Всероссийский детский центр «Алые паруса» г. Евпатория
Сценарий игровой программы
«На пути новых открытий»
Автор-составитель: Воспитатель
Максименко Татьяна Васильевна
2025 г.
Игра по станциям «На пути новых открытий»
Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
1. Расширять и углублять общий кругозор;
2. Закрепить у детей знания о науках, ученых и т.д.;
3. Формировать потребность в изучении точных наук;
4. Развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды деятельности;
5. Развивать такие аналитических способностей участников как: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
6. Повышать мотивацию участников к изучению научно-технического прогресса;
7. Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
8. Развивать память, мышление, воображение. креативного мышления, а также формировать базовые знания о природе, различных науках и культуре с использованием современных игровых технологий;
9. Воспитывать сознательное и активное отношение к проблемам технического творчества;
10. Содействовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группе, коллективе.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, рассказ, вопросы, эксперименты, опыты, вопрос-ответ.
Наглядные: рассматривание карты мира, карт-созвездий и т. д.
Практические: умение делать опыты, проводить эксперименты, разгадывать задания, подбирать правильные ответы и т.д.
Предварительная работа:
Посетить библиотеку, познакомится с известными учёными, созвездиями, познакомится с картой мира.
Оборудование: столы, карта мира или глобус, ребусы, задания на карточках, магниты, скрепки, зеркало, вода, стаканчики, баночки с водой, пена для бритья, пищевые красители любых цветов, маршрутные листы, ручки, музыка.
Планируемый результат:
К концу игровой программы, дети должны знать:
- новые понятия такие как «наука», методы экспериментальной деятельности, что такое «химическое явление в природе».
уметь:
- анализировать и применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- самостоятельно делать выводы;
- наблюдать и решать поставленные задачи.
Формы проведения:
- эксперименты, игры – опыты.
Методы обучения:
словесный; наглядный; практический; объяснительно-результативный; игровой.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуально-групповая, групповая. Выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности и категории учащихся (одарённые дети, дети с ОВЗ).
Продолжительность: 30-45 минут.
Место проведения: Холл Морской.
Реализация игровой программы.
Мероприятие, представляет собой игровой процесс, длительностью 30-45 минут включающий в себя 7 станций. На каждой станции участники получают и выполняют задания, которые переводят их на следующий этап. В итоге участники получают углублённые знания в области естественных наук.
Сценарий игровой игры по станциям «На пути новых открытий» подготовила: Максименко Татьяна Васильевна.
Ход мероприятия
«Наука — это свеча,
освещающая путь человечества к прогрессу
и пониманию мира вокруг нас.»
Карл Саган.
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на нашей игровой программе «На пути новых открытий».
Ведущий: Ребята, а что такое наука? Какую роль она играет в нашей жизни?
Ответы детей.
Ведущий: Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
Ведущий: Какие науки вы знаете?
Ответы детей.
Философия. Изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нём духовных и материальных факторов.
· История. Рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик.
· Антропология. Как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур.
· Социология. Дисциплина, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
· Политология. Изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
· Культурология. Рассматривает общество как культурное явление.
· Правоведение. Преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах.
· Экономика. Изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения.
· Обществоведение. Обобщает подходы всех социальных дисциплин.
«Химия» и «Физика» и т.д.
Ведущий: Молодцы, вы очень осведомлены. Ребята, подскажите пожалуйста, а из чего состоит окружающий нас мир?
Ведущий: Окружающий нас мир - состоит из химических элементов: книги, одежда, мебель, краски. О некоторых химических элементах вы наверно слышали: железо, золото, серебро, йод, водород, кислород, кальций и другие.
На нашей планете больше всего кислорода. Одних элементов в природе очень много, других совсем мало. Больше всего на свете водорода и гелия. Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далёкие звёзды, кометы…
Ведущий: Вот почему трава зелёная?
Ответы детей.
Ведущий: Да потому, что в каждой травинке есть химическое соединение – хлорофилл, благодаря которому растения дышат и растут.
Ведущий: А почему соль солёная? Ответы детей.
Ведущий: Да потому, что в ней есть натрий и хлор, который попадая на слюну образуют раствор с особым привкусом.
Ведущий: Химический элемент железо есть не только в гвозде или машине, но и в воде, в земле, в деревьях, но и в организме человека. В крови человека есть частички железа, но они так малы, что увидеть их можно при помощи микроскопа.
Ведущий: А если хочется скорее вырасти – потреблять нужно химический элемент кальций. Его много в молоке и в молочных продуктах. Даже настроение человека, его здоровье, во многом зависят от присутствия некоторых химических элементов в организме. Химический элемент магний влияет на работу сердца. Магний содержится в абрикосах и персиках.
Определение цели занятия
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
(Ответы детей)
Ведущий: Совершенно верно, сегодня мы поговорим с вами о научных открытиях, о роли науки в нашей жизни.
Указом Президента РФ В.В. Путина 2021 год объявлен Годом науки и технологий.
Год науки и технологий – это год, которого ждало научное сообщество России. Прорыв в технологиях, экономике и достижение социального прогресса возможны только при высокой востребованности науки, утверждал нобелевский лауреат Жорес Алфёров.
Ведущий: Задача государства – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий.
Ведущий: Какие научные открытия вы знаете?
(Ответы детей)
Ведущий:У участников дискуссии есть особые правила. Как вы думаете, какие они?
(Ответы детей)
1.Правило поднятой руки – говорить можно с разрешения учителя или ведущего, подняв руку.
2. Закон един: все слушают, когда говорит один.
3. С уважением относимся к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения.
4. Придерживаюсь дружелюбного тона.
Теперь, надеемся, наше мероприятие пройдёт в соответствии с этими правилами!
Основная часть
Ведущий: Предлагаем вам познакомиться с некоторыми интересными фактами:
Лыжи изобрели в Скандинавии около 3000 лет до н.э.
Мяч изобрели в Египте около 2000 лет до н.э.
Первый в мире персональный компьютер был создан в 1944 году в Гарвардском университете (США) и назывался он «Гарвард Ай Би Эм – 1»
Ведущий: Виртуальная реальность была создана в 1965 году Иваном Слахерлендом американским учёным.
В 1977 году появился Интернет.
Ведущий: Сегодня у нас необычная программа – не занятие, а экспериментальная лаборатория! Знаете ли вы, что делают в лаборатории? (Ответы детей.) Правильно, проводят опыты. А как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Учёные.) Да, ребята, учёные занимаются наукой!
И мы с вами сегодня так же погрузимся в мир науки, попробуем себя в роли учёных.
Сейчас вам необходимо объединится в 7 команд, выбрать себе капитана, придумать девиз, но не простой, а связанный именно с наукой. Оценивать вас будут капитаны наших экипажей.
Ведущий представляет членов жюри, председателя жюри.
Ведущий знакомит участников игры с общими правилами. Правила каждой игры-конкурса оглашаются по ходу самой игры.
Игра состоит из 7 станций. Каждая команда, выполнив задание на одной из станций, переходит на другую, так вы должны пройти все 7 станций. На каждую станцию выделяется до 5 минут.
1. Станция «Магия магнитов»
Задание: Участники должны провести простой эксперимент, демонстрирующий физические законы. Материалы: Плавающие предметы, вода, магниты, металлические предметы.
Что понадобится:
Магниты. Металлические скрепки
Выполнение задания:
1. Расположите магниты под столом, металлические скрепки на столе.
2. Необходимо переместить магниты с одной стороны стола на другую используя только магнит.
Ведущий: Почему скрепки двигаются вслед за магнитом?
Вывод: Магниты создают магнитное поле, которое воздействует на металлические объекты, заставляя их двигаться. Магнит может притянуть металлические предметы через дерево.
Время выполнения задания: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
2 Станция «Химия вокруг нас»
«Радуга на столе»
Возможно, физика ребёнку ещё не известна. Но он явно сталкивался с таким природным явлением как радуга. Создать радугу можно даже дома, но тут без помощи взрослого совсем маленькому экспериментатору вряд ли можно обойтись.
Что понадобится: ёмкость с водой, фонарь, зеркало, бумага.
Выполнение задания:
Сколько времени занимает эксперимент: 5 минут
Движение разноцветного молока
Что понадобится:
тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Выполнение задания:
Время выполнения задания: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
3. Станция «Физические явления»
Дождь из тучки
Ведущий: команда, получает задание. Задача команды, правильно выполнить его.
За каждый правильный ответ даётся один балл.
Что понадобится:
баночка с водой, пена для бритья, пищевые красители любых цветов.
Выполнение задания:
Время эксперимента: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
4. Станция «Биология и природа»
Ведущий: Чтобы справится с данным заданием, команде придётся проявить смекалку, разгадав пословицы о природе по шифру.
Выполнение задания:Под каждой буквой, стоит шифр. Вам необходимо сравнить шифр с буквами и отгадать, что за пословица там написана, а так же пояснить ее значение.
Время выполнения задания: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
Команды вперед!
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
* |
☺ |
@ |
! |
~ |
- |
( |
+ |
= |
) |
# |
< |
/ |
? |
> |
: |
0 |
& |
^ |
♧ |
▲ |
☼ |
► |
• |
√ |
⇒ |
■ |
இ |
♥ |
✖ |
© |
← |
Ŋ |
Пословицы:
Лес не школа, а всех учит.
/-^ >- ⇒< : /* * @^-► ▲√)♧
Земля кормит людей, как мать детей.
=-?/ Ŋ <:&?)♧ /← ~-# <*< ? *♧✖ ~-♧-#
5. Станция «География и путешествия»
Задание: Найти на карте мира определённые страны или города, используя подсказки.
Ведущий: Например, найти столицу Франции или город, расположенный на экваторе.
Материалы: Карта мира или глобус.
Время выполнения задания: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
6. Станция «Космос и звезды»
Ведущий: Созвездие - это группа звёзд, которые при наблюдении с Земли образуют в небе условную фигуру или узор. В современной астрономии это участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе.
Международный астрономический союз официально признает 88 созвездий, покрывающих оба полушария небесной сферы. За каждым созвездием закреплён определённый участок неба, ограниченный линиями прямого восхождения и склонения.
Некоторые известные созвездия:
Задание: Назвать, какие существуют созвездия и сколько их? Узнать созвездия по рисунку?
Материалы: Модели планет.
Время выполнения задания: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
7.Станция «Женские изобретения»
Задание: Назвать, фамилии учёных или изобретателей?
Дать правильный ответ на вопрос?
Материалы: карточки с вопросами.
Время выполнения задания: 5 минут.
За выполнение правильности опыта, защитывается 1 балл.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: 1. Мэри Андерсон (Mary Anderson) в 1903 году изобрела именно это. Ей стало жалко водителя, который вынужден был во время вьюги поминутно останавливать машину и сгребать снег с ветрового стекла. (Первые дворники для автомобиля).
2. Однажды зимой обычная секретарша, Синтия Вестовер, решила, что чистота должна присутствовать не только в доме, но и на улицах. И в 1892 году она собрала первую... Что собрала Синтия Вестовер? (Снегоуборочную машину).
3. После того, как Джозефина Кокрейн обнаружила отсутствие нескольких тарелок в своем любимом фарфоровом сервизе, она изобрела машину. Машина эта была создана в 1886 году, но признана необходимой в хозяйстве вещью лишь спустя 40 лет. (Посудомоечная машина).
4. Марион Донован (Marion Donovan) в 1917 году взяла душевую занавеску, села за швейную машинку и после нескольких попыток создала водонепроницаемое покрытие для этого. Для чего? (Для подгузника).
«Обо всём понемножку»
Ведущий: Назовите, как называется металлическая «бумага», которую делают из алюминия, стали, олова, серебра или золота толщиной от 0,001 до 0,2 мм. (Фольга)
2. Они появились во Франции в XVI веке и носили их мужчины, чтобы было удобнее ездить на
лошадях. После великой Французской революции их носить перестали, так как они напоминали
о социальном неравенстве. По-тюркски они называются «напяточники». (Каблуки)
3. Американец Ладислав Биро изобрел и запатентовал 2 ноября 1945 года предмет, которым сейчас
пользуются все школьники, студенты, взрослые. Что это такое? (Шариковая ручка).
4. Какое изобретение первым преодолело звуковой барьер. Это не пуля и не реактивный самолет как вы могли бы подумать, а самый обыкновенный... (Хлыст)
Назовите тело, обладающее собственным магнитным полем. Магнит
Завершение игры по станциям.
После прохождения всех станций жюри подводит итоговый подсчёт баллов. Команда, набравшая больше всего очков, становится победителем. Объявление победителей.
Ведущий: Спасибо всем участникам, нашему уважаемому жюри, и всем, кто пришёл на наше мероприятие. До новых встреч! Давайте поаплодируем друг другу.
Итог мероприятия.
Ведущий: И так, пока наше жюри подводит итоги, мы с вами подведём итоги нашего мероприятия, и вспомним.
Что же такое наука?
Для чего она нужна людям? А лично вам?
Что вы узнали нового и интересного сегодня на нашей игровой программе?
Что вам было уже знакомо, а что удивило?
А сами бы хотели заниматься наукой? Делать научные открытия?
(Ответы детей)
А какие для науки важные профессии есть, вы запомнили?
(Ответы детей)
Жюри объявляет команду победителей. Спасибо всем ребятам за активность! До новых встреч.
Список литературы
для педагога:
1. Бахарева, А.С. Формы экологического воспитания детей: метод. пос. для учителей [Текст] / А.С. Бахарева. – Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2007. – 63 с.
2. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические конкурса // Дополнительное образование, 2004. №5.- 48–53 с.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
4.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование: учеб. пособие – М.: Педагогическок общество России, 2017.-80с.
5. М.ДиСпецио Занимательные опыты: Свет и звук. – М.:Аст:Астрель, 2018.-160с.
для обучающихся:
1.Белько Е. Весёлые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. - Спб.: «Питер Пресс», 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.