ИГРА «ШАШКИ: ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА»
Птюшкина Галина Николаевна,
Педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПТЕРГОФ»
От автора. Уважаемые коллеги! Перед вами игра «Шашки: изменение климата». Игра разработана и выполнена совместно с учащимися 5 класса.
Мы уже четвертый год работаем в рамках Международного конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». Совместно с педагогами и родителями ищем ответ на вопрос: как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах (для отопления, освещения, транспорта и т. д.) без чрезмерных и опасных последствий для природы.
Размышляя о расширении практических действий по энергосбережению в семье и в школе, мы пришли к выводу, что необходимо обобщить опыт работы по энергосбережению и создать игру «Шашки: изменение климата».
Цель создания игры: возможность использования игры для формирования навыков и умений передачи личного практического опыта школьниками основной школы школьникам начальной школы по вопросам изменения климата, энергосбережения и энергоэффективности.
Общими усилиями педагога и детей 5 класса были разработаны игровые материалы по изменению климата, которые были бы применимы для младшего школьного образования. Игра помогает учащимся 5 класса донести до учащихся 1 класса вопросы изменения климата, ввести в экологическую проблематику, создать условия для восприятия проблем в области энергосбережения как личностно значимых.
Пятиклассники играют с малышами во внеурочное время, помогают проводить различные мероприятия, готовить конкурсные работы по теме энергосбережения.
Мы уже давно живем по принципу: «Вторую жизнь старым вещам», поэтому шашки сделали из вторичных материалов – крышек от пластиковых бутылей.
Шашки – игра, в которую играет весь мир, но принцип игры остается почти тем же. Это игра на две персоны, но мы предлагаем поиграть и двумя командами, и всей группой, а еще обязательно выбрать ведущего.
Игра «Шашки: изменение климата» поможет увидеть взаимосвязь между причинами (деятельность человека) и последствиями (изменение климата) глобального потепления; подведет учащихся и родителей к пониманию того, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии; поможет обобщить и систематизировать представления о том, что каждый из нас может лично сделать для решения данной проблемы. А также будет способствовать формированию бережного отношения к невозобновляемым энергоресурсам.
Данная игра поможет лучше организовать учебно-воспитательную деятельность и правильно оценить результаты обучения по теме «Изменение климата». Отдельные задания игры направлены на развитие у детей таких качеств, как умение думать, рассуждать, самостоятельно работать над поставленной задачей, творчески подходить к решению проблемы.
Игра является дидактическим пособием и ориентирована знакомство учащихся начальной школы с проблемой изменения климата и на закрепление учебного материала. Представленные проверочные игровые задания разнообразны по содержанию, форме фиксации результата, видам источников информации и рассчитаны на разные уровни сложности.
Во время игры педагог может оценить показатели уровней предметного результата: творческую активность детей. Оценить уровни показателей метапредметного результата (регулятивные, познавательные, коммуникативные); и определить уровни показателей личностного результата (мотивацию к познанию и творчеству, способность к рефлексии, активность и инициативность, ценностное отношение к окружающему миру, людям).
Игра «Шашки: изменение климата» включает в себя 5 вариантов игры с элементами усложнения: «Изменение климата», «Верю-не верю», «Мнения и ассоциации», «Узнай бытовой прибор по описанию», «Назови несколько способов экономии энергии бытовым прибором».
В комплекте:
ü игровое поле, на белых клетках которого напечатана информация о проблеме изменения климата: причинах и последствиях изменения климата (Приложение 1), распечатать в формате 1 слайд на странице), вырезать 4 части доски, сложить и склеить части доски согласно рекомендациям: верхняя левая часть доски, верхняя правая часть доски, нижняя левая часть доски, нижняя правая часть доски;
ü шашки зеленые и красные по 12 штук (крышки от молочных бутылок диаметром 4 см): на внутренней стороне каждой шашки напечатаны вопросы к игре «Верю – не верю»; на внешней стороне каждой шашки напечатаны слова на тему «Изменение климата» и нарисованы картинки бытовой техники и электроприборов (Приложение 3), распечатать (в формате 1 слайд на странице), вырезать, наклеить круги, согласно описанию шашек: внутри и снаружи на крышечки нужного диаметра и цвета, можно наклеить на картон, играть плоскими шашками;
ü карточка с перечнем вопросов к игре «Верю-не верю» с правильными ответами (Приложение 4);
ü 2 флажка с надписями «ВЕРЮ», «НЕ ВЕРЮ»;
ü 2 мешочка;
ü коробка для шашек;
ü правила игры.
ü Возраст от 7 лет и старше.
Список литературы:
1. GREENPEACE Как спасти климат: Стань участником Энергетической революции. – 31 с.
2. Об изменении климата – малышам и младшим школьникам: сборник конспектов занятий / Сост. Э. В. Подгайский. – СПб, 2009. – 79 с.
3. Энергия и окружающая среда. Сборник практических занятий для школьников \ Ред. О. А. Подосенова, А. В. Федоров, О. Н. Сенова. – СПб, 2014. – 92 с.
4. Федоров А. В. Экологически дружественные решения в нашей жизни: Советы для каждого / А. В. Федоров, О. Н. Сенова. – СПб, 2014. – 88 с.
5. Энергосбережение для школьников. Методическое пособие / СПб ГБУ «ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ». – СПб, 2015. – 19 с.
6. Всемирный взгляд на климат и энергетику (World Wide Views on Climate and Energy). Информационная брошюра / Авторы и редакторы Джерар Уинн, журналист и аналитик, Бьорн Бедстед, Сорен Грам и Андреас Хаструп Клемменсен из координационного отдела «WWViews» и Датского совета по Технологиям. – 2015. – 45 с.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вариант № 1. Изменение климата.
Ход игры. Доска для игры в шашки состоит из 64 клеток. Во время игры доска располагается так, чтобы крайняя клетка возле левой руки играющего оказалась синей, а крайняя правая – белой. В начале игры каждый игрок располагает двенадцатью равноценными шашками, которые располагаются по черным клеткам на трех ближних к игроку горизонталях.
Право первого хода принадлежит зеленым шашкам. Определение игрока, который играет зелеными, производится посредством жребия. Ход в шашках представляет собой перемещение шашки вверх по диагонали с одной синей клетки на другую. Ходить можно как влево, так и вправо, но только на клетки, которые не заняты другими шашками.
В эту игру можно играть двоим игрокам и ведущему. Перед каждым игроком на столе стоят шашки. Ведущий предлагает определить жребием, кто будет играть зелеными шашками. Затем, по очереди игроки берут шашки и читают с внутренней стороны вопрос «Верите ли вы…». Ведущий следит за правильностью ответов. Если игрок угадал правильный ответ, то ставит шашку на игровое поле, а если нет, то убирает в сторону. В результате, у каждого игрока на поле будет столько шашек, сколько правильных ответов он даст на вопросы. Далее игра продолжается по правилам традиционной игры в шашки (Приложение 5).
Можно поиграть и двумя командами. Игроки каждой команды могут советоваться, как ответить на вопрос и какой ход лучше сделать.
Цель игры: повышение осведомленности учащихся о проблеме изменения климата и просвещение по вопросам эффективного использования и сбережения энергии.
Победа: игра выиграна игроком (или командой), который захватил все шашки противника.
Поражение: игра проиграна игроком (или командой), который больше не может сделать ни одного хода на доске.
Методические рекомендации по проведению игры. Можно провести варианты игры на занятии под руководством педагога или самостоятельно обучающимися, а также в дополнительное время как вид коррекционной работы (во время игры педагог следит, какие вопросы вызывают затруднение, кто из детей нуждается в дополнительном объяснении темы изменения климата, или закрепления правил игры).
Вариант № 2. «Верю – не верю»
Ход игры. Предлагаем провести игру «Верю – не верю» с целью закрепления полученных знаний. Ведущий достает из мешочка по очереди шашки и зачитывает по одному утверждению, а детям нужно согласиться или не согласиться с ведущим. Если согласны с утверждением, то поднять руки вверх, а если не согласны, то убрать руки за спину. Можно организовать письменный индивидуальный опрос: написать № вопроса и рядом поставить плюс или минус. Можно эту же игру провести и вначале изучения темы «Изменение климата» с целью погружения детей в тему занятия. Ведущий зачитывает высказывания, а дети, если согласны с высказыванием, то встают у флажка со словом «Верю», а если нет, то у флажка со словом «Не верю».
Методические рекомендации по проведению игры. Используя игру «Верю – не верю» для погружения в тему занятия «Изменение климата», педагог обращает внимание, как дети отвечают на вопросы: самостоятельно выбирают решение, или следуют за более активными товарищами; понимают ли вопросы, могут ли объяснить свой выбор. Это поможет педагогу определить, насколько дети знакомы с данной темой, как организовать процесс обучения. Организация игровой деятельности облегчает решение одной из самых сложных проблем в организации занятия – привлечь всю группу к активной познавательной деятельности. После знакомства с основной информацией, нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Данная игра поможет педагогу провести диагностику: определить, как каждый ребенок освоил тему.
Вариант № 3. Мнения и ассоциации
Ход игры. Ведущий предлагает игрокам по очереди доставать из мешочка шашку и прочитать слово или фразу, затем высказать свое мнение на тему изменения климата, например, слово «макулатура» - мнение: «Нужно собирать и сдавать макулатуру, чтобы сохранить деревья, которые поглощают углекислый газ».
А можно на эти же фразы или слова назвать свои ассоциации, например, фраза «энергосберегающая лампа» - ассоциации: экономия энергии, заменить лампы накаливания, …
Если ребенок не может высказать свое мнение, или придумать ассоциацию, ему поможет чтение информации на игровой доске по теме.
Цель игры: активизация познавательной деятельности, формирование умения высказывать свое мнение по предложенной теме, подбирать ассоциации к словам или ключевым понятиям.
Методические рекомендации по проведению игры. Используя игру «Мнения и ассоциации» для погружения в тему занятия «Изменение климата», педагог обращает внимание, какие ассоциации дают дети по предложенным фразам вначале изучения темы, могут ли дети высказать свое мнение. По мере освоения темы можно проследить, как меняются мнения детей, становятся ли разнообразнее ассоциации. Игра способствует развитию общеучебных умений: анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах, выводах, логических схемах и др.
Вариант № 4. Узнай бытовой прибор по описанию
Ход игры. Ведущий достает одну шашку из мешочка. Игроки должны, задавая вопросы, угадать бытовой прибор. Вопросы ставятся так, чтобы ведущий мог ответить только «да» и «нет».
Например, вопросы игроков: Бытовой прибор большого размера? (Ведущий: Нет); Он включается в розетку? (Да); Он кипятит воду? (Да); Это чайник? (Да).
Цель игры: воспитывать наблюдательность, внимание, умение выделять признаки предмета.
Вариант № 5. Назови несколько способов экономии энергии бытовым прибором
Ход игры. Ведущий (участники игры) достает из мешочка шашку. Игроки должны назвать несколько способов экономии бытовым прибором, изображенным на данной шашке.
Цель игры: закреплять полученные знания по энергосбережению.
Методические рекомендации по проведению игры. Работа может быть построена следующим образом: вплотную педагог может работать с подгруппой детей или индивидуально, остальные в это время будут зрителями. Можно организовать командную игру: поделить шашки с изображениями бытовых приборов на несколько человек (команд), дать детям время на обсуждение способов экономии энергии данными бытовыми приборами. Этот вариант игры поможет сформировать знания и умения, как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах (для отопления, освещения, транспорта и т. д.) без чрезмерных и опасных последствий для природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.