Игровое занятие экологический балансир
Оценка 4.9

Игровое занятие экологический балансир

Оценка 4.9
DOCX
17.06.2020
Игровое занятие экологический балансир
урок Балансир.DOCX

              Тема «Экологический балансир»

 

Цель. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии в природе и о современном противостоянии человека природе.

 

Задачи.

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность и устную речь учащихся.

3. Воспитывать сдержанность, умение выслушать ответы других детей, умение работать в группах.

 

Оборудование.  Конструктор «экологический балансир», толковый словарь С. И. Ожегова, портрет В. Высоцкого, мультимедийное оборудование, кубики разного цвета

 

Ход занятия

 

1 Организационный момент.

Сегодня будем думать, анализировать и рассуждать

Нужны ли все в природе должны мы доказать

Букашка, травка, и любой зверёк

 

2 Метапредметная связь

Сегодня мне хочется начать урок со стихотворения В. Высоцкого «Натянутый канат»

 «Посмотрите – вот он

                            без страховки идёт.

Чуть правее наклон –

                           упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон-

                           всё равно не спасти…

Но должно быть, ему очень нужно пройти

                          четыре четверти пути»

 -О ком это стихотворение?

- В чём опасность его профессии?

-Что такое равновесие?

-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова (Состояние покоя, в котором находится какое -то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие — это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

Равновесие не означает неподвижность. Предлагаю вам ребята пройти по половице и спросите друг у друга: «Что вы делали, чтобы поддержать равновесие?»

Ответ: поддерживали равновесие покачивая руками.

Тогда не трудно предложить посмотреть, как природа поддерживает равновесие, уменьшая или увеличивая количество растений и полёвок, синиц и насекомых, хищных птиц и др.

-В окружающем нас мире есть равновесие?

-Как вы думаете, где или в чём нужно соблюдать равновесие?

-Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)

-Давайте, сегодня на уроке объединим эти два понятия и поговорим о природном и экологическом равновесии.

- Что вы уже знаете об этом?

 

3 Работа по теме занятия

1) Давайте рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми.

-Почему?

-А помогали ли деревья реке? (в лесу много снега, он медленнее тает, дольше сохраняется влага дождей)

-То есть происходил обмен: река питала растения, а растения реку. Вот пришли люди и вырубили деревья.

-Что произойдёт с рекой? (Река обмелеет и может совсем высохнуть)

-Это значит, между ними нарушится экологическое равновесие. Кажется, всё просто, но одновременно сложно. Не задумываясь над своими действиями люди могут значительно навредить природе.

-Стараясь увеличить стада оленей на севере нашей страны, люди начали истреблять волков. На них охотились даже с вертолётов. Вскоре их стало значительно меньше. Но и оленей больше не стало, многие стали болеть, трудно стало их прокормить. Почему?

Как вы думаете, сколько нужно времени природе, чтобы прийти в равновесие после нарушения его человеком, например, после лесного пожара?

Лес после пожара восстанавливается много десятков лет. Кострище в лесу зарастает через 12-14 лет. Всегда, когда человек нарушает равновесие в природе, нужно много лет для возвращения её в полноценное состояние.

 

 

2) Предлагаю вам по группам собрать экологический балансир.

Собирать балансир можно в любом порядке. Покачивание фигурок и палочек   балансира создаст образ подвижного равновесия.

Балансир можно начать собирать «сверху», как пример создания человеком искусственного биологического сообщества (поля для выращивания урожая, рыборазводного пруда и т. п.). Окажется, что для поддержания благополучных отношений между природой и человеком придётся сначала собрать новое сообщество, а затем соединить его с человеком.

При сборке балансира может возникнуть вопрос, почему так много (или

так мало) растительных и животных организмов обеспечивает равновесие с «одним человеком». Для поиска ответа предлагаю построить дополнительный балансир с тремя участниками .6 человек уравновешенный парой: «корова — луговая трава». Ребята: вы можете снять в обоих вариантах балансира по одному организму (траву), посмотреть, в котором из них последствия будут серьёзнее, и подумать о значении разнообразия животного мира на Земле.

Экологический балансир даёт представление как о зависимости человека от природы, так и о необходимости заботы о ней. Если вы захотите, то балансир можно усовершенствовать, добавляя новых участников в пищевые цепи, но так, чтобы Природа и Человек оставались в равновесии. 

3) Работа с литературой

-Что объединяет живые существа в природное сообщество?

3) Рассмотреть цепи питания.

 

Физкультминутка

Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.

Сколько в класс пришло зверей!

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто кот, кто птичка,

Веселее в пляс пускайтесь

Все танцуйте, не стесняйтесь!

Стихотворение декламируется с выполнением танцевальных движений под музыку.

 

-Посмотрите, у меня на столе из кубиков построена башенка. Внизу зелёные кубики – растения, а следующие ряды животные. Что будет, если мы возьмем один кубик внизу башенки, или даже во втором ряду?

Вывод: ответы детей

 

Игра «Найди ошибку в цепи питания»

Мышь ----- пшеница ----- лиса

дуб ----- волк----- кабан

 

4) Работа в группах. Рисование плакатов «Будем беречь природу». Защита и выставка плакатов

 

4 Итог занятия

-Как должен человек вести себя в природе?

Вывод: современный человек противостоит природе, разрушая её; наша задача — изменить это соотношение: человек должен вести себя не как царь природы, а как одна из её равноправных частей.

-Закончить наше занятие мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете- на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

 

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

 

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

 

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

 

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

 

 

Литература:

 

1.В.Высоцкий. Сочинения том 1 Издательство «Локид-Пресс» Москва2002г

2..

3. Г.С.Калиновой 3 класс Издательство «Учитель»2006г

4. Мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил» Киностудия Союзмультфильм

 

 

 


 

Тема «Экологический балансир»

Тема «Экологический балансир»

Тогда не трудно предложить посмотреть, как природа поддерживает равновесие, уменьшая или увеличивая количество растений и полёвок, синиц и насекомых, хищных птиц и др

Тогда не трудно предложить посмотреть, как природа поддерживает равновесие, уменьшая или увеличивая количество растений и полёвок, синиц и насекомых, хищных птиц и др

Ребята: вы можете снять в обоих вариантах балансира по одному организму (траву), посмотреть, в котором из них последствия будут серьёзнее, и подумать о значении разнообразия…

Ребята: вы можете снять в обоих вариантах балансира по одному организму (траву), посмотреть, в котором из них последствия будут серьёзнее, и подумать о значении разнообразия…

Экологический балансир даёт представление как о зависимости человека от природы, так и о необходимости заботы о ней

Экологический балансир даёт представление как о зависимости человека от природы, так и о необходимости заботы о ней

Природа и Человек оставались в равновесии

Природа и Человек оставались в равновесии

Плохие дела у кошки без мышки.

Плохие дела у кошки без мышки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2020