Социализация детей с ОВЗ
Оценка 5

Социализация детей с ОВЗ

Оценка 5
Руководства для учителя
pdf
психологическая работа +1
5 кл—11 кл
24.01.2025
Социализация детей с ОВЗ
социализация детей с ОВЗ.pdf

Социализация детей с ОВЗ

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

 

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

 

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участие в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие. 

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях: 

1.                  Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины. 

2.                  Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события. 

3.                  Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи. 

4.                  Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем. 

5.                  Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении. 

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе: 

-                      учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование;  - предметно-практическая деятельность. 

Самообслуживающий труд. Использование бытовых устройств. Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью. Художественно-прикладной труд. Творческая деятельность. 

 

             Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ    Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависимость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи: 

-                      разработать специальные программы социальной адаптации;

-создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки;

-                      разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность;

-                      обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях; 

-                      реализовать программы непрерывного дополнительного образования;

-                      расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью;

-                      обеспечить педагогическое сопровождение; 

 

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами. 

1.      Естественно-культурные: познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека. Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность. Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственномедицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности. 

2.      Социально-культурные: создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности. Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление. Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

 

           В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения оно составляется в первом классе и передается классному руководителю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификации) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

 

3.      Морально-нравственные и ценностно-смысловые. Заложить фундамент морально-нравственных качеств. Воспитать толерантное отношение к социуму. Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. Сформировать адекватную жизненную позицию. Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

 

4.      Социально-психологические. Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач. Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность. Сформировать самосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности. Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний. Сформировать положительную реальную Яконцепцию. 

Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

 

 

Социализация детей с ОВЗ Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми…

Социализация детей с ОВЗ Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми…

Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи

Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи

Задачи педагогов в адаптации детей с

Задачи педагогов в адаптации детей с

Социально-психологические. Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач

Социально-психологические. Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2025