ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ВР ___________ О.А. Рыкова «___» ___________ 2025 г.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Игра-викторина «Подарок Прометея»
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
НОВОСИБИРСК - 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
2 |
2. |
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
4 |
4. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
9 |
5. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
10 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пожар является одной из наиболее разрушительных и потенциально опасных катастроф, способной нанести значительный ущерб инфраструктуре, экосистемам и общественному порядку. В кратчайшие сроки пожар способен уничтожить материальные ценности, накопленные на протяжении многих поколений, разрушить жилые и промышленные здания, а также причинить необратимый вред окружающей среде. Более того, пожары являются одной из ведущих причин гибели людей, ежегодно унося жизни тысяч граждан.
В Российской Федерации проблема пожаров остается актуальной и требует особого внимания. По данным Центра пожарной статистики, в стране ежегодно регистрируется порядка 250 тысяч случаев возгораний, в результате которых погибает более 20 тысяч человек, а материальный ущерб превышает 4 миллиарда рублей.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что более чем 60% пожаров в Российской Федерации происходят в жилых зданиях. В квартирах и жилых домах погибает около 90% всех жертв пожаров на территории страны. Это обусловлено наличием большого количества горючих материалов, синтетических изделий и разнообразных бытовых электроприборов, которые значительно повышают риск возгорания и делают даже незначительные пожары крайне опасными для жизни и здоровья людей.
Разработано в ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства».
Разработчик: Гармашова Оксана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории.
ВВЕДЕНИЕ
Цель: расширение и углубление знаний студентов в области пожарной безопасности.
Задачи:
- способствовать развитию познавательного интереса, аналитического мышления и творческих способностей;
- формировать основы культуры безопасного обращения с огнем.
Форма: игра-викторина.
Дата проведения: 11.06.2025, 16.00.
Целевая аудитория: обучающиеся, проживающие в общежитии 1и 2 курса.
Перечень используемого оборудования и материалов: пронумерованные листы с вопросами (заданиями), магнитная доска, магниты канцелярские, компьютер, экран, презентация, черный ящик, огнетушитель.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: здравствуйте, дорогие участники!
Рады приветствовать вас на интеллектуальной игре о пожарной безопасности. Сегодня мы повторим правила, вспомним литературные произведения и решим задачи, связанные с этой темой. У нас сегодня играют команды (представление команд и капитанов). С командами мы познакомились, а теперь я представлю наше уважаемое жюри (представление жюри).
Правила игры:
На доске лежат девять карточек с вопросами, пронумерованных по порядку. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Ведущий начинает с первого вопроса и затем выбирает следующий номер для того, кто ответил верно. Готовы? Тогда начинаем!
1. Разминка
1. С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь)
2. Летела мошка - Осиновая ножка. На стог села – Все сено съела. (Спички)
3. Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым.)
4. Жар – птица летает, Золотые перья роняет. (Огонь.)
5. Серое сукно тянется в окно, вьется, извивается, в небо устремляется. (Дым)
6. Отец только родился, а сын уже по улицам гуляет (Огонь и дым)
7. Белое ест, черное роняет (Лучина)
8. У тебя есть, и у меня есть, у ботинка есть, и у огня есть (Язык)
9. В маленьком амбаре держат сто пожаров (Спички)
10. В огонь идёт он смело, Он с пламенем знаком, Ему не надоело работать с огоньком. (Пожарный)
11. На улице столбом, В избе скатертью. (Дым.)
12. Мать толста, дочь красна, сын - сокол под небеса ушел. (Печь, огонь, дым.)
13. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)
14. И мала, и зла, и чуть свечу, но уж если прилечу – много горя принесу. (Искра)
2. На экране слайд № 1 с изображением пожарной каланчи.
В прошлом для обнаружения пожаров на специальных постах круглосуточно дежурили наблюдатели. Как назывались эти посты?
Подсказка: так же зовут людей очень высокого роста!
(ответ: пожарная каланча).
3. «Это интересно».
· Из какого дерева делают спички? (Осина.)
· Эта южная водяная птица с длинной шеей и длинными ногами. С португальского ее название переводится словом «огонь».. Что это за птица? (Фламинго.)
· Какое топливо добывают на болоте? (Торф.)
· Какой старинный славянский праздник завершается сожжением чучела? (Масленица. Соломенное чучело Масленицы и сжигают.)
· Как известно, дед Мазай спас во время наводнения значительное количество зайцев. А кто во время пожара спас 18 голубей и одного воробья? (Дядя Степа.)
· В каком романе Булгакова главный герой произносит фразу "Рукописи не горят"? ("Мастер и Маргарита".)
· Назовите «огненную» фамилию народного героя России, соратника Кузьмы Минина. (Пожарский Дмитрий Михайлович.)
· Какая военная команда может заменить команду «Пли!»? («Огонь!». Речь идёт об артиллерийском огне.)
· Какой старинный русский праздник сопровождался прыжками через огонь? (Ивана Купала.)
· Кто знает уникальную «инструкцию» барона Мюнхгаузена, как развести в походных условиях огонь? («Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры... Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добыть из правого глаза такие же искры».)
4. Конкурс капитанов. На экране слайд № 2 с изображением пожарного щита.
На экране изображение пожарного щита с противопожарным инвентарем. Посмотрите, назовите все предметы.
(Ответ: огнетушитель, лом, багор, ведро, лопата, ящик с песком, топор, кошма)
5. Огненная викторина.
· Огонь женского рода – это (Пламя)
· Самый спортивный огонь – это (Олимпийский)
· Самый новогодний вид огня – это (Бенгальские свечи)
· Как называются тревожные удары колокола, созывающие людей на борьбу с пожаром? (Набат)
· Человек, «работающий с огоньком», – это кто? (Пожарный)
· Пожарище — это очень большой огонь, или место, где был пожар (Где был пожар)
· Назовите древнегреческого мифического героя, похитившего у богов с Олимпа огонь и передавшего его людям. (Прометей)
· Что, согласно русской пословице, в огне не горит и в воде не тонет? (Правда)
· Огнедышащий дракон из русских сказок – это (Змей Горыныч)
· Как говорят об опасности, грозящей с двух сторон (Меж двух огней)
· Какая гора огонь извергает? (Вулкан)
6. На экране слайд № 4 с фразами из пословиц.
Закончите пословицы и поговорки. На оборотной стороне листа в двух колонках написаны строки из знаменитых пословиц, соедините линиями начало и конец каждой из них. Какая команда справиться быстрее? (2 мин.)
Нет дыма
Не боги
Пошла по масло,
Правда в огне не горит,
От малой искры
Спичка мала,
большой пожар.
горшки обжигают.
в воде не тонет.
да несет много зла.
а в печи погасло.
без огня.
7. Внимание, черный ящик.
В черном ящике переносимый аппарат для ликвидации возгораний такими средствами как: углекислота, порошок, пена и т.д.
Назовите этот аппарат и расскажите, как им пользоваться.
(ответ: огнетушитель. Правила пользования: сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить сопло в сторону очага возгорания на расстоянии 1 метра и нажать на рычаг).
8. На экране слайд № 5 Пользуясь подсказками, отгадайте предложенные вам слова с «пожароопасной» начинкой:
· ГАЗ__________ - городская полянка (ГАЗон)
· ГАЗ__________ - любимый детский напиток (ГАЗировка)
· ГАЗ__________ - самый прыгучий российский эстрадный певец (ГАЗманов),
· ГАЗ__________ - средство массовой информации на пожароопасном носителе (ГАЗета),
· ГАЗ__________ - быстроногая родственница антилопы, ставшая маркой автомобиля (ГАЗель).
9. Это важно для всех.
· Что называется пожаром?
Ответ: Неконтролируемое горение, причиняющее вред жизни и здоровью человека, материальный ущерб обществу и гражданину.
· Находясь дома, вы почувствовали запах горящей проводки. Что надо делать в первую очередь?
Ответ: обесточить электропроводку в квартире
· Как выбираться из помещения, заполненного дымом?
Ответ: на четвереньках или ползком.
· Как ты поступишь, если из телевизора пошёл дым?
Ответ: выключу телевизор из сети, накрою плотной тканью, сообщу в пожарную охрану по телефону «01» и покину помещение.
· Как определить есть ли за закрытой дверью пожар?
Ответ: потрогать дверь тыльной стороной ладони.
· На лестничной клетке пожар, путь выхода из квартиры перекрыт, ты должен:
Ответ: заткнуть щели в дверях, чтобы не проникал дым, вызвать пожарных, позвонив по телефону «01» и выйти на балкон.
· Как ты поступишь, если вдруг на тебе загорится одежда?
Ответ: упадёшь на землю и, будешь кататься, чтобы сбить пламя.
· Загорелся пролитый на пол бензин, каковы твои действия?
Ответ: засыпать пламя песком или землёй (даже из цветочных горшков).
· Почему нельзя к одной розетке подключать несколько электроприборов большой мощности?
Ответ: от большой нагрузки может произойти замыкание и возгорание электропроводки.
Ведущий:
Наша игра подошла к завершению. Пока наше жюри подсчитывает баллы, предлагаю вам посмотреть
Подведем итоги нашей игры-викторины. Слово предоставляется председателю жюри.
На этом наша игра закончена. До свидания и до новых встреч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка посвящена вопросам организации противопожарной защиты и обеспечению мер пожарной безопасности на объектах различного назначения. Рассмотрены методы профилактики возгораний, порядок действий при возникновении пожара, а также способы эвакуации и оказания первой помощи пострадавшим.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием безопасной эксплуатации объектов.
Регулярное обучение работников правилам поведения при пожаре способствует снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Организация своевременной эвакуации и наличие первичных средств пожаротушения существенно повышают шансы успешного предотвращения распространения огня.
Таким образом, данная методическая разработка представляет собой полезный инструмент для совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
· С. А. Горячев, Конылов В. А, В. В. Попов, В. П. Прохоров, В. В. Рубцов, В. В. Теребнев. Основы пожарной безопасности. - М.: ВИПТШ МВД СССР, 1990. -242 с.
· Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.- Айрис-Пресс,2008.-128 с.
· Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4.
· Пожарная безопасность. 2004. №4 .
· В. И. Титков. Четвертая стихия. Из истории борьбы с огнем. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1998. — 192 с.
· Терминологический словарь по пожарной безопасности. М.: ФГУ ВНИИМО МЧС России, 2003.- 226 с.
· В. В. Теребнев, Н. С. Артемьев, А. И. Душилин. Жилые и общественные здания, противопожарная защита и тушение пожаров. М.: «Пожнаука». 2006.-312 с.
· В. В. Теребнев. Справочник руководителя тушения пожара. МЧС РФ, АГПС. М. 2004. - 248 с.
· Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.