Игровая симуляция «Я б в наставники пошел…»
Оценка 4.9

Игровая симуляция «Я б в наставники пошел…»

Оценка 4.9
Игры +2
docx
администрации +1
Взрослым
06.05.2024
Игровая симуляция «Я б в наставники пошел…»
Деловая игра симуляция «Я б в наставники пошел…» разработана для работы с педагогическим коллективом, которые еще не проявляли себя в роли наставника или только собираются себя проявить в этой роли. В процессе игры участникам предстоит сформировать свое понимание о вопросах, что такое наставничество, кто такой наставник, какие качества должны у него быть, и зачем необходимо попробовать себя в роли наставника.
Сценарий игры Иванова.docx

Игровая симуляция «Я б в наставники пошел…»

Аннотация

Деловая игра симуляция «Я б в наставники пошел…» разработана для работы с педагогическим коллективом, которые еще не проявляли себя в роли наставника или только собираются себя проявить в этой роли. В процессе игры участникам предстоит сформировать свое понимание о вопросах, что такое наставничество, кто такой наставник, какие качества должны у него быть, и зачем необходимо попробовать себя в роли наставника. Симуляция ситуаций поможет разобрать жизненные, личные, профессиональные примеры, которые помогут в достижении результатов. Также, с помощью приема «Колесо баланса» наставника, педагоги проведут самоанализ своих наставнических достижений, умений и рассмотрят примеры типичных ошибок наставника на основе мультфильмов, для понимания того, что наставнику необходимо постоянное развитие и самосовершенствование.

Методическая разработка игры симуляции «Я б в наставники пошел…» предназначена для ознакомления и углубления знаний педагогов о сфере наставничества и их роли в ней, а также мотивации к вступлению в наставническую деятельность.

Описание игры:

Продолжительность игры: 20-25 минут.

Методическое оснащение: игровое поле для продвижения по игре «Четыре стихии наставничества», рабочая тетрадь к игровой симуляции для участников, презентация, материалы с упражнениями для проработки качеств эффективного наставника. Фотографии с события можно посмотреть по ссылке

Характеристика группы: количество участников – до 30 человек, состав смешанный, возраст – 24-50 лет.

Оборудование: экран, компьютер, пишущие принадлежности, черновики, листы с игровым полем каждому участнику, рабочие листы, доска-флипчарт.

Игровой симулятор- это копирование различных действий из реальной жизни для обучения и анализа, прогнозирования результатов деятельности.

Цель: Определение уровня в сфере наставничества; раскрытие потенциала, необходимого для успешной профессиональной самореализации; мотивация к развитию навыков эффективного наставничества.

 Задачи:

-  способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;

– мотивация, рассказ о тех возможностях, которые открывает потенциальному наставнику участие в игре (повышение социального статуса, личностный рост, развитие собственных гибких навыков;

 - формирование наставнических пар/групп в школе.

Сценарный план игры «Я б в наставники пошел…»

примечаниями по механике блоков)

 

Этап игры, время

Содержание и механика такта игры

1.          Организационный этап

 Встреча              участников               события

 

1.1 Приветствие. Погружение в  тему и план игры.

Приветствие участников игры, обозначение темы деловой игры, знакомство с игровым полем.

В процессе игры и прохождения блоков, участники отмечают одну или несколько освоенных позиций из рабочего листа. Рабочая тетрадь должна быть у каждого участника игры.

Отслеживать такты игры помогала презентация с опорными моментами по каждому этапу события и ключевой                                                  информацией каждого такта.

Представление игрового поля «Четыре стиля или стихии наставничества»

Время такта – 5 мин

 

 В данном такте будут прорабатываться следующие вопросы: что такое наставничество; кто такой наставник

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА?

Возможно, в течении игры вы измените свое отношение к себе и отнесете себя совершенно к другой стихии наставничества.

1.2 Первый такт

Разминка

«Колесо баланса»

Время такта 3мин.

Точки образовательной       активности на тему наставничества. Необходимо каждому заполнить «Колесо баланса» — насколько вы удовлетворены своими успехами в целом; разобраться, что действительно важно сегодня; увидеть зоны трудности и роста; оценить прогресс.

2.1 Второй такт

2.1.      Мозговой штурм «Наставник»

Время такта - 3 мин.

ЧЕМ НАСТАВНИК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ?

Осмысление основополагающих качеств наставника

2.2 Третий такт

2.2.      Анализ ситуаций

   Время такта – 5 мин

2.3.       

Определить тип наставничества, который реализован в этой ситуации?

Ситуация 1: Тип наставничества

  Ситуация 2: Стиль наставничества

2.3 Четвертый такт

2.4.      Типичные ошибки наставника

Время такта – 5 мин

2.5.      Необходимо в предложенной ситуации выбрать наиболее оптимальный стиль взаимодействия наставника с наставляемым. Аргументируйте свою позицию.

2.6.       - (мультфильм 1) адаптация подопечных

-(мультфильм №2) передача опыта

3.  Пятый такт

 Идеальный наставник

Время такта- 5 минут

С помощью знаков, символов, рисунков составьте портрет идеального наставника. Внутри силуэта укажите личностные качества наставника, снаружи силуэта – профессиональные качества. 


Организационный момент

 Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современная жизнь требует от нас непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания.

Важную роль играют и личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Согласны со мной?

 Вам сегодня предстоит не только погрузиться в удивительный мир педагогических ситуаций, но и приложить собственные усилия, опыт и знания для их разрешения. Приглашаю вас принять участие в игровой симуляции «Мне б в наставники пойти».

Симулятор – это копирование различных действий из реальной жизни для различных целей, таких как обучение, анализ, прогнозирование.

Ведущий: Перед вами игровое поле «4 стихии наставничества» и рабочая тетрадь педагога-наставника, которая поможет вам в сегодняшней игре.

Я представляю вам игровое поле «ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ ИЛИ СТИХИИ НАСТАВНИЧЕСТВА», где

Первый стиль — земля (инструктирующий стиль).

Первым же делом в процессе наставничества нам нужно обеспечить новичка достаточным количеством знаний, чтобы он мог приступить к работе. Оптимальный стиль руководства в таком случае — директивный. Что требуется наставляемым на первом уровне готовности?

•   Четкое определение целей и ролей.

 •   Установление сроков и приоритетов.

•   Понимание формальных и неписаных правил.

 •   Постепенный процесс освоения новых навыков, право на ошибку.

 •   Наглядный тренинг: показать, как это делается.

 •   Возможности попробовать на практике.

 •   Частая обратная связь по результатам работы.

Второй стиль — вода (Сочетание инструктирования и поддержки).

 Что требуется наставляемым на втором уровне готовности?

 •   Четкие цели и перспективы.

•   Объяснения от руководителя, почему важно выполнить данную задачу.

 •   Помощь в работе, в анализе успехов и неудач.

 •   Возможность обсуждения сомнений и обмена мнениями.

•   Частая обратная связь, признание прогресса и поощрение.

 •   Советы, дальнейшие шаги и альтернативы.

Третий стиль — огонь (мотивация без инструкций).

Наставнику же — поддержать самостоятельное принятие решений и независимую активность подопечного. Что требуется наставляемым на третьем уровне готовности?

•   Наставник, готовый помогать и обсуждать.

•   Возможность проверять идеи, обсуждать сомнения

•   Поддержка и одобрение развития навыков

•   Признание высокой компетентности и успехов.

 •   Устранение препятствий на пути к цели.

Четвертый стиль — воздух. (чистое делегирование без инструкций и поддержки). Наставник дает возможность наставляемому самостоятельно действовать. Что требуется наставляемому на четвертом уровне готовности?

•   Четкие цели и перспективы.

•   Объяснения от руководителя, почему важно выполнить данную задачу.

 •   Помощь в анализе успехов и неудач. Отношение к ошибкам как к части процесса обучения.

•   Возможность обсуждения сомнений и обмена мнениями. Частая обратная связь, признание прогресса и поощрение.

 •   Советы, дальнейшие шаги и альтернативы.

 

Первый такт игры: Разминка «Колесо баланса» (3 мин)

Ведущий. Уважаемые коллеги! У каждого из нас есть навыки, умения и опыт в профессиональной деятельности. Я предлагаю сейчас в качестве небольшой разминки заполнить «Колесо баланса» — насколько вы удовлетворены своими успехами в целом; разобраться, что действительно важно сегодня; увидеть зоны трудности и роста; оценить прогресс. В каждом сегменте нужно отметить точку от 0 до 10 баллов. где 0 – минимум, а 10 – максимум, распределяйте как считаете нужным.

  Есть ли сектора, которые набрали наименьшее количество баллов? Каким получилось ваше Колесо – ровным или не очень? Обратите внимание на секторы: приспособление к новым условиям и требованиям, умение устанавливать контакты с коллегами, методические трудности, самообразование.

Если они у вас сильно западают (0-3) – вы ЗЕМЛЯ (новичок);

если данные секторы круга набрали примерно (3-5) – вы ВОДА (ученик);

 (5-8) - вы ОГОНЬ (осторожный профессионал);

 (8-10) – вы ВОЗДУХ (мотивированный профессионал).

 

Возможно, некоторые секторы круга будут закрашены практически полностью: это ваши сильные стороны, здесь можно брать ресурсы, и на них можно опереться в жизни.

Итак, в игровом поле 4 стихии отмечаем точкой, к какой категории наставников вы относитесь.

 

 

Ведущий: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА?

Гибкость и эффективность — ключевые качества хорошего наставника. Нужно уметь балансировать, в зависимости от ситуации и достигать поставленных целей. Возможно, в течении игры вы измените отношение к себе и отнесете совершенно к другой стихии наставничества.

 

2 такт игры: мозговой штурм «Наставник»

Ведущий. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «наставник»?

Наставник – это…… (руководитель, учитель, опытный коллега, коллега из другой организации, специально обученный человек).

Наставник – опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики обучения и воспитания, а также опытом работы в определённой области.

Наставник - человек, который обладает определенными знаниями, опытом, высоким уровнем общения и готов помочь своему подопечному приобрести опыт, который ему необходим.

 

ЧЕМ НАСТАВНИК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ?

У вас есть таблица с функциями. Определите, что относится к учителю, руководителю и наставнику. Исправьте ошибки.

Учитель

Ориентирован на достижение определенных целей и выполнение задач в организации или коллективе. Ему необходимо руководить, координировать действия других и управлять.  Он выносит решения и дает указания.

Руководитель

 

Ориентирован на развитие личности, профессиональный рост другого человека. Его цель — помочь осваивать новые навыки, развивать себя и достигать своих целей.

Наставник:

 

Ориентирован на обучение, его цель — передать знания и учебный материал, помочь усвоить информацию и развить учебные навыки.  Он следует определенной учебной программе и поурочному плану.

 

 Важно отметить, что в реальной жизни эти роли могут перекликаться и один человек может выполнять функции как наставника, так и учителя или руководителя в разных контекстах. Эффективное обучение и развитие, как правило, требуют совместной работы всех этих ролей в разной степени.

 

Если участник правильно распределил определения, ставит на игровом поле ВОЗДУХ +

Если перепутал между собой 2 варианта, ставит + на поле ВОДА

Если 3 неправильных ответа отмечает + на поле ЗЕМЛЯ

 

3 такт игры: анализ ситуаций.  Ситуация 1: Тип наставничества

По предложенной ситуации вам нужно понять, какой тип наставничества реализован?

Игорь Петрович преподает в университете 32 года. Однако для него представляет большую сложность разработка онлайн-курса, так как уровень его цифровой компетентности невысокий. Заведующий кафедрой предложил преподавателю в тандеме с молодым ассистентом Михаилом разработать совместный курс с условием, что в процессе подготовки Михаил обучит Игоря Петровича азам цифровой грамотности. Тип наставничества, который реализован в этой ситуации?

Виртуальное наставничество

Флэш-наставничество

Скоростное наставничество

Реверсивное наставничество

Реверсивное наставничество — это передача опыта, когда начинающий сотрудник (как правило, молодой) выступает в роли наставника более опытного коллеги, который по служебной лестнице находится выше него, и помогает ему развить новые компетенции.

Ситуация 2: Стиль наставничества

Необходимо в предложенной ситуации выбрать наиболее оптимальный стиль взаимодействия наставника с наставляемым. Аргументируйте свою позицию.

В коллектив школы пришел работать молодой учитель истории – личность, заинтересованная в своем развитии, но неопытная. Один раз в неделю он ведет спецкурс. Занятия проходят весело, непринужденно, динамично, оценки не ставятся. Педагог пользуется большой популярностью среди детей. Остальные учителя постепенно теряют былой неформальный статус. Новый учитель не задает домашние задания, ученики приводят его в пример и отказываются выполнять домашние задания по другим предметам. Администрация школы для стабилизации ситуации решает применить технологию наставничества, встает проблема выбора наставника для данного учителя.

Каким должен быть наставник для данного наставляемого? Укажите наиболее оптимальный стиль взаимодействия наставника с наставляемым.

См. презентацию

Ответ: 1) Инструктирующий стиль наставничества не подходит. Лидерство путем приказа. Ограничения: давление на обучаемого, низкая мотивация обучаемого, т.к. его мнения не спрашивают.

2)Убеждающий стиль наставничества не подходит. Лидерство путем транслирования идей. Это стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания или предлагает ему копировать свои собственные действия. Но при этом он объясняет, почему необходимо делать именно так, а не иначе. Но есть ограничения: давление на обучаемого путем внушения; невозможность для обучаемого правильно действовать в нестандартных ситуациях, так как задан один «верный» алгоритм • Вероятность того, что в случае неудачи обучаемый переложит ответственность на наставника. Риски: часто следование навязанному способу действия приводит к внутренним противоречиям.

3)Делегирующий стиль наставничества не подходит. Лидерство путем передачи полномочий. Отличительные особенности: Это стиль, при котором наставник передает полномочия, права и ответственность наставляемым, но при этом не бездействует. Он наблюдает, отслеживает, завершает. Наставляемый находится на высоком уровне мотивации и уверен в себе. Но есть ограничения: вероятность возникновения стресса у наставляемого из-за расширения зоны ответственности; повышение ответственности и риска для наставника; вероятность игнорирования наставника. Риски: потеря сотрудника, переход к конкурентам.

Поддерживающий стиль наставничества подходит в данной ситуации. Лидерство путём участия в организации процесса работы. Отличительные особенности: вовлечение в обсуждение задачи, поддержка и мотивация. Это стиль, при котором наставник участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени наставляемыми. Преимущества: повышение мотивации благодаря осознанию равноправности общения; понимание обучаемым смысла выполняемых операций; большая вероятность появления новых способов действий, новых решений; лучшее взаимопонимание обучаемого и наставника в дальнейшем. Риски: недостаток времени для взаимодействия.

Итак, если ответили: Инстуктирующий стиль: ставьте себе точку на игровом поле ВОДА (вы еще ученик); Если вы выбрали Делегирующий стиль- ставьте себе точку на поле ЗЕМЛЯ( вы еще новичок); если выбрали в качестве ответа убеждающий стиль, вы ОГОНЬ ( осторожный профессионал). Правильный ответ- Поддерживающий стиль. Вы- ВОЗДУХ!

4 такт игры: Типичные ошибки наставника

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным. У них должно установиться единое видение восприятия реальности и поведения при решении ситуаций. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение.

Ошибка «Адаптация подопечных» (мультфильм 1)

Выберите верны (е) ответ(-ы)

1.      Не реализуются цели адаптации.

2.      Не соблюдается правило последовательности, преемственности

3.      Чрезмерное насыщение нового сотрудника информацией и новыми знаниями.

4.      Отсутствие чётких критериев прохождения испытательного срока.

5.      На этапе адаптации отсутствует обратная связь

6.      Недостаточная мотивация со стороны непосредственного наставника

Исправляем ошибки в системе наставничества

Если в начале карьерного пути опека наставника должна быть максимальной, то к концу первого года работы ее нужно свести к нулю. Правило адаптации новичков сводится к высказыванию М.Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Если вы выбрали правильно все ответы – вы ВОЗДУХ! Ели 4 правильных- вы ОГОНЬ, 3 правильных- вы ВОДА, 2 правильных ответа- вы – УЧЕНИК.

Ошибка 2. (мультфильм №2) передача опыта

Выбери верный (е) ответ(ы) : Наставник -

Давит на наставляемого

Не дает погрузиться в деятельность

Не формулирует цели работы в паре или группе

Не дает обратной связи

Критикует

Не объясняет, не показывает

Недооценивает уровень дискомфорта наставляемого

Наставник фактически делает все за подопечного, предлагает готовые решения, не дает возможности менее опытному коллеге совершать свои ошибки и набивать шишки.

Если вы все 4 ответа указали правильно- вы ВОЗДУХ, отметьте на поле точкой; если вы нашли только три варианта верных и один лишний вариант- вы – ОГОНЬ; если вы указали два верных, а остальные с ошибкой- вы ЗЕМЛЯ; если вы обнаружили только одно совпадение, вы- ВОДА ( ученик, есть над чем подумать)

методические ошибки в наставничестве:

1)    неправильное позиционирование наставника (между наставником и обучаемым не должно быть отношений в формате «начальник – подчиненный», только отношения на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате);

2)     неправильная мотивация наставников (Ошибки процесса наставничества могут быть следствием неправильной подготовки и мотивации наставников, отсутствия четкого плана, регламента и стандартов)

3)    «делай, как я» (наставник заставляет просто копировать свои действия без объяснения причин, почему то или иное действие нужно делать так, а не иначе; в этом случае любая нештатная ситуация, выходящая за рамки шаблона, может привести к сбою основного процесса);

4)    профессиональное выгорание наставника; отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда на поприще наставника, формальное выполнение обязанностей;

5)    навязывание обучаемому своего мнения. Избежать ошибки можно, задавая вопросы по поводу оценки результатов того или иного действия, не высказывая прежде собственных оценочных суждений. То есть, анализ ситуации необходимо начинать с обратной связи

3. Рефлексия «Идеальный наставник».

Ведущий: Вам предстоит быть наставником. Подумайте, пожалуйста, какими профессиональными и личными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим наставником?  С помощью знаков, символов, рисунков составьте портрет идеального наставника. Внутри силуэта укажите личностные качества наставника, снаружи силуэта – профессиональные качества.  Время на выполнение – 5 минут.

По истечении времени каждая группа представляет свой «Идеальный образ наставника» (примерные ответы: База знаний, умение найти подход, умение заинтересовать, ораторское искусство, жизненный и профессиональный опыт, справедливый, дисциплинированный, честный, стрессоустойчивый, отзывчивый, понимающий,…)

Возможные ответы:

Идеальный наставник должен:

  обладать знанием и опытом, который он может передать;

  иметь представление о своем подопечном;

  иметь желание быть наставником;

  проявлять активность и регулярно анализировать обратную связь.

  находить время, желание и силы регулярно встречаться с подопечным и передавать ему свои знания и умения.

  помогать наставляемому раскрыться как личность, найти опору и поддержку.

Ведущий: Мы подходим к завершающему этапу игры. Посмотрите на ваше игровое поле: если больше всего точек стоит в графе Воздух- вы идеальный готовый наставник! (значок НАСТАВНИКА)

Если больше точек в графе ОГОНЬ - вы почти наставник, обретите смелость! Для этого вам нужна указка, которая укажет путь! (дарим УКАЗКИ)

Если вы больше точек наставили на поле Земля- вы новичок в деле по наставничеству, но вам нужно мотивировать себя, возьмите себя в руки (как этот мяч) и идите вперед!

Если вы остались на поле ВОДА- вам еще предстоит многому поучиться у своих коллег! Желаю удачи. От меня мотивирующие открытки в подарок.

Вывод: Важно понимать, что наставником может быть каждый из вас. Наставник на основе своего опыта и знаний имеет главную цель – подсказать, поправить, обратить внимание на ошибки или предупредить о возможных сложностях, которые могут возникнуть.  Вы уже для кого-то являетесь примером и опорой.

Остается за вами малое: выделить основные дефициты и проработать их: эмоциональную составляющую, развитие лидерских качеств или навыков целеполагания.

«Каждый великий вдохновитель вдохновляется великим наставником»

 

Благодарю всех участников за активную работу!


 

Игровая симуляция «Я б в наставники пошел…»

Игровая симуляция «Я б в наставники пошел…»

Сценарный план игры «Я б в наставники пошел…» (с примечаниями по механике блоков)

Сценарный план игры «Я б в наставники пошел…» (с примечаниями по механике блоков)

Организационный момент Ведущий

Организационный момент Ведущий

Советы, дальнейшие шаги и альтернативы

Советы, дальнейшие шаги и альтернативы

Обратите внимание на секторы: приспособление к новым условиям и требованиям, умение устанавливать контакты с коллегами, методические трудности, самообразование

Обратите внимание на секторы: приспособление к новым условиям и требованиям, умение устанавливать контакты с коллегами, методические трудности, самообразование

Учитель Ориентирован на достижение определенных целей и выполнение задач в организации или коллективе

Учитель Ориентирован на достижение определенных целей и выполнение задач в организации или коллективе

Ситуация 2: Стиль наставничества

Ситуация 2: Стиль наставничества

Убеждающий стиль наставничества не подходит

Убеждающий стиль наставничества не подходит

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным

Если вы все 4 ответа указали правильно- вы

Если вы все 4 ответа указали правильно- вы

Возможные ответы: Идеальный наставник должен: – обладать знанием и опытом, который он может передать; – иметь представление о своем подопечном; – иметь желание быть наставником;…

Возможные ответы: Идеальный наставник должен: – обладать знанием и опытом, который он может передать; – иметь представление о своем подопечном; – иметь желание быть наставником;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2024