Конспект разработан по наблюдениям за детьми с эмоциональными расстройствами. В процессе наблюдения и работы с детьми пришла к выводу, что дети через игру освоят быстрее эмоциональный настрой. В разделе "ПРИЛОЖЕНИЕ" прикреплены пиктограммы, карточки с изображениями: эмоций и чувств, шаблон цветка для игры "Собери цветок".
Планконспект «Моё настроение»
(коррекция эмоциональноличностной сферы).
Разработала: Гончаренко Оксана Алексеевна, педагог дополнительного
образования МБОУ "Калининская школа"
Цель: обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и
определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке
различные эмоциональные состояния;
учить рассказывать об изменениях выражения лица;
определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с
характерами сказочных героев и героев литературных произведений.
Материалы и оборудование:
1. карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть,
радость, удивление, страх/;
2. пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями;
3. куклы бибабо;
4. аудиокассета с записью музыки /различные состояния;
5. “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;
6. заготовки из бумаги – белые облака;
7. фломастеры;
8. воздушные шары.
Методы и приёмы: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов,
рисование.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о настроении. Настроение
может быть: грустным и весёлым, в зависимости от того, какие события
происходят в нашей жизни. Хорошие события вызывают радость и мы
улыбаемся, плохие события вызывают грусть и неприятные впечатления
( например, ты с кемнибудь поссорился, сломал игрушку); чтото нас
удивляет. При этом каждый раз у нас меняется выражение лица. Оно может
быть таким: (рассматриваем пиктограммы, отображающие: радость, грусть,
удивление, испуг, злость).
Давайте сейчас поиграем в игру: «Угадай настроение».
Воспитательчитает детям стихи на разное эмоциональное состояние, а они
находят картинку с таким настроением и выставляют её на доску.
«Тото рада, тото рада вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют удалого воробья!
А слонихащеголиха так подплясывает лихо,Что румяная луна в небе задрожала,
И на бедного слона кубарем упала». (Радость, веселье).
Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. ( Грусть).
«Вот мы видим: сквозь ветвей на нас шагает страшный зверь!
У него торчат клыки и усы топорщатся.
У него горят зрачки хохотать не хочется». (Страх).
«В реке большая драка: поссорились два рака.
Рак пятится от рака четвёртый час подряд.
Хотят другие раки подраться в этой драке,
Но тоже почему – то все пятятся назад». (Злость).
«Вова растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли её в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ёжик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел её надеть?» (Удивление).
После окончания игры воспитатель хвалит детей за правильное выполнение.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте узнаем с каким настроением вы
сегодня пришли в детский сад. Хотите?
Тогда поиграем в игру «Собери цветок».
Дети из множества лепестков разного цвета выбирают тот, который
соответствует их настроению сегодня, объясняя, почему лепесток именно
этого цвета они выбрали.
(светлые цвета это радость, тёмные, серые – грусть, злость). Ребёнок
объясняет: «Я ставлю к серединке зелёного цвета лепесток красный, потому,
что у меня сегодня хорошее настроение». (При затруднении в выполнении
задания и определения своего эмоционального состояния детям необходимо
помочь). Подвести итог, обращаю внимание детей на то, что цветок получилсяярким, красивым, светлым, а это значит, что сегодня у всех хорошее, весёлое
настроение.
Воспитатель: Если у всех хорошее настроение сейчас поиграем ещё в одну
игру: «Море волнуется раз!»
Игра «Море волнуется раз!»
Дети стоят «врассыпную», выбирается водящий (первый раз водящий
педагог). Со словами «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три – любое настроение на лице замри!» дети выполняют
различные движения. После слова «замри» изображают на лицах любую
эмоцию (страх, гнев, радость, удивление, грусть, испуг).
Водящий дотрагиваясь до ребёнка, отгадывает его мимику – эмоцию. Игра
повторяется несколько раз. А теперь мы немного расслабимся.
Упражнение на расслабление: «Волшебный сон».
Дети ложатся на ковёр. Закрывают глаза.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеютРасслабляться отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают…засыпают… (2 раза)
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело (2 раза).
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык быть расслабленным привык (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело и расслаблено всё тело
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые,
Но нисколько не усталые
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Нам понятно, что такое… состояние покоя…
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!Проигрывание этюдов и их анализ.
ЭТЮД НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА
«Игра в снежки» (для детей 5—6 лет)
Зима. Дети в саду играют в снежки.
Этюд сопровождается музыкой Г.Струве «Веселая горка».
Выразительные движения: Нагнуться, схватить двумя руками снег,
распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко
раскрывая пальцы.
Этюды на выражение удовольствия и радости
«Карлсон» (для детей 5—6 лет)Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом — у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
(М. Танин)
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой — какое
довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения: 1. Надуть щеки. 2. Улыбаться.
«Хорошее настроение» (для детей 5—6 лет)
Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты,— сказала она.—
Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы
деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее
настроение.
Выразительные движения:
Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на поскоки.
Мимика: Улыбка.
Во время этюда звучит музыка Д. ЛьвоваКомпанейца «Хорошее
настроение».
Вывод: Дети очень любят когда с ними играет воспитатель. Воспитатель
обязан помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий,
достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает
умственные способности дошкольника.В дидактической игре ребенок самостоятельно решает разнообразные
мыслительные задачи: описывает предметы, группирует по различным
свойствам и признакам, отгадывает предметы и действия по описанию,
придумывает рассказы. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать
правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт, проявляют
сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к
волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого можно считаю, что дидактическая игра является ценным
средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно
преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения.
Игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей
глубокое чувство удовлетворения, создает радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре,
этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро
разумной школы детства».
Вовремя занятияигра является хорошим средством, стимулирующим
деятельность учащихся, повышает их работоспособность, но и воспитывает
чувство коллективизма и взаимовыручки. В результате использования игр, в
учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума,
формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ
умозаключение. При помощи игры можно добиться систематического
усвоения и закрепления знаний учащихся.
Приложение:
КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НАСТРЕНИЯПИКТОГРАММЫ: СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛИЦА С РАЗЛИЧНЫМИ
ЭМОЦИЯМИКУКЛЫ БИБАБОЗАГОТОВКИ ИЗ БУМАГИ – БЕЛЫЕ ОБЛАКА
ЛЕПЕСТКИ ДЛЯ ИГРЫ «Собери цветок»