Игра как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.01.2018
В учебно-методической разработке рассматривается роль игровых техник в организации работы с гуманитарно одаренными учащимися. В материале рассматриваются такие виды игр как игры-квесты, игры-олимпиады, интеллектуальные индивидуальные и командные игры. Рассматриваются особенности игр, этапы, даются рекомендации по их организации, оценке эффективности использования в образовательном процессе
Игра как форма обучения.docx
Игра как технология обучения гуманитарно одаренных учащихся
Волосков И.В., доктор философии, профессор, академик
ЧОУ ВПО Национальный гуманитарный институт социального управления
Аннотация: в статье рассматриваются
игровые технологии организации учебно
воспитательного процесса, а также этапы моделирования игры в процессе работы с
гуманитарно одаренными учащимися
Annotation: The article discusses gaming technology organization of the educational process as well as
the stages of simulation games in the process of working with gifted students Humanities
Введение нового государственного образовательного стандарта требует
модернизации современного образования, его новых ориентиров. Анализ
документов показывает, что в современном образовательном процессе
делается акцент на гуманизацию образовательного процесса, создание
благоприятных социокультурных условий для формирования личности,
воспитание социально активного гражданина[2].
Гуманитарно одаренные учащиеся [1] выделяются в среде
старшеклассников своей эрудицией, наличием собственной жизненной
позиции, социальной активностью. В отличии от других детей, привыкших к
традиционной монологовой системе учительученик такие дети с радостью
вступают в диалог, демонстрируют свои знания и эрудицию, обозначают
собственное мнение и готовы его аргументировать. Получая социально
психологическую, информационную поддержку со стороны учителя, такие
дети социально активны, с радостью участвуют в олимпиадах, конкурсах,
выполняют поручения учителя, становятся лидерами команд и микрогрупп в
условиях интеллектуальных игр.
В группе они выделяются
заинтересованностью к усвоению новых знаний и стремлением к
самореализации.
Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися.
Специфика игры как формы организации учебновоспитательного процесса
формирование конкуренции.
Игра может проводиться в форме
интеллектуальных соревнований, а также поисковой работы по решению
задачситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где
учитель выступает не только как организатор, ведущий (модератор), но и
арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые
стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды,
отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу,
заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной
жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать, активно
взаимодействовать с другими участниками команды, демонстрировать и
дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания.
Технология организации и проведения игры включает в себя разные
формы и этапы. Формами проведения интеллектуальной игры может
выступать олимпиада, брейнринг, деловая игра.
Олимпиада как форма проведения игры предполагает, что учащиеся
работают индивидуально или в командах, им дается время на выполнение
заданий разных уровней сложности, каждый участник игры (учащийся или
команда) отвечают на задание, предложенное модератором, ответ сразу
оценивается в зависимости от сложности задания или корректируется
модератором или другими участниками. В итоге побеждают те учащиеся или
команды, набравшие большое количество баллов. В случае равенства баллов
модератор предлагает дополнительные задания.
Брейнринг как форма проведения игры в большей степени моделирует
ситуацию соперничества. На данную форму организации игры выносятся
задания повышенной сложности, требующие проявления собственной позиции
учащихся, их эрудиции. Модератор предлагает командам задание и дает
право ответа той, которая быстрее той, которая быстрее реагирует, дает
наиболее точный и аргументированный ответ. Побеждает та команда, которая
набирает большее число баллов. Баллы выставляются в зависимости от
сложности задания.
Отмеченные формы игры активизируют не только познавательную
сферу учащихся, мотивируют их на развитие эрудиции, самостоятельный
поиск знаний, но и учат взаимодействию в команде, коммуникабельности,
возможности обмена знаниями. Отмеченные познавательновоспитательные
особенности игры формируют предметное мышление, а также такие важные
качества, как коммуникабельность, социальная активность, эрудированность.
Формирование личности в школьной среде в направлении таких
характеристик требует от современного образования ФГОС третьего
поколения.
Технология организации игры предполагает не только выбор формы,
отвечающей текущим педагогическим задачам, но и разработку концепции
игры, состоящую из следующих этапов: подготовительный (выбор формы игры, отбор заданий, корректировка
правил игры, уточнение системы оценивания, подготовка перечня
ситуативных вопросов)
проведение игры (ситуативная корректировка организационного этапа,
наблюдение за ходом выполнения заданий, ситуативное реагирование на ход
игры)
подведение итогов игры, самоанализ (что получилось? Почему в
процессе игры пришлось корректировать подготовительный этап? Какие
задачи не удалось реализовать и почему? Каким образом необходимо
скорректировать модель игры?)
Реализация отмеченных этапов позволяет совершенствовать технологию
организации интеллектуальных игр, постоянно искать новые методы и формы.
Список литературы:
1.Волосков И.В. Диалог как метод обучения гуманитарно одаренных
учащихся// Перспективы развития современных гуманитарных наук.Вып.2.
Воронеж,2015.С. 1316
2.Информационноаналитические материалы по механизмам синхронизации и
внедрения стандартов и стратегий развития дошкольного и общего
образования, а также модернизации системы подготовки и повышения
квалификации педагогических работников.М.:
К.Г.
Разумовского, 2015.100с.
МГУТУ им.
Игра как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Игра как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Игра как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.