Ситуация "Концепция управления персоналом"
Исходные данные. Характеристика японского и американского подходов к управлению персоналом приведены в табл. 2.
Таблица 2
Японский и американский подходы
к управлению персоналом организации
Критерии организации работы |
Японский подходы |
Американский подход |
Основа организации |
Гармония |
Эффективность |
Отношение к работе |
Главное – выполнение обязанностей |
Главное – реализация заданий |
Конкуренция |
Практически нет |
Сильная |
Гарантии для работника |
Высокие (пожизненный наем) |
Низкие |
Принятие решений |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Делегирование власти |
В редких случаях |
Распространено |
Отношение с подчиненными |
Семейные |
Формальные |
Метод найма |
После окончания учебы |
По деловым качествам |
Оплата труда |
В зависимости от стажа |
В зависимости от результатов |
Постановка задачи. В чем заключается специфика российского подхода к управлению персоналом? Опишите основные черты такого подхода, используя критерии, приведенные в таблице.
Приведите два варианта: в условиях СССР и в настоящее время.
Ситуации "Методы управления персоналом".
Ситуация 1
Исходные данные: Между двумя высшими подчиненными (коллегами) возник конфликт, которые: мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности: обращался к Вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.
Постановка задачи. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:
а) пресечь конфликт на работе и порекомендовать разрешить конфликтные взаимоотношения внеслужебное время;
б) попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, чьей функцией это является;
в) лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон вариант примирения;
г) выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.
Ситуация 2
Исходные данные: Подчиненный (коллега) игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимание на замечания, не исправляя того, на что Вы ему указываете.
Постановка задачи. Как Вы будете поступать с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем:
а) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применить обычные административные меры наказания;
б) в интересах дела постараться вызвать его на откровенный разговор, попытаться найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт;
в) обратиться к коллективу - пусть обратит внимание на неправильное поведение коллеги и применит меры общественного воздействия;
г) попытаться разобраться в том, не делаете ли Вы сами ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным (коллегой), потом решить, как поступить.
Ситуация 3
Исходные данные: В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.
Постановка задачи. Каким образом, по Вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе:
а) установить контакт с приверженцами нового стиля и, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других;
б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии; " в) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллектива, поручить им разобраться и предложить меры по нормализации обстановки, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т. д.;
г) изучить перспективы развития коллектива, поставить перед коллективом новые стратегические задачи совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
Ситуация 4
Исходные данные: Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.
Постановка задачи. Как вы начнете беседу при встрече:
а) независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу;
б) извинитесь перед ним и начнете беседу;
в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: "Как Вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и Вы?";
г) отмените беседуя перенесете ее на другое время.
Ситуация 5
Исходные данные. Вы руководитель производственного коллектива.
В период ночного дежурства один из Ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травмы. Виновник звонит Вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?
Постановка задачи. Как Вы ответите на звонок:
а) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня на столе и сделайте все, что требуется»;
б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся»;
в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;
г) "В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, вызовите врача".
Ситуация 6
Исходные данные. Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше, обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения Вам понравилась больше всего.
Поставка задачи. Какая и почему:
а) первый: "Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности";
б) второй: "Все это мелочи:. Главное в оценке людей - это деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено";
в) третий: "Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его";
г) четвертый: "Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия".
Ситуация 7
Исходные данные. Вы начальник цеха (отдела). После реорганизации Вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад (бюро) согласно своему штатному расписанию.
Постановка задачи. По какому пути Вы пойдете и почему:
а) возьметесь за дело сами, изучите все списки и личные дела работников цеха (отдела), предложите свой проект на собрании коллектива;
б) предложите решать этот. вопрос отделу кадров, поскольку это их работа;
в) во избежание конфликтов предложите высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам:, создадите комиссию по комплектованию новых бригад (бюро);
г) сначала определите, кто будет возглавлять новые бригады (бюро) и участки, затем поручите этим людям подать свои предложения по составу бригад (бюро).
Ситуация 8
Исходные данные. Вы недавно начали работать начальником современного цеха (отдела) в крупной промышленной организации, придя на эту должность из другой организации. Еще не все знают Вас в лицо. До обеденного перерыва целых два часа. Идя по коридору, Вы видите трех рабочих (работников) вашего цеха (отдела), которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на Вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, Вы видите ту же картину.
Постановка задачи. Как Вы себя поведете:
а) остановитесь, дадите понять рабочим (работникам), что Вы - новый начальник цеха (отдела). Вскользь заметите, что беседа их затянулась и пора бы браться за дело;
б) спросите, кто их непосредственный начальник. Вызовете его к себе в кабинет;
в) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти в цех (отдел), на рабочее место;
г) прежде всего представитесь, поинтересуйтесь, как обстоят дела в их бригаде (бюро), как загружены работой, что мешает работать. Возьмете этих рабочих (работников) на заметку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.