«Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников ».
Оценка 4.9

«Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников ».

Оценка 4.9
Лекции
doc
экология
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2024
«Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников ».
Для педагогов
реферат экология.doc

 

 

 

 

 

 

Тема: «Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников ».

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Значение игры как основной деятельности.

2.            Связь игры в дошкольном возрасте с экологическим воспитанием.

3.            Классификация игр природоведческого содержания.

4.            Игровые обучающие ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Значение игры как основной деятельности.

Широко известно философское изречение: практика — крите­рий истины. Кроме того, как установлено психолого-педагогиче­скими исследованиями, ребенок дошкольного возраста успешнее развивается благодаря вовлечению его в процесс активной содер­жательно насыщенной деятельности, непосредственного взаимо­действия с окружающей действительностью. Вместе с тем с пози­ций современной психолого-педагогической науки использова­ние практических методов в системе работы с детьми дошкольно­го возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения.

Что же можно отнести к практическим методам экологическо­го образования дошкольников?

Если мы исходим из того, что ребенок-дошкольник развивает­ся в активной деятельности, то одним из важнейших практиче­ских методов экологического образования детей и ее основных

форм необходимо рассматривать игру.

       Игра — это наиболее эмо­ционально насыщенная деятельность, а положительный эмоцио­нальный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического раз­вития дошкольников большое значение.

Какова же роль игры в системе экологического образования дошкольников?

В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на рас­ширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Иг­рая, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкрети­зируются.

Далее, игровая деятельность способствует развитию способно­стей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость при­родного окружения, учит любоваться ее своеобразием.

Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познаватель­ного к ней отношения.

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием и пра­вилами, так и требующие творческих подходов.

Особое место и значение в системе экологического образова­ния дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно по­знавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Ди­дактические игры — это игры с готовым содержанием и правила­ми. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизиру­ют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказы­вает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериа-ция и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в про­цессе игры и пр.).

2.            Связь игры в дошкольном возрасте с экологическим воспитанием.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играю­щий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблю­дения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педа­гогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать бла­гоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения де­тей к природе, которое в рамках экологического воспитания явля­ется конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе не­сет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразует­ся в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сю­жет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоцио­нальный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на фор­мирование у них бережного и внимательного отношения к объек­там растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их само­стоятельную игру, станут ее содержанием, лучше чем знания, воз­действие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострада­ет, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельно­сти. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета спе­цифики живого организма и поэтому накладывают много запре­тов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

 

3.            Классификация игр природоведческого содержания.

В процессе экологического образования дошкольников исполь­зуются следующие виды  дидактических игр:

-   предметные;

-   настольно-печатные;

-   словесные;

-   творческие.

Предметные игры. Это игры с использованием различных пред­метов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Пред­метные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки дет­ки» и т. д. Предметные игры возможно использовать во всех возра­стных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуаль­ных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрез­ных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Приме­ром словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире при­роды. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его мож­но организовывать как в помещении, так и на прогулке.

     Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе дидак­тические игры используются в первую очередь в целях закрепле­ния знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по оз­накомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-пе­чатные игры экологического содержания: «Узнай и назови», «Что есть у животных?», «Отгадай – ка», «Одуванчик», «Времена года», «Живое – неживое», «Зоологическое лото», «Помоги Медвежонку», «Оживи растение», «Животные и растения родного края», «Разложи карточки» и т.д.

    Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Ме­тодика обучения детей дидактическим играм зависит от возраст­ных особенностей и возможностей дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть не­сложным. В процессе повторения игры сообщается дополнитель­ное правило. На втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хоро­шо усвоены, дети играют самостоятельно. Воспитатель только на­блюдает за действиями детей со стороны.

  Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, ме­тодика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная. Перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 - 2 наиболее важ­ных правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговаривает пра­вила, показывает игровые действия, говорит о дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре. На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации. Когда интерес к игре у де­тей пропадает, воспитатель может предложить детям новый ее вариант.

К категории игр с правилами относятся и подвижные игры. Разработано достаточное количество подвижных игр природовед­ческого содержания («Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль», «Караси и щука», «Солнышко и дождик» и т.д.). В основном это игры, знакомящие детей с повадками животных или с явлениями неживой природы. Дети, подражая повадкам животных, имити­руя их образ жизни, отображая явления природы, глубже усваи­вают знания о мире природы. А положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей.

Творческие игры. Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры (строительные с применением природного материала и сюжетно-ролевые). В них дети излагают свои впечатления, полученные от общения с при­родными объектами в процессе наблюдений и экскурсий, а также знания, полученные на экологических занятиях. Специфической особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе, что имеет боль­шое значение для дальнейшей организации системы образователь­ной работы с детьми по вопросам экологии.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, гли­на, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное вли­яние на процесс познания детьми специфических свойств и ка­честв предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащает­ся, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познава­тельные способности. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практическо - исследовательской деятельно­сти, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблем­ные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного мож­но лепить куличики). При условии создания определенной разви­вающей среды (песочницы маленькие и большие, формочки, со­вочки и пр.) строительные игры можно успешно использовать как в помещении, так и на участке.

Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодей­ствия с миром природы. Большое значение для оптимального вли­яния данного вида игр на результативность экологического обра­зования дошкольников будет иметь расширение и обогащение опыта детей посредством проведения природоведческих экскур­сий, использования диафильмов, диапозитивов, видео- и кино­фильмов, отображающих не только непосредственно мир приро­ды, но и труд людей в природных условиях.

Особое значение сегодня приобретает использование игр как формы организации экологической работы с детьми, а также игр, направленных на развитие и коррекцию личностной сферы детей дошкольного возраста посредством использования информации эколого – природоведческого содержания.

 

4.            Игровые обучающие ситуации.

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях дей­ствуют люди или персонажи произведений. Исследованиями пе­дагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятель­ности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительно­сти, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном пове­дении. Эти знания (или знание литературного произведения) слу­жат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно - ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитате­лем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

  Игра как метод экологического воспитания - это игра, спе­циально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обу­чающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуа­цией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

-   она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

-оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

содержание игры заложены дидактическая цель, воспита­тельная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

-игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

-   воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

             Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

       Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных анало­гов животных множество, они существуют в самом различном ис­полнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигур­ки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

   Игрушки - аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2 - 3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда су­щественных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если орга­низовать одновременное их восприятие и сопоставление. С по­мощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно де­лать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии в младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыб­ками.

 Воспитатель ставит цель - закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время; показать отличие иг­рушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы жи­вут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они пла­вают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, пона­рошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Воспитатель готовит таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и для себя), кукольную посуду. Сажает детей перед аквариу­мом и начинает сравнение: просит сказать, кто живет в аквариуме, как называются рыбки. Спрашивает, делая акцент на последнем слове: «Это игрушечные рыбки или живые?» Подтверждает, что это живые золотые рыбки, они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельзя. Затем показывает детям игрушечную рыбку, спрашива­ет, что это такое, живая рыбка или игрушечная (акцент на послед­нем слове), подтверждает: «Это игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечная, а не живая».

Затем воспитатель направляет внимание детей на аквариум, спрашивает, что делают рыбки. После их ответов уточняет: «Рыбки плавают в воде. Они живые - плавают сами, никто им не помога­ет». Кладет игрушечную рыбку в таз с водой, просит детей посмот­реть, что делает игрушка. Уточняет: «Игрушка лежит на воде, не плавает. Эта рыбка игрушечная, неживая, она сама плавать не может. С ней можно поиграть». Изображает рыбкой движение в воде, предлагает двум-трем детям повторить игру.

  Сопоставление продолжается - воспитатель кормит рыб в ак­вариуме, дети наблюдают, как они едят, а взрослый подчеркивает: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, под­плывут и ртом хватают. Они живые - сами едят». Затем воспита­тель выясняет, как надо кормить игрушечных рыбок: сыплет ры­бий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предла­гает посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточняет: «Эта рыбка сама не ест - она игрушечная, неживая. С ней можно поиграть - покормить ее понарошку». Воспитатель вынимает игрушку из во­ды, вытирает, просит детей дать кукольную посуду, показывает, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагает нескольким детям покормить ее, напоить чаем, а потом погулять с ней, по­баюкать, покатать в машине.

В завершение воспитатель подчеркивает: с живыми и игрушеч­ными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, наблюдать за ними очень интересно - как они са­ми едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь, если кто хочет, останьтесь возле аквариума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хо­чет играть, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки. Это может быть одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводи­мого с детьми среднего и старшего возраста в декабре (перед Но­вым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую елочку, предназначенную для кукольного уголка, и проводит сравнение. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнить искусственное и живое дерево им и нетрудно, и интересно.

Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте - оно корнями уходит в землю. У игрушечной елки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней: ее можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет, каждый год становится выше, ветви удлиняются. Игрушка остается всегда не­изменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у нее начинается соко­движение в стволе, одни иголки отпадают, а новые вырастают, все лето растут и созревают шишки. У искусственной елочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красива темно-зеленой упругой хвоей, покрытой снегом и инеем, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная елочка кра­сива по - другому: ее сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, ее можно наряжать, с ней можно играть.

    ИОС с игрушками - аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, на­глядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсужде­нии особенностей жизни белки в лесу, ее приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это ее «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные се­зоны. Создается ситуация игры в обучение белочки - дети расска­зывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым кос­венно и незаметно - через игру - обучает дошкольников.

Игрушки - аналоги могут быть включены в любые ИОС, в лю­бую форму экологического воспитания детей: наблюдения, заня­тия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной лите­ратуры, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог це­лесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперни­чать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, подни­мается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже по­нять специфику живого.

Игрушки - аналоги - это дидактические игрушки, их следует со­бирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одно­именные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и раз­ного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хо­рошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

            Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

  Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображаю­щих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов вос­принимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, ста­новятся объектами подражания. В экологическом воспитании до­школьников с успехом используются различные персонажи на ос­нове их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают ха­рактерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе свя­зано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Крас­ная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомле­ния детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

  Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактиче­скую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых дейст­вий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

   Чиполлино дети симпатизируют, он нравится им за смелость, находчивость. Его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чиполлино: он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово - огородной стра­не. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их вы­ращиванию, уходу за огородными растениями. Игрушка может быть использована во всех занятиях фруктово-овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календаря наблюдений за ним, во время беседы по календарю.

   Карлсон знаком детям по книге Линдгрен и по мультфильму как большой хвастунишка, баловник, весельчак, любитель вкусно поесть. Его особенность - живет на крыше, имеет пропеллер и везде летает, хочет дружить с мальчиком. С помощью куклы Карлсона можно придумать ряд ИОС. Например, летая по округе и замечая, что происходит на деревьях, крышах домов, Карлсон может сообщить много нового и интересного о жизни птиц, об осенне-весенних явлениях в природе. В зависимости от того, что воспитатель хочет - сообщить новые знания или уточнить уже имеющиеся у них представления, - он вкладывает в уста куклы либо правильные сведения о событиях в природе, либо неверные предположения и «глупые» вопросы. С этой куклой может быть построена интересная проблемная ситуация: живя на крыше, Карл­сон увидел в окно, как ребята в детском саду в зимнее время сажают овес, решил сделать подарок соседке-воробьихе к 8-му марта -тоже вырастить зелень. Дети снабжают куклу коробочкой с посе­вом семян, дают напутствие, закрепляя при этом знания о том, как надо ухаживать за посадкой, чтобы семена проросли. Через две недели, когда на окне у детей овес зеленеет вовсю, Карлсон при­летает с обледенелой коробочкой и со слезами сообщает, что он регулярно поливал, но почему-то у него только лед появился. Де­ти удивлены не меньше куклы, ситуацию помогает распутать вос­питатель: задает вопросы Карлсону и выясняет, что на крыше так же холодно, как и на улице, предлагает детям самим объяснить, почему вместо зелени появился лед.

Герой сказки Н. Носова знаменитый Незнайка может часто «при­ходить» к детям и участвовать в самых различных мероприятиях, но во всех случаях он попадает впросак, делает неверные предпо­ложения, дает неправильные советы. Его учат дети и воспитатель; дети при этом уточняют и закрепляют то, что знают, а взрослый исподволь дает новые знания - исправляя Незнайку, учит детей.

С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. В каждом детском саду имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком с принадлежностями для лечения болезней. Этот персонаж может быть включен в разнообразные ИОС с детьми любой возрастной группы. Совершая игровые действия «врача-специалиста», Айболит выполняет очень важную для экологиче­ского воспитания функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здо­ровья. Осматривая своих пациентов (именно как врач), он демон­стрирует, как это надо делать, как и по каким признакам выявлять неблагополучное состояние обитателей уголка природы, как за­мечать недостаток каких-либо необходимых условий жизни.

   Еще одна важная особенность Айболита - давать рекоменда­ции, назначать лечение пациентам. Так, осматривая аквариум с рыбами, Айболит рекомендует долить воды или заменить часть ее свежей, включать почаще рефлектор, чтобы растения не были та­кими хилыми, дает советы, как разнообразить корм для рыб. Ос­матривая ранней весной комнатные растения, доктор прописыва­ет им «лекарство» от истощения (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и пр., т.е. то, что действительно необхо­димо сделать с ними весной.

Большую роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке, желательны очки и борода, символизирующие ученость и доброту. Чемоданчик доктора заполняется предметами, необхо­димыми для осмотра пациентов: это традиционный набор, если он осматривает детей; набор меняется, если пациентами становят­ся растения (бумажки-рецепты, палочки для постукивания по горшку и рыхления, пакетики с удобрениями, пластмассовые нож­ницы для обрезания сухих листьев и стеблей, опрыскиватель). При Айболите должна быть машина скорой помощи (кукольный грузо­вик с крестом), которая выполняет важную роль: на машине он едет и везет свой чемоданчик, крупногабаритные атрибуты для лечения и профилактики (мешочки с хорошей землей для растений, термос с настоем шиповника или фрукты для детей, если он намерен их осматривать, новый корм для птиц или рыб и т.д.). На машине Айболит может увозить с собой для лечения в стационаре тяжело больных пациентов (растения, которые находятся в плохом со­стоянии). ИОС с Айболитом очень эффективны - в рамках игры совершается реальное общение с живыми объектами и осмотр среды их обитания. Реализуется настоящее право врача выяснить состояние пациентов, условий, при которых возникла болезнь или плохое самочувствие одних, отметить, наоборот, отличное со­стояние других, похвалить детей за здоровый образ жизни.

 

  Таким образом, литературный герой, привнесенный в педаго­гический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и фор­мой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он ин­тересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои ти­пичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимо­действует непосредственно с ними.

  Важным является то обстоятельство, что каждый литератур­ный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, на­оборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором слу­чае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

    Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он зада­ет вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и ум­нее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в со­бытиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают. Такое соотношение позиций в ИОС придает дошко­льникам уверенность, они обретают авторитет в своих собствен­ных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти иг­ровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказывают.: дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, исполь­зование куклы-персонажа на основе его литературной биографии -это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на дос­таточно сильной игровой мотивации.

  Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действитель­но выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли -куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитате­лем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняю­щихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хло­пать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целе­сообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сде­лать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оцен­кой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы вос­питатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмо­циональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем ус­пешнее будет решена и дидактическая задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.             Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия 2001.

2.             Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: 1998г

3.             Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: Синтез 1998г.

4.             Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз 2001.

5.             Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Академия 2006

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: « Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников »

Тема: « Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников »

Содержание 1. Значение игры как основной деятельности

Содержание 1. Значение игры как основной деятельности

Широко известно философское изречение: практика — крите­рий истины

Широко известно философское изречение: практика — крите­рий истины

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием и пра­вилами,…

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием и пра­вилами,…

Второй значимый момент связан с выработкой отношения де­тей к природе, которое в рамках экологического воспитания явля­ется конечным результатом

Второй значимый момент связан с выработкой отношения де­тей к природе, которое в рамках экологического воспитания явля­ется конечным результатом

Предметные игры . Это игры с использованием различных пред­метов природы (листья, шишки, семена, камешки и т

Предметные игры . Это игры с использованием различных пред­метов природы (листья, шишки, семена, камешки и т

Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей

Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей

Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, ме­тодика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная

Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, ме­тодика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, гли­на, шишки, камешки и пр

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, гли­на, шишки, камешки и пр

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении

Можно выделить несколько видов

Можно выделить несколько видов

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живых и игрушечных рыбок

Сопоставление продолжается - воспитатель кормит рыб в ак­вариуме, дети наблюдают, как они едят, а взрослый подчеркивает: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе…

Сопоставление продолжается - воспитатель кормит рыб в ак­вариуме, дети наблюдают, как они едят, а взрослый подчеркивает: «Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе…

Игрушка остается всегда не­изменной

Игрушка остается всегда не­изменной

Соперни­чать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, подни­мается на задние лапы)

Соперни­чать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, подни­мается на задние лапы)

Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных

Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных

Карл­сон увидел в окно, как ребята в детском саду в зимнее время сажают овес, решил сделать подарок соседке-воробьихе к 8-му марта -тоже вырастить зелень

Карл­сон увидел в окно, как ребята в детском саду в зимнее время сажают овес, решил сделать подарок соседке-воробьихе к 8-му марта -тоже вырастить зелень

Еще одна важная особенность Айболита - давать рекоменда­ции, назначать лечение пациентам

Еще одна важная особенность Айболита - давать рекоменда­ции, назначать лечение пациентам

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педаго­гический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и фор­мой выражения,…

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педаго­гический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и фор­мой выражения,…

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действитель­но выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действитель­но выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024