Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дорогобужский Дом детского творчества»
Игра-викторина «Путешествие в театральный мир»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2021 год
Игра-викторина «Приглашаем в театр»
( 3 год обучения)
Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету), расширить и обогатить творческий диапазон детей.
Задачи:
Образовательные: познакомить с различными театральными профессиями, обратить внимание на связь литературы с театром; формировать интерес учащихся к литературе.
Развивающие: развивать фантазию, воображение, создавать условия для формирования творческих способностей учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию эстетической культуры, культуры поведения, взаимоотношений, умения работать в команде.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
В. Шекспир
Ход проведения:
1. Вступительное слово
Сегодня я хочу пригласить вас в театр. Но зайдём мы в него не как зрители, через парадный вход. Мы узнаем, сколько людей работает, чтобы создать спектакль, и попробуем себя в каждой из этих профессий, а затем – и в роли актеров. Ну что, готовы? Тогда в путь!
2. Что вы знаете о театре? Игра «Да– нет»
§ В Древней Греции в театре все актёры были мужчинами, они же и играли женские роли. (Да)
§ В начале XVII века в итальянских театрах, там, где сейчас находится престижный партер, толпилась и бедная, и богатая публика. Все смотрели спектакль стоя. (Да. Кресла в партере в то время ещё отсутствовали.)
§ В России театр появился только в 19 веке. (Нет. Алексей Михайлович, а затем Петр 1. Народные театры – балаганы со скоморохами. В Беларуси – батлейка)
§ Театр называют женским, если в нём играют только женщины.(Нет, в женском театре режиссёр - женщина.)
§ Великий баснописец Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность в качестве драматурга. (Да. Писал комедии и трагедии, оперные либретто. Но прославился он своими баснями.)
§ Солистка - это специалистка по засолке овощей.(Нет, певица или балерина, выступающая соло.)
§ Известная детская поэтесса Агния Барто в юности собиралась стать балериной. (Да. Она даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее.)
§ Оператор - это человек, пишущий оперы.(Нет, специалист, управляющий работой какого-либо сложного устройства, оборудования.)
§ Костюмер – это человек, ответственный за изготовление, состояние и хранение костюмов, используемых в театральных спектаклях, при киносъемках и т.п. (Да)
§ Человек, который занимается постановкой спектакля, называется директором. (Нет, режиссёр)
-Итак, постановкой спектакля действительно занимается режиссёр. Но для того, чтобы режиссёру было, с чем работать, должен поработать сценарист – автор текста. А как называются произведения, предназначенные для постановки на сцене? (Драматические)
Какие вы знаете жанры драматических произведений? (комедия, трагедия, драма и др.)
-Молодцы, идём дальше. Предположим, сценарист уже поработал, сценарий написал, режиссёр подобрал актёров. Но пока они вживаются в образ, над подготовкой спектакля работают люди самых разных профессий. Например, для того, чтобы сделать актёра похожим на его героя, превратить его в старичка или богатыря, в Бабу Ягу или Василису Прекрасную должен поработать …кто? Правильно, гримёр.
(приглашается 2 участника)
Предлагаю поработать вам гримёрами и с помощью вот этого грима превратить наших добровольцев в … (индейца и пирата.)
-А пока гримёры работают, мы постараемся узнать литературного героя по его портрету.
1) Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама- то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна Лебедь - А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане")
2) Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: “Здравствуйте, меня зовут…”(Пьеро – А.Н. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
- А теперь проверим, что получилось у наших гримеров. Молодцы! А мы следуем дальше.
- Актёров мы загримировали, а теперь их нужно одеть в подходящие костюмы. А этим в театре занимаются …кто? Костюмеры. Кто хочет поработать художником костюмером?
(приглашается 2 участника)
Вы должны нарисовать эскиз костюма …(Кощея Бессмертного, Снежной Королевы), а зрители должны будут угадать, кому же этот костюм подойдёт.
А мы тоже сидеть, сложа руки, не станем. По описанию костюма вы должны назвать литературного героя.
1) Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. (Незнайка - Н.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
2) На лазоревом платье – частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.(Василиса Премудрая – русская народная сказка “Царевна-лягушка”)
3) Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - и шуба и шапка на ней были из снега. («Снежная королева» Андерсен)
- А теперь наши художники - костюмеры продемонстрируют нам свои эскизы. Молодцы! А мы идём дальше и приходим в бутафорскую комнату. Что это такое? Это комната, где хранится бутафория или реквизит: предметы, задействованные в спектакле. Иногда, в произведении они имеют определенное значение.
Сейчас я буду вам называть предметы, а вы должны ответить, в каком спектакле они используются и какому герою принадлежат.
Цветик – семицветик («Цветик-семицветик», девочке Жене)
Золотой ключик (Буратино, «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
Денежка («Муха Цокотуха»)
Репка (Деду, «Репка»)
Колечко (Падчерице, «Двенадцать месяцев»)
- Чтобы хорошо выступить на сцене, артисты тренирую свою речь, мимику, пластику.
Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Белые бараны били в барабаны.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
-Для того чтобы образ был выразительнее, актеры могут использовать пантомиму. Пантомима - вид сценического искусства, основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела и мимика. Это тоже очень важно для актёра. Проверим, а есть ли такие способности у вас.
Попробуйте без звуков изобразить:
Вы – шарик, который надувается, надувается и лопается.
Вы – утюг, который включили в розетку, и он начинает нагреваться.
Вы – цветочек, который растёт, потом расцветает.
Вы - Кот, охотящийся за мышью
Вы – пассажир, который ожидает автобус на остановке и очень опаздывает
- Что ж, мы неплохо подготовились и можем сыграть спектакль.
(На сцену приглашаются 12 участников, им предлагается вытянуть роли. Ведущий читает текст, актеры без слов изображают то, что требуется по сценарию.)
Действие 1
Занавес открывается
Посреди лесной поляны, широко расставив кудрявые ветви, стоял могучий дуб. Весело играя лучами, по небу катилось солнышко. Пронесся лёгкий ветерок. Но вот показалась туча. Она стала закрывать солнышко. Солнышко изо всех сил пыталось выглянуть из-за тучи, но ему это не удалось. Через пару минут прошел дождь. Он капал сначала тихонько, а потом капли становились все сильнее, все громче. Дуб согнулся под дождем, его качал разыгравшийся ветер. Но вот солнышку удалось выйти из-за тучи, ветер прогнал тучу, на поляне стало тихо.
Занавес закрывается
2 действие
Занавес открывается.
А в это время в своем королевстве, на троне, восседал король. Потягиваясь, он подошел к окну, огляделся по сторонам. В комнату вбежала принцесса. Она бросилась отцу на шею, расцеловала его. В это время под окном, осматриваясь, пробирался разбойник. Когда принцесса села у окна, разбойник быстро схватил ее и уволок к себе в логово, которое находилось у заброшенного старого дуба. Плачет король – отец. Появляется возлюбленный принцессы – принц.Король показывает ему, куда разбойник унес принцессу.Принц кланяется, садится на коня и отправляется на поиски принцессы.
Занавес закрывается.
3 действие.
Занавес открывается.
Полянка в лесу, на которой растёт дуб. Появляются разбойник и упирающаяся принцесса. Разбойник привязывает принцессу к дубу. Принцесса плачет, но её никто не слышит. Только лёгкий ветерок проносится по полянке.
Но тут на своем лихом коне появляетсяпринц, он слезает с коня и нападает на разбойника. Завязалась драка. Один удар! И разбойникпадает. Принц отвязывает принцессу от дерева, садит на коня, и они отправляются домой.
Занавес закрывается.
Бурные аплодисменты!
Заключение
-Ребята, мы сегодня с вами побывали в театре. Мы узнали, как готовится спектакль, сколько людей самых разных профессий работает над тем, чтобы спектакль получился красочным, интересным, запоминающимся. А многие из вас смогли попробовать себя в новых ролях. Спасибо всем за участие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.