Игровая деятельность в логопедической работе
Оценка 5

Игровая деятельность в логопедической работе

Оценка 5
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад
10.04.2023
Игровая деятельность в логопедической работе
Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Целенаправленное руководство игрой позволяет использовать её и в логопедической работе.
Игровая деятельность в логопедической работе.docx

Игровая деятельность в логопедической работе

 «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.»

(Народная мудрость)

В настоящее время в литературе по психологии и педагогике накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра является потребностью растущего организма. Игра способствует гармоничному развитию у него психических процессов, моторики, интеллекта. Никогда игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь.

Целенаправленное руководство игрой позволяет использовать её и в логопедической работе.

« Работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов, игр в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях,» - подчёркивает В.И.Селивёрстов в книге «Игры в логопедической работе с детьми» (М.: «Просвещение», 1974, 1988гг.) Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов учителя-логопеда в его работе через игру очевиден, т.к. у детей-логопатов встречаются отличия от сверстников со стороны физического развития: нарушение общей и мелкой моторики.

В отечественной логопедии нарушение речи никогда не рассматривалось вне связи с умственным развитием ребёнка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и свободно ими пользоваться. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико - грамматические категории - части речи: глагол, имя существительное, имя прилагательное, числительное, наречие, одни из которых передают лексические значения, а другие - лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении. Помимо собственного лексического значения, слова имеют эмоционально - экспрессивную окраску. Вся эта работа должна проводиться с опорой на взаимосвязь смысловой и структурной сторон речи, на основе сознательной деятельности детей, поэтому здесь следует использовать очень эффективные по своему воздействию речевые игры.

Логопедическое обследование детей показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, словесно - логическое мышление, конструктивная и моторная деятельности.

Исходя из этого речевые игры, используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:

1. Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику

2. Формируют правильное звукопроизношение.

3. Помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.

4. Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.

5. Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.

Игра - очень эффективное средство в логопедической работе. При организации речевых игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:

1.     Игры не должны быть длительными по времени( 10-15 мин.)

2.     Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку

3.     Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.

4.     Игра может быть частью логопедического занятия.

5.     В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.

6.     В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

7.     В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.

Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:

  • от простого к сложному ( сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
  • принцип последовательности;
  • принцип систематизации.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух.

Игры для развития речевого слуха: « Угадай, чей голос», «Лягушки», « Хлопки».

Игра «Запомни слово».

Цель. Развитие речевого слуха, накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Логопед называет 5-6 слов, играющие должны их повторить в том же порядке. Пропуск или перестановка- проигрыш, нужно платить фант. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Игра для развития фонематического слуха: « Красный- синий».

Цель. Нахождение гласных, согласных звуков в звуковых рядах, воспринятых на слух. Оборудование: по 2 кружка каждому учащемуся.

Описание игры. Определить гласный (красный кружок), согласный звуки (синий кружок). Дети соответственно поднимают кружки: - Много звуков есть на свете... Шелест листьев, шум дождя. Отгадайте же вы, дети, Какой звук скажу вам я? -[ А], [О ], [ У], [П ], [Б ] , [Р ] , [ Ю] и т.д.

Игры для активизации артикуляторной моторики:

«Весёлые клоуны», «Заборчик», «Блинчик» и т. д. Игра «Блинчик»

Цель: учиться удерживать широкий язык в спокойном

состоянии до 10 секунд.

Оборудование: на фото изображено лицо с

соответствующим артикуляционным положением губ, языка.

Под картинкой лица значительно меньших размеров -

изображение сковороды с блином.

Описание игры:

Логопед: «Язык как блинчик положи, Под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять, Язычок теперь убрать.»

Игра «Почистим зубки» 

Цель: активизация мышц языка

Оборудование: зеркало, изображение лица с необходимым артикуляционным укладом.

Описание игры. Языком проводить по внутренней стороне зубов, затем по внешней: «Чистим зубки по утрам, По утрам и вечерам. Чтобы зубки не болели, Всё кусали и всё ели!»

Игры на развитие речевого дыхания и голоса: «Одуванчики», «Пузырь», «Приятный запах», «Эхо» и др. 

Игра «Пузырь».

Цель: развитие длительного плавного вдоха. Активизация и дифференциация звуков С -Ш.

Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя сдутый пузырь. Затем, повторяя за логопедом: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся», дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу: «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: сссссс, подражая выходящему воздуху. Затем шар снова надувается: дети произносят: шшшшшш, подражая раздувающемуся шару.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные игры положительно сказываются на развитие речи детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, в середине занятий, такая гимнастика является и физкультминуткой и служит сразу двум важным целям.

Игры для развития правильного звукопроизношения. Здесь речевые игры используются с целью вызывания правильного звука, его закрепления, т.е. автоматизации в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах, во фразовой речи. Игры: «Аэродром», «Поезд», «Чудесный мешочек», «Солнышко и дождик» и др.

Игра «Аэродром»

Цель: - автоматизация изолированного звука Р или Л;

 - автоматизация в слогах: ла, ра, ло, ро, лы, ры, лу, ру и т.д;

- автоматизация звука Р со стечением согласных ДРРРРА, ДРРРО, ДРРРРЫ, ДРРРУ, ТРРРРА, ТРРРРО, ТРРРРЫ И т.д.

Оборудование: рисунок неба с облаками, земли, игрушка самолёт.

Описание игры. Самолёт заводится на стоянке (в зависимости от цели РРРРР или ЛЛЛЛЛ), взлетает: РРРР, летит, поломка: ДРРР, ТРРР, посадка.

Необходимо строить занятия так, чтобы они способствовали расширению у детей словаря, формированию грамматического строя речи, развитию функции языкового анализа и синтеза, совершенствованию психофизических функций, творческой инициативе детей.

Игра «Сколько слов?»

Цель: дать детям понятие «слово».

Оборудование: книга, кукла, карандаш, мяч.

Описание игры. Педагог объясняет, что все предметы имеют своё название. Называет разные предметы: книгу, куклу, карандаш. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов, повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте и посчитайте, сколько я произношу слов: дом, цветок. Какое первое слово, какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову. (По два слова, по три.) Для закрепления понятия «слово» потребуется несколько занятий и много речевых игр.

Например, игра «Кто это? Что это?» Детям даётся понятие о словах, обозначающих живой или неживой предмет. Игра «Ателье» поможет разобраться в классификации одежды по сезонному признаку, активизировать в речи детей прилагательные. Игры «Вспомни и назови», «Четвёртый лишний» помогут закрепить обобщающие понятия, группировку предметов по их признакам или назначению, т.е. ознакомят детей с использованием в речи существительных.

Игры «Кто как передвигается», «Скажи наоборот», «Угадай, про кого скажу» и другие учат детей слышать слова, обозначающие действия, удерживать в памяти ряд действий, соотносить действие со словом, расширяют глагольный словарь.

Чтобы обучать детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе, падеже, следует предложить детям игры, которые научат их выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму).

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Научить детей самостоятельно составлять предложения на определённую тему с помощью опоры на игру, наглядность, действие, логопед переходит к формированию связной речи. Здесь нам на помощь приходят игры - диалоги, которые требуют быстрого включения в ситуацию. Составление рассказа по серии сюжетных картинок является одним из первых и наиболее важных разделов при работе по формированию связной речи. Серии картинок являются планом или схемой пересказа. По ним легко усваивается последовательность действий. Здесь важен ответ на вопрос: «Что делают?» Далее можно подготовить развёрнутый ответ целым предложением и затем подвести детей к полному рассказу. Все эти виды помогают подойти к связному рассказу по сюжетной картинке.

При обучении детей составлению описательного рассказа перед логопедом встаёт несколько задач. Прежде всего, надо подобрать наглядный материал, который отражает жизненные наблюдения и впечатления детей. Рассказ должен быть небольшим, построен логично и последовательно. При формировании связной речи детям помогут игры: «Поможем Незнайке описать предмет» (составить рассказ, правильно расставить картинки) «Поможем Буратино описать время года», «Кто больше знает» и др.

Прекрасным средством для развития интонации и выразительности речи являются чистоговорки, стихи, считалки. Краткие по форме, ритмичные, напевные они вызывают в детях эмоциональный отклик, заинтересованность.


 

Игровая деятельность в логопедической работе «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло

Игровая деятельность в логопедической работе «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло

Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса

Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса

Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность

Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух

Описание игры: Логопед: «Язык как блинчик положи,

Описание игры: Логопед: «Язык как блинчик положи,

Игры для развития правильного звукопроизношения

Игры для развития правильного звукопроизношения

Какое первое слово, какое второе?

Какое первое слово, какое второе?

Все эти виды помогают подойти к связному рассказу по сюжетной картинке

Все эти виды помогают подойти к связному рассказу по сюжетной картинке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023