МАОУ – СОШ № 9 города Искитима Новосибирской области
Игра
«Созвездие умников»
Составитель: Гончаренко Т.Е.,
учитель начальных классов
г. Искитим, 2016 год
Игра «Созвездие умников».
Цели:
1. Развитие у школьников интереса к научной и поисковой деятельности.
2. Создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития.
Возраст: 9-10 лет
Оборудование: звезды, плакаты с названиями команд, нагрудные значки с именами, ножницы, скотч, часы.
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята и учителя! Сегодня мы с вами отправимся во второе космическое путешествие на Созвездие Умников.
Вед: В путешествие с нами на Созвездие Умников отправятся три команды. Встречайте их (представление участников):
Вед: Наши космические путешественники хотят школьные премудрости постигнуть, завоевать звание «Умников и умниц», побывать на Созвездии Умников.
Когда над Землею
Летит космонавт,
Глядят
Ему в след
Миллионы ребят
Вечерней порой
Глядят в небеса,
Сияют при этом
Ребячьи глаза,
И в них отражаются,
Ярко горят
Те звезды,
К которым
Они полетят!
Вед: Перед вами маршрут путешествия. В начале пути командам необходимо побывать на созвездии «Блиц-опрос», где нужно будет ответить на вопросы как можно быстрее соперников. Время на обдумывание вопроса 5 секунд. Если команда правильно отвечает на вопрос, то зарабатывает звездочку, которую мы прикрепляем к таблице.
После созвездия «Блиц – опрос» каждая команда имеет право отправиться дальше, выбирая то созвездие, которое захочет посетить, а именно:
Созвездие Математическое,
Созвездие Русского языка,
Созвездие Литературного чтения,
Созвездие Окружающего мира,
Созвездие Спортивное,
Созвездие Музыкальное,
Созвездие Новогоднее.
В каждом из этих созвездий команды имеют право выбрать и ответить на любые два вопроса. Но выбирать вопросы команды будут по очереди. Время на обдумывание задания - 10 секунд.
Вед: Но чтобы наша ракета смогла подняться в небо, нам необходимо будет произнести следующие «волшебные» слова после каждой строчки: «Это я, это я, это все мои друзья»:
Кто умеет здесь считать?
А кто любит и поспать?
Любит громко покричать?
Или тихо поворчать?
Кто послушный в мире самый?
Никогда не спорит с мамой?
Кто готов сейчас играть?
И сегодня в игре звезду забрать?
Вед: Все заняли свои места, отправляемся в путь – дорогу!
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ
И ракета понеслась!
(Жеребьевка команд).
Игра.
БЛИЦ – ОПРОС (1 команда)
1. Отгадайте о чём идет речь: мельчайшая часть любого живого организма; бывает в тетради; в зоопарке в них живут звери и птицы… (Клетка).
2. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).
3. Чем нельзя испортить кашу? (Масло).
4. По – итальянски «тартуфель», а по - русски …. (Картофель).
5. Какую крупу каждый турист обязательно берет с собой в поход? (Рис – турист).
6. Отгадайте загадку:
Первая есть на почтовом конверте,
Чтоб убедиться, возьмите, проверьте.
Денежкой раньше вторая служила,
Евро недавно ее заменила.
Третья же – это имя мопеда,
Автомобиля, велосипеда. (Марка).
7. Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «Б» - я одноногий,
И стою я у дороги.
А без «Б» - ног аж четыре,
И стою в твоей квартире. (Столб - стол).
8. Как звали первую женщину – летчицу? (Баба – Яга).
9. Животное, которое строит свой дом на реке? (Бобер).
10 «Узнайте животное»:
Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами. (Лиса).
БЛИЦ – ОПРОС (2 команда)
1. Отгадайте, о чём идёт речь: бывает большая и маленькая; через нее можно пролезть; ее можно зашить…(Дыра).
2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все).
3. Что приходит во время еды? (Аппетит).
4. Какой цветок называют «последней улыбкой осени»? (Астра).
5. Что шумит на ветру в каждом колесе? (Лес – колесо).
6. Отгадайте загадку:
Первая нам телевизор включает,
К стенке вторая плакат прикрепляет,
Третья нам куртку и плащ застегнет.
Кто это слово скорей назовет? (Кнопка).
7. Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «Д» - электроинструмент,
Дырку высверлит в момент.
С «Т» - исполнит соловей
Майской ночью средь ветвей. (Дрель – трель).
8. Как называется устройство, позволяющее проходить сквозь стены? (Дверь).
9. Разноцветные грибы – это … (Сыроежки).
10. «Узнайте животное»:
Этот зверь подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь. (Медведь).
Созвездие Русского языка.
1. Посмотрите на эти слова. Два из них относятся к одному роду, третье – «лишнее». Назовите «лишнее» слово:
шаль, моль, тюль. (Тюль).
2. В каком слове есть только твердые согласные звуки?
водит, пашешь, верит. (Пашешь).
В этой строчке найдите «вкусное» слово, которое не склоняется:
котлета, лапша, пюре. (Пюре).
3. Найдите и назовите «лишние» пары слов:
робкий – смелый
скучный – веселый
широкий – узкий
громкий – сильный (Все остальные антонимы).
4. Назовите среди данных слов существительные женского рода:
шампунь вермишель тополь (Вермишель).
5. Слово в скобках образовано из двух рядом стоящих слов. Назовите составленное по этому принципу слово в скобках:
Конь (пень) пена,
Луна (?) вера. (Вена).
6. В данном ряду назовите слово с нулевым окончанием:
Домов, столов, коров, ковров. (Коров).
7. Отгадайте слово - существительное, загаданное тройками пословиц – подсказок:
Оно пуще стрелы ранит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оно – серебро, а молчание – золото.
(Слово).
8. Даны три слова. Назовите в каждом ряду четвёртое, которое относится к третьему, так же, как второе к первому:
яйцо – скорлупа, картофель – …. (Кожура).
9. Назовите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:
жар солнца – жар чувств,
каменное здание – каменное сердце.
10. Назовите глагол, в котором отрицание НЕТ слышится сто раз? (Стонет).
11. Какую букву нужно убрать из существительного ПОЛОТНО, чтобы превратить его в наречие? (Плотно).
Созвездие Математическое.
1. Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько гусей было? (3 гуся).
2. Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось?
(7 лампочек).
3. Один ослик вез 10 кг сахара, а другой ослик – 10 кг поп-корна. У кого поклажа была тяжелее? (Одинаковая).
4. Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? (2 распила).
5. Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (500+250= 750).
6. Как, не совершая математических действий, увеличить 66 на 33?
(Перевернуть).
7. Волков тяжелее, чем Семенов. Шилов легче, чем Волков. Назовите, кто легче всех. (Семенов).
8. Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (1).
9. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки? (5+3+2=10).
10. 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (30 минут).
11. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки).
12. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят 13 судаков?
(13 рублей).
Созвездие Литературное.
1. Дополните пословицу:
Ученье – свет … (а неученье - тьма).
2. Узнайте, кто говорил эти слова:
«Для меня очень вредно столько находиться в воде… Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне». (Золотой ключик, «Буратино»).
3. Что служило Дюймовочке колыбелькой в ее доме? (Скорлупа грецкого ореха).
4. В какой книге встречается глава под названием «Глава, в которой Кролик очень занят, а мы впервые встречаемся с Пятнистым Щасвирнусом»? («Винни-Пух и все-все-все» А.Милна).
5.Вспомните и прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина, угадав его по окончаниям строчек:
Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.
(«Сказка о царе Салтане»:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.).
6. Назовите героя, которого сможете угадать по некоторым чертам внешности:
У него на голове зеленый хохолок, подергав за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино).
7. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
8. Закончите крылатое выражение, взятое из сказки:
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается).
9. На каком по счету балу потеряла свой хрустальный башмачок Золушка? (На втором).
10. Какое ученое звание имел директор кукольного театра «Карабас- Барабас»? (Доктор кукольных наук).
11. О чем идет речь?
Ёе заваривают, затевая неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? (Каша.)
12. Отгадайте, какой предмет стал прототипом будущего технического изобретения. Например, конек-горбунок – космическая ракета, а наливное яблочко и серебряное блюдечко, которые показывали все, что делается на свете - ….. (Телевизор).
Музыкальная пауза:
В каждой в новой стране,
В каждом новом краю,
Чтобы правильно выбрать дорогу,
Я веселую песню свою запою
И друзей позову на подмогу.
(Исполнение песни).
Созвездие Спортивное.
1. Беговая или гоночная дорожка. (Трек).
2. Как называется бревно для гимнастических упражнений? (Бум).
3. Как называется ситуация преждевременного выхода со старта или попытка выйти со старта раньше сигнала? (ФАЛЬСТАРТ).
4. Как называется площадка для игры в теннис? (Корт).
5. Как называются автомобильные состязания на скорость и проходимость? (Ралли).
6. Сколько судей обслуживают футбольный матч на поле? (3 человека).
7. В какой игре самый легкий мячик? (Настольный теннис).
8. К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»? (Фигурное катание).
9. Как называется специалист по подготовке катка к соревнованиям? (Ледовар).
10. Какого вида хоккея не существует?
a. хоккей с шайбой;
b. хоккей с мячом;
c. хоккей на траве;
d. хоккей на песке.
Созвездие Музыкальное.
1. Песня о стране, где можно встретить жар- птицу и золотого коня. («Маленькая страна»).
2. Дайте точный ответ строчками песни:
Бременские музыканты считают, что ничего на сете лучше нет, чем…?
(Бродить друзьям по белу свету).
3. Дайте точный ответ строчками песни:
Кто пасется на лугу далеко - далеко?
(Правильно, коровы!).
4. Дайте точный ответ строчками песни:
Что в голове у Винни - Пуха?
( В голове моей опилки, да, да, да!).
5. Дайте точный ответ строчками песни:
С чего начинается дружба?
(Ну, а дружба начинается с улыбки).
6. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает.
(«Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка, при встрече сразу лапу подает»).
7. Дайте точный ответ строчками песни:
Висит на заборе, колышется ветром бумажный листок. Что на нем написано?
(Пропала собака по кличке Дружок).
8. Дайте точный ответ строчками песни:
Из какого оружия бьет по воробьям королевская охрана?
(Если близко воробей – мы готовим пушку).
9. Песня о трагической гибели маленького насекомого.
(В траве сидел кузнечик).
10. Про водяного, хозяина рек, озер и прудов, в одном из мультфильмов есть забавная песенка. Кто сможет спеть ее начало?
(Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня водица,
Да что с таким водиться).
Созвездие Окружающего мира.
1. Какое озеро на Земле является самым глубоким?
Байкал
Ладожское
Эри
2. Узнай растение по описанию:
«Это хорошо известное тебе растение часто сажают в жилых районах городов. Несмотря на неудобства, которые оно создает в период цветения, это дерево является одним из лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей». (Тополь).
3. Это насекомое «поет» крыльями, а «слушает» ногами. Что это за насекомое? (Кузнечик).
4. К какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан? (Трава).
5. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный).
6. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По–русски название этой ароматной ягоды звучит очень похоже. (Земляника).
7. О каком веществе идет речь?
«По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно …. В давно прошедшие времена в тех странах, где было мало …., она заменяла деньги. Врачи давно уже установили, что без составных частей … не происходит правильный обмен веществ в организме человека, хотя и злоупотреблять … тоже нельзя». (Соль).
8. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу
9. В каком овощном растении содержится 90% воды? (Капуста).
10. Житель засушливых пустынь – кактус запасает в своем стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки? (Чтобы испарялось меньше воды).
11. Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое).
12. «Я репей! У меня цепкие колючки.
Целый день катаюсь я на хвосте у Жучки».
Почему репей катается на хвосте у Жучки?
(Приспособление к расселению семян).
Созвездие Новогоднее.
1. Согласно народной примете, если в первый день Нового года выполнять тяжелую работу, то весь год пройдет
a. без забот;
b. без отдыха;
c. без проблем;
d. без болезней.
2. С какого года в России Новый год отмечается 1 января?
a. с 1700 года;
b. с 1600 года;
c. с 1800 года;
d. с 1900 года.
3. Как называется длинная узкая лента из цветной бумаги, которую бросают в публику на карнавалах? (Серпантин).
4. В какой стране появилась первая новогодняя открытка? (Англия).
5. Какому животному не достался год в восточном календаре?
a. обезьяне;
b. тигру;
c. верблюду;
d. дракону.
6. Какие елочные украшения не упоминаются в песенке «Маленькой елочке холодно зимой»?
a. золотые шишки;
b. шоколадные мишки;
c. розовые пряники;
d. цветные шарики.
7. Согласно народной примете, звездное небо в рождественскую ночь предвещает
a. раннюю весну;
b. засуху;
c. урожай;
d. неурожай.
8. Согласно народной примете, на Рождество нужно одевать
a. новую рубаху;
b. чистую рубаху;
c. чужую рубаху;
d. очень старую рубаху.
9. В Японии на Новый год детям вручают
a. сладости;
b. игрушки;
c. деньги.
(Принято давать немного денег в конвертике, чтобы они сами купили себе сладости и игрушки).
10. Санта – Клаус прибывает к детям на Новый год на олене, а на чем к нам прибывает Дед Мороз? (В санях, запряженных тройкой лошадей).
Подведение итогов:
1. Подсчет звездочек по командам.
2. Награждение победителей.
3. Подведение итогов игры с болельщиками.
4. А сейчас давайте произнесем клятву клуба «Эрудит»
(участники команд произносят вместе с ведущим следующие слова):
Решать готовы любые задачи,
Идти готовы вперед и вперед,
Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Мы все добудем, поймем и откроем.
Нам незнакомы усталость и лень.
Лишь тот становится в жизни героем,
Кто сам себя побеждает каждый день.
Вед: Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.
Список использованной литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей. М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007.
2. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Евтюкова Т.А. 45 занимательных викторин для детей от 4 до 14 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.
5. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006.
7. Коган М.С. Игровая кладовая. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.
8. Королева Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение. М.: АРКТИ, 2007.
9. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей, 2002.
10. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2002.
11. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В.Языканова. М.: Издательство «Экзамен», 2009.
12. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
13. Шаульская Н.А. 2500 вопросов для школьных викторин. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
14. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
15. Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
Разработчик игры: Гончаренко Т.Е., учитель начальных классов МАОУ – СОШ №9 города Искитима Новосибирской области.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.