Тема урока: «Однородные члены предложения», (4 класс), УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева
Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).
Цель: развивать умение находить в предложении однородные члены;
Задачи: учить определять, каким членом предложения являются; развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять, проводить обобщение; развивать умение работать в группе; воспитывать потребность использовать грамотную речь в жизни.
Планируемые результаты
Предметные: дать знания об особенностях однородных членов предложения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.
Коммуникативные УУД: вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.
Личностные: ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.
Оборудование для учителя: интерактивная доска или проектор, карточки для групповой работы, учебник (Т.Г. Рамзаева, 4 класс).
Ход урока:
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент |
||
1 слайд |
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. Здравствуйте, ребята, сели.
- Начинаем наш урок. Пальчиковая гимнастика. Пальцы делают
зарядку, чтобы меньше уставать. - Запишем число. |
Выпрямляют руки вперёд. Сжимают и разжимают кулачки.
Запись числа |
II. Минутка чистописания |
||
2 слайд
+ |
пт гр пт гр
- Рассмотрите элементы минутки чистописания. Что вы можете сказать. - Можно сказать, что они повторяющиеся, одинаковые или однородные. - Как вы понимаете значение слова «Однородный?» - Запишите элементы. Поставьте на полях +, если у вас получилось правильно и аккуратно |
Высказывания обучающихся
Запись в тетрадь |
2 слайд |
- Прочитайте пословицу:
Грамотными не рождаются – грамотными становятся.
- Как вы
её понимаете? Запишите её в тетрадь.
|
Высказывания обучающихся
Запись в тетрадь
Предложение |
III. Актуализация опорных знаний. |
||
Оформление доски |
- Какое сейчас время года? Какое событие происходит в природе только осенью? - Давайте вспомним, что мы знаем о предложении. - Снимите с дерева листочек, на обороте будет вопрос · Что такое предложение? · Какие бывают предложения по цели высказывания? · Какие бывают предложения по интонации? · Что такое подлежащее? · Что такое сказуемое? · Какое предложение называется распространенным? · Какое предложение называется нераспространенным? |
Высказывания обучающихся.
Ответы на вопросы
|
IV. Сообщение темы урока. Постановка цели. |
||
3 слайд
Листочки на партах.
Эталон +
4 слайд Однородные члены предложения
5 слайд
или на доске |
- Вижу, что вы много знаете о предложениях. И скорее всего, сможете выполнить моё следующее задание. - Мы живём в век высоких технологий. Вы постоянно общаетесь в сетях Интернет, пишите СМС сообщения. Многие люди считают необязательным соблюдение правил орфографии или пунктуации. - Как вы к этому относитесь? - Что происходит при не соблюдении этих правил?
- Послушайте, что однажды произошло.
Ребята готовились к участию в конкурсе и разделились на команды. Наташа болела. Она отправила СМС Жене, чтобы узнать кто из ребят в какой команде. Женя прислал ответ: «в первую команду записались Света Катя Миша Толик Лена Рая записались во вторую команду»
- Вы смогли понять кто в какой команде? - Почему?
- Какие правила не соблюдал Женя? - Ребята, запомните, правила пунктуации нужно соблюдать всегда. - Давайте исправим СМС Жени. Работа в парах. Подумайте и исправьте ошибки на листочке с СМС.
- Первый вариант запишет 1-ое предложение в тетрадь, второй – 2-ое предложение.
- Почему некоторые из вас поставили запятые? - Что обозначает интонация перечисления?
- Давайте разберёмся. Выделите главные члены предложения. - Сравните свою запись с эталоном. Поставьте на полях +, если у вас также. - Что вы видите?
- Как бы вы могли назвать эти члены предложения, одним словом?
- Сформулируйте тему урока.
- Попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы должны ответить к концу урока |
Высказывания обучающихся.
Речь становится непонятной.
Нет Два предложения соединены в одно Не обозначил границы предложений
Исправляют ошибки.
Запись на доске (двое обучающихся)
Интонация перечисления
1 вариант – 1-ое 2 вариант – 2-ое В каждом предложении по три подлежащих Одинаковые, однородные члены предложения
1.Какие члены предложения называются однородными 2.Какие члены предложения могут быть однородными 3.Как обозначаются в устной речи и на письме однородные члены |
V. Знакомство с новым материалом. |
||
1.Какие члены предложения называются однородными |
||
|
- Посмотрите ещё раз на первое предложение. - Какие члены предложения в нем однородные? - Задайте к ним вопрос.
- Что вы заметили? |
В первую команду записались Света, Катя, Миша.
Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. |
Валеопауза |
||
Карточки-листья с буквами |
- Встаньте. Не сходя с места, а, только поворачивая корпус и голову, рассмотрите листочки с буквами на стенах класса. - Сколько гласных увидели? Сколько согласных? Назовите глухие согласные. Назовите гласные, обозначающие два звука. |
Встают. Рассматривают стены класса |
2. Какие члены предложения могут быть однородными |
||
Карточки с заданием для групп
Карточки со схемами для доски |
- Теперь попытаемся ответить на второй вопрос нашего урока. Какие члены предложения могут быть однородными. - Работаем в группах. В каждой группе есть листок с заданием. Вам необходимо списать предложение, расставив знаки препинания, разобрать предложение по членам, найти однородные и определить каким членом предложения они являются. Задание выполняйте на листочке. Затем перепишите предложение в тетрадь. В конце работы вы должны заполнить схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены. 1. За ночь зайчишки мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись. 2. Рабочий разложил перед собой молотки, рубанки, ножи, гвозди. 3. Мелькают в тумане деревни, сёла, города. 4. Зелёные, красные, синие, жёлтые шарики поднимались в небо. 5. Ребята в группе работали чётко, слаженно, быстро и аккуратно. - Итак, проверим вашу работу. Один человек из группы должен рассказать, какие однородные члены вы нашли в предложении. Закрепить схему на доске. - Мы нашли ответ на второй вопрос нашего урока? Расскажите. |
Разворачиваются, образуя группы.
Работа в группах
Ответ обучающихся |
3. Как обозначаются в устной речи и на письме однородные члены |
||
+ |
- Ответим на последний вопрос. Как обозначаются в устной речи и на письме однородные члены - Прочитайте предложения. - Теперь посмотрите, как вы их записали. Сравните с эталоном. Поставьте +, если у вас так же. - Вы можете ответить на последний вопрос? |
В устной речи обозначаем однородные члены паузой, на письме – запятыми. |
VI. Физкультминутка. |
||
VII. Закрепление нового материала. |
||
|
Как живёшь? Вот так! Как стоишь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Как плывёшь? Вот так! Как идёшь? Вот так! Как летишь? Вот так! Как молчишь? ... Как сидишь? |
|
VI слайд Овощи-картинки
+ |
- Ребята, вы молодцы! Очень хорошо справились со всеми заданиями. А теперь я вам предлагаю самим составить предложение с однородными членами. - Используйте для этого словарные слова, которые можно определить в группу овощи. - Запишите в тетрадь. Разберите его по членам предложения. Обменяйтесь тетрадями, оцените работу друг друга, поставив +, если все правильно. (с. 45 упр.84) |
Составляют предложения. Записывают в тетрадь. |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
||
Слайд с вопросами урока |
- Подведём итог нашего урока. - Назовите тему нашего урока. - Вспомните, какие вопросы мы поставили перед собой. - Мы ответили на них? Что вы узнали?
1.Однородными членами предложения называют такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. 2.Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. 3.Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они связаны интонацией перечисления.
- Как вы думаете, что теперь нам нужно узнать о предложениях на следующих уроках?
- Подсчитайте плюсы в ваших тетрадях. 4 – поставьте себе на полях оценку «5» 3 - поставьте себе на полях оценку «4»
- Запишите три любые буквы в тетради в столбик. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы охарактеризовать наш урок.
|
Отвечают на три вопроса
Как правильно ставить знаки препинания при однородных членах
Дети высказываются |
IX. Домашнее задание |
||
Слайд
|
С. 45 Упр.85 |
|
Приложение
|
Я бы хотел /хотела |
У меня получилось |
Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Самостоятельно ставить перед собой цель и достигать её |
|
|
Работать активно |
|
|
Получить «5» |
|
|
Получить «4» |
|
|
|
Я бы хотел /хотела |
У меня получилось |
Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Самостоятельно ставить перед собой цель и достигать её |
|
|
Работать активно |
|
|
Получить «5» |
|
|
Получить «4» |
|
|
|
Я бы хотел /хотела |
У меня получилось |
Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Самостоятельно ставить перед собой цель и достигать её |
|
|
Работать активно |
|
|
Получить «5» |
|
|
Получить «4» |
|
|
|
Я бы хотел /хотела |
У меня получилось |
Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок |
|
|
Самостоятельно ставить перед собой цель и достигать её |
|
|
Работать активно |
|
|
Получить «5» |
|
|
Получить «4» |
|
|
|
|
|
|
1. Прочитайте предложение. 2. Разберите его по членам предложения. 3. Расставьте знаки препинания. 4. Спишите предложение себе в тетрадь. 5. Заполните схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены.
За ночь зайчишки мои отогрелись высохли выспались плотно наелись.
|
1. Прочитайте предложение. 2. Разберите его по членам предложения. 3. Расставьте знаки препинания. 4. Спишите предложение себе в тетрадь. 5. Заполните схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены.
Мелькают в тумане сёла деревни города.
|
1. Прочитайте предложение. 2. Разберите его по членам предложения. 3. Расставьте знаки препинания. 4. Спишите предложение себе в тетрадь. 5. Заполните схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены.
Ребята в группе работали чётко слаженно быстро аккуратно.
|
1. Прочитайте предложение. 2. Разберите его по членам предложения. 3. Расставьте знаки препинания. 4. Спишите предложение себе в тетрадь. 5. Заполните схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены.
Зелёные красные синие жёлтые шарики поднимались в воздух.
|
1. Прочитайте предложение. 2. Разберите его по членам предложения. 3. Расставьте знаки препинания. 4. Спишите предложение себе в тетрадь. 5. Заполните схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены.
Рабочий разложил перед собой молотки рубанки ножи гвозди.
|
1. Прочитайте предложение. 2. Разберите его по членам предложения. 3. Расставьте знаки препинания. 4. Спишите предложение себе в тетрадь. 5. Заполните схему, вписав главное слово и связанные с ним вопросом однородные члены.
За ночь зайчишки мои отогрелись высохли выспались плотно наелись.
|
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.