротой чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между двумя вертикальными линиями могут быть неодинаковыми, но они не должны выходить за пределы двух смежных горизонтальных линий. По истечении 10 секунд дается звуковой сигнал о прекращении работы. После 30-секундного перерыва то же самое ребенок делает левой рукой.
Тест считается невыполненным, если испытуемый в течение 15 секунд начертил меньше
20 линий правой рукой и меньше 12 – левой. (Для левшей – цифры обратные). Линии, выходящие за горизонтальные линейки или не доходящие до них больше чем на 3 мм, не подсчитываются. Тест оценивается 2 баллами, если задание выполнено для обеих конечностей; при выполнении задания для одной руки ставится 1 балл. В протоколе указывается, для какой руки выполнено задание, а также отмечаются изменения скорости начертания. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.
Задание №5. Ребенок в удобном ему темпе ходит по комнате. Одновременно с ходьбой он должен взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки. По истечении 15 секунд дается сигнал о прекращении работы. После чего через 10-15 секунд ребенку предлагают снова начать маршировать, взяв катушку в правую руку и наматывая нитку на левый указательный палец. Через 15 секунд дается сигнал о прекращении работы. Тест считается невыполненным, если испытуемый во время маршировки более трех раз менял темп или проделывал движения разновременно; останавливался и тогда сматывал нитку или маршировал, а нитку не сматывал. Если задание выполнено частично (для одной руки), то тест считается невыполненным и оценивается минусом; в протоколе должно быть указано для какой руки сматывание нитки и маршировка были одновременными. При неудаче возможно повторение теста, но не более 2 раз.
Задание №6. Ребенку предлагают, взяв в руки резиновый молоток, несколько раз сильно ударить им по столу; задание выполняется сначала для правой руки, потом для левой. Следят за тем, чтобы не было излишних движений (оскаливания зубов, наморщивания лба, сжимания губ и т. п.), при наличии которых тест считается невыполненным. При частичном выполнении (для одной руки) тест оценивается минусом. При неудаче возможно повторение теста, но не более 2 раз.
Испытуемый должен выполнить все задачи своего возраста; результат выполнения теста оценивается:
2 балла (правильное исполнение);
1 балл (частичное выполнение, т.е. одной рукой или ногой, или выполнение части упражнения);
0 баллов или (неправильное выполнение).
От 0 - 8 баллов: детям рекомендуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно- развивающие занятия с использованием упражнений гимнастики мозга на развитие межполушарного взаимодействия.
От 9 - 12 баллов: развитие ребенка соответствует нормам возрастного периода. Упражнения гимнастики мозга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.
2.7. Список литературы
13. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12. № 273 ФЗ
14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13 (15 мая 2013 г. N 26)
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10.2013г. № 1155)
16. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
17. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб.: Речь, 2007.
18. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
19. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
20. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.
21. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – С-П.: «Генезис»,2017
22. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/под редакцией А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014
23. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003
24. Нейропрописи для тренировки мозга. Универсальный развивающий тренажер/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2020.-79, [1] с.: ил.- (Большие прописи)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.