При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учёбой на второй план; кроме школьных уроков, надо ещё выполнять домашние задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения и к школе вообще. Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и интересной для ребёнка деятельности, т.е. с помощью игры. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе и к школе вообще, не повторять, что учёба – это его святая обязанность. Лучше показать её увлекательные моменты и постепенно убеждать в её жизненной необходимости. Чтобы не подорвать любовь к предмету, можно использовать в процессе обучения элементы игры.
Игра –
средство
повышения
интереса к
учению
Из
опыта работы
учителя
начальных классов
МБОУ
«Семьинская ООШ»
Аракелян Виолеты АмаяковныИгра - средство повышения интереса к
учению.
I. Для чего нужны игры на уроке?
Главная забота учителей, работающих с детьми
младшего школьного возраста – помочь детям усвоить
программный материал и в то же время сохранить им
детство.
Основной формой учебно-воспитательной работы в
начальной школе, как известно, является урок. Именно на
уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки
использования их в практической учебной работе.
Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий
результат при возможно меньшей затрате сил и времени,
чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их
умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он
способствовал привитию детям интереса к учению и
содействовал формированию у них готовности и умения
творчески работать.
При поступлении ребёнка в школу характер его
деятельности резко меняется. Игра отодвигается учёбой на
второй план; кроме школьных уроков, надо ещё выполнять
домашние задания. Удивляются родители: «Он так рвался в
школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из
основных причин – это несформированность
интеллектуальных навыков, отсутствие психологической
готовности ребёнка к процессу обучения и к школе вообще.
Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью
знакомой и интересной для ребёнка деятельности, т.е. с-1-
помощью игры. Необходимо поддерживать интерес ребёнка
к учёбе и к школе вообще, не повторять, что учёба – это его
святая обязанность. Лучше показать её увлекательные
моменты и постепенно убеждать в её жизненной
необходимости. Чтобы не подорвать любовь к предмету,
можно использовать в процессе обучения элементы игры.
Дети младшего возраста затрудняются сосредоточенно
заниматься одной и той же деятельностью, если она теряет
для них непосредственный интерес. Малыши легко
запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом
усваивают то, что навевает на них скуку. В процессе учебной
деятельности ребёнок остро нуждается в организации его
умственной активности, он ещё не обладает
произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно
заниматься учебной деятельностью.
Ребятам трудно понять приказы, запреты, призывы к
долгу ученика, они не могут долго задерживаться на
учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они
стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл
жизни, они не могут жить без активности.
В то же время игра требует от ребёнка
сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает
умение быстро ориентироваться и находить правильное
решение. Принуждение к учебной деятельности может
повлечь за собой одно: ребёнок невзлюбит школу, учение,
книгу, самого педагога.
А наша задача сводится к тому, чтобы пробудить в
каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать
нравственно-волевую готовность к учебной деятельности,
которая предполагает усвоение правил общения в
коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого,
сознательное принятие норм поведения. И этого учитель
может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.
Среди игровых приёмов определённое место занимают
дидактические, или обучающие игры. (От греческого слова
«дидактикос», которое означает «обучающий»).
Дидактические игры с одной стороны способствуют
формированию внимания, наблюдательности, развитиюпамяти, мышления, развитию самостоятельности,
инициативы. С другой стороны – решают определённую
задачу: изучение нового материала или повторение
пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра
стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая
у них положительные эмоции в процессе учебной
деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что
«хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому
учителю необходимо научиться умело использовать игру на
уроке. Ниже рассмотрим , какие же дидактические игры
можно применять на различных уроках в начальной школе.
II. Формирование вычислительных навыков в
процессе игры.
Основная задача начального курса математики –
формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых
до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах
20 и табличных навыков умножения и деления.
-2-
Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе
упражнений. Но
выполнение однотипных упражнений утомляет детей,
поэтому полезно включать эти упражнения в игровые
ситуации, игры. На уроках я провожу следующие игры:
«Лесенка», «Молчанка», «Круговые примеры», «Зоопарк»,
«Магические квадраты», «Откроем замочек ключиком»,
«Лучший лодочник», «Хоккей», «Математическое домино».
Игровые моменты: «Наряди ёлку», «Лепим снеговика»,
«Составляем букет для мамы». Чтобы игры проходили
интересно, к ним нужно готовить наглядные пособия: это и
рисунки сказочных героев, счётный материал, сюжетные и
предметные картинки.
Одна из форм работы, активизирующая учащихся на уроке
математики – это путешествие по станциям:
«Сосчитай-ка» - проведение устного счёта,
«Отвечай-ка» или «Повторяй-ка» - проверка знаний по
изученным темам,
«Помогай-ка» - работа в парах, «Думай-ка» - решение задач
«Соображай-ка» - задачи повышенной трудности,
«Знай-ка» - изучение нового материала,
«Поиграй-ка» - математические игры,
«Выбирай-ка» - при закреплении материала дети
выбирают разноуровневые задания.
III. Игры и игровые моменты на уроках: а)
обучения грамоте, б) русского языка и в)
чтения.
а) Чтение слогов – слияний обычно проводят по слоговым
таблицам. Разнообразить этот вид деятельности можно,
применяя пособие «Часовичок-носовичок» или «Солнышко с
лучиками». Слоги-слияния помогают читать «Капитаны» и
«Штурманы», которые отважно ведут свои корабли и
самолёты (на них написаны согласные буквы) к причалам и
аэродромам (на них находятся гласные буквы.
Игра «Чудесный мешочек» помогает усвоить начертания
печатных букв. А также игры из книги Волиной
«Занимательное азбуковедение».
-3-
б) Для уроков русского языка подойдёт игра «Яблонька».
Игру можно проводить при закреплении умений подбирать
проверочные слова к словам на любое правило. Дети
срывают яблочки с буквами и вставляют в слово, с
пропущенной орфограммой. По аналогии проводится игра
«Птички летят по местам». Также провожу «Грамматическое
лото», «Часики», написание творческих сочинений по
опорным словам – игра «Помоги Карандашу».
в) Игры на уроках чтения применяются особенно широко
при изучении крупнообъёмных произведений. Многократное
перечитывание вызывает утомление и снижает интерес к
чтению у ребёнка, тут на помощь приходит игра в «Театр».
Учитель – режиссёр, а дети – актёры. Объявляется конкурс на
лучшее исполнение ролей. Правила игры такие: хорошо знатьхарактер своего персонажа, исполнять роль эмоционально и
выразительно. По итогам игры присуждается звание
«Лучший актёр» и вручается медаль.
А вот при изучении сказки С.Я.Маршака «Двенадцать
месяцев» можно провести «режиссёрско-постановочную»
работу. Ребята делятся на команды «режиссёров»,
«актёров», «художников», где каждый выполняет свою
задачу. У «режиссёров» - постановочная работа, у «актёров» -
выбор роли, а у «художников» - оформительская задача.
С особым интересом проходит игра «Домино загадок» на
уроках изучения устного народного творчества. Много
творчества проявляют мои ученики и при изготовлении
книжек-малышек по загадкам, частушкам, пословицам.
В план урока русского языка также можно включить
игровые моменты, такие как:
«Проверяй-ка» - проверка домашнего задания,
«Вспоминай-ка» - повторение изученных орфограмм,
«Словознай-ка» - различная работа со словом,
«Знай-ка» - изучение нового,
«Прочитай-ка» - работа над правилом,
«Выбирай-ка» - при закреплении материала
предлагается несколько заданий на выбор,
«Угадай-ка» - занимательный материал в виде ребусов,
загадок,
«Поиграй-ка» - грамматические игры,
«Слушай-ка» - слуховой выборочный диктант,
«Составляй-ка» - работа с деформированным текстом,
«Думай-ка» - задания повышенной трудности,
-4-
«Узнавай-ка» - любопытные сведения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу
на уроке: сосредотачивала внимание детей, усиливала
интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность
в своих силах, чтобы дети во время игры получили максимум
радости и наслаждения.
IV. Дидактические игры природоведческого
содержания.Включение игровых приёмов в урок, вызывает интерес к
познавательной деятельности, активизирует умственную
деятельность детей. Дидактические игры
природоведческого содержания проводятся во время
прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о
конкретных объектах и явлениях природы, формирования
элементарных понятий о природе.
Игра «Где растёт?» позволяет проверить знания детей о
местопроизростании конкретных овощей или фруктов
( растёт в огороде или в поле). Также можно предложить
детям следующие игры:
« В каком виде едим?», «Летает – не летает», «Бегает,
прыгает, летает», «Ботаническое домино», загадки,
кроссворды, ребусы.
Надо помнить и о том, что напряжённая умственная
деятельность, произвольность внимания быстро утомляют
детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр
не должна быть более 8-10минут.
V. Игровые моменты на уроках трудового
обучения.
Игровые моменты позволяют учителю переключать
внимание школьников с учебного материала на
практическую деятельность, минуя категорические указания.
Если игра нравится детям, они сразу же включаются в неё, а
так как игра носит определённую цель, например воспитание
основ культуры труда, расширение технологических знаний,
формирование умений по обработке материалов, то дети
непроизвольно начинают усваивать тот или иной материал
или упражняться в закреплении знаний , умений и навыков.
Чем больше у ребёнка желания участвовать в игре, тем с
большим интересом воспринимается изучаемый материал.
Так «Поезд из Ромашково» помогает отработать навык
определения последовательности выполнения изделия.
Учащиеся крепят на вагончики поезда в нужной
последовательности порядок выполнения обработочных
операций.
-5-Игру «Ромашка» можно предложить для проверки
усвоения детьми видов бумаги и ткани детям рассказываю о
царице полевых цветов – ромашке, которая сшила себе
платье, лепестки, которого сделаны из самых различных
материалов, а каких, сама ромашка не знает. Закрытыми
глазами дети определяют вид материала (ткань, картон,
бумага, полиэтилен).
Отмечу, что игнорирование игровыми моментами
приводит к сухому изложению материала. Конечно, игровые
моменты эффективны в тех случаях, когда учебный материал
требует многократного повторения действий детьми. Игры
обеспечивают активность детей, предостерегая от
использования учителем однообразных методов обучения в
усвоении материала.
Формированию умения определять виды бумаги
помогает наглядное пособие «Матрёшка». У неё несколько
фартуков, они сделаны из различных видов бумаги. Дети
ощупывают и называют их.
Игра в «Магазин ткани» формирует умение выбрать
ткань для пошива разного вида одежды (летней, зимней) и
закрепляет навыки определения вида ткани. Задание: какую
ткань возьмём для пошива сарафана или зимней юбки?
На уроках трудового обучения мои ученики часто
изготавливают поделки героев сказок или стихов, а затем мы
инсценируем их с использованием изготовленных детьми
поделок. Такой вот «Мини-театр».
Игровые моменты способствуют успешному формированию
трудовых умений, развивают интерес младших школьников
к процессу трудового обучения, создают возможность
применения знаний на практике, активизируют младших
школьников, вызывая тем самым желание больше узнать об
изучаемых объектах.
VI. Игра в обучении изобразительному
искусству.
Как правило, уроки изобразительного искусства стоят в
расписании последними, и, несмотря на большой интерес к
уроку, дети к этому времени уже немного устают. Надо-6-
сделать так, чтобы рисование не превратилось в будничную
скучную обязанность, а сохранило праздник творчества,
момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребёнка,
время встречи с прекрасным и проникновения в него. Среди
успешной творческой деятельности детей следует особо
выделить необходимость чередования
разных видов занятий с использованием дидактических игр и
игровых моментов, графических и композиционных
упражнений с применением ИКТ, экскурсий. Важнейшее
условие игры, снимающее принудительный характер
обучения, является активное действие детей.
Так, например, игра «Дорисуй предмет» (это может быть
круг - дорисовав его, получится воздушный шар, арбуз или
улыбающаяся рожица) способствует развитию графических
навыков.
Заочная экскурсия в зал картинной галереи познакомит в
занимательной форме с тремя жанрами изобразительного
искусства – пейзажем, портретом, натюрмортом.
На уроках тематического рисования возможно
использование таких игровых моментов, как выполнение
«видеорепортажей» с комментариями, стихами, рассказами,
интервью на улицах.
Интересна в творческом плане игра «Мы художники-
мультипликаторы», где ребята покадрово воссоздают
любимую сказку.
Введение дидактических игр и игровых моментов
позволяет учащимся в более доступной, занимательной
форме научиться познавать красоту окружающего мира,
расширять и углублять свои познавательные интересы,
овладевать основами изобразительной грамоты.
VII. Игра стимулирует воображение и
фантазию детей.
Воображение является основой всякой творческой
деятельности, именно оно даёт импульс творческому
процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению
интуитивных решений.-7-
Для того, чтобы на уроках дети работали творчески, с
фантазией, необходимо и во внеурочное время проводить с
ними игры, включать игровые моменты, направленные на
формирование у них воображения и фантазии.
Приведу примеры нескольких игр, которые направлены на
развитие способности ребёнка к созданию графических
образов предметов и явлений, необходимых не только для
успешного обучения основам наук, но и имеет немалое
значение в изобразительной, конструкторской, технической
деятельности, реализуется и в повседневной жизни.
Игра «На что это похоже?» - на карточках разные фигуры,
дети называют на что это похоже.
Игра «Помоги художнику» - на листе недорисованные
рисунки, дети
добавляют линии и получают новые картины.
Интересны две игры на развитие воображения и
фантазии. «Волшебные кляксы» - на лист капнуть тушью и
прикрыть другим листом. Задание: дорисуй и преврати эти
кляксы в забавных человечков или животных. Аналогично
проводится игра «Волшебная ниточка». Смоченная в краске
нить оставляет след , в котором можно представить массу
интересных вещей.
А вот ещё игры, направленные на развитие у детей
способности создавать произвольный образ по заданному
условию, используя обобщённые схематические
изображения.
Игра «Волшебные очки». Волшебство очков заключается в
том, что стоит их одеть, как всё вокруг (предметы,
животные, растения ) приобретает форму очков. Это могут
быть сердечки, овалы, прямоугольники и т.д.
Похожа игра «Сказочный инопланетянин». Для
изображения жителя планеты выбирается какая-то одна
фигура.
Включение в учебный процесс этих игр поможет учителю
развить фантазию детей, поможет сделать уроки и
внеклассные занятия интересными, разнообразными и не
скучными для ребят.В заключении отмечу, что применение мною на уроках
ряда игр и игровых упражнений делают процесс обучения
более интересным, занимательным. У детей создаётся
бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление
трудностей в усвоении учебного материала. Элементы игры
вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их
активность. Опыт работы показывает, что младшие
школьники с большим интересом выполняют те задания,
упражнения, которые носят игровой характер. Кроме того,
игровая деятельность способствует формированию всех
сторон познавательных процессов личности: восприятия,
памяти, мышления, речи, воображения. Это позволяет
учащимся учиться легко, с увлечением и интересом.
-8-