Профориентация для детей с ОВЗ
Формы профориентации для детей с ОВЗ.
Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов:
- характер патологии;
- тяжесть заболевания;
- личные и возрастные особенности.
Объединяют их задачи:
- создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего; - побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.
форма |
цель |
время |
Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов
|
Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе. |
10-15 минут |
Беседа с представителями профессий |
Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами. |
30-45 минут
|
Экскурсия на предприятие |
Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве. |
1-1,5 часа
|
День открытых дверей
|
Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду. |
1-1,5 часа
|
Тренинг по профессиональному самоопределению
|
Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу. |
30-45 минут
|
Мастер-класс |
Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения. |
30-45 минут
|
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») |
Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией |
1-1,5 часа
|
В результате учащиеся получают:
- возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
- базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
- умение самостоятельно решать, кем стать;
- инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
- навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности; возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команд
Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и разницу в подходах зависимо от нозологий. Формы занятий для ребенка с проблемами со зрением будут существенно отличаться от тех, которые используются для школьника с глухотой. Кроме того, важно принимать во внимание наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого учащегося, опираться на уровень его общего развития. У большинства детей с ОВЗ имеются психологические барьеры, комплексы, которые серьезно мешают им в самоопределении. Чтобы профессиональная ориентация принесла максимальный результат, нужно сглаживать или устранять их. Предлагаем ознакомиться со способами коррекции психологических особенностей, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различными соматическими заболеваниями.
Психологические особенности |
Способы коррекции
|
Стремление быть похожим на окружающих, страх открыто высказывать свои мысли. |
Развитие самостоятельности и уверенности во взаимодействиях со сверстниками и прочими людьми. Работа над осознанием и раскрытием своей индивидуальности, умением выражать ее. |
Общение исключительно с представителями своей нозологии. |
. Внедрение в профориентационную работу элементов тимбилдинга. Проведение тренингов социальнопсихологической направленности, расширяющих контакты между учениками и направленных на коллективную деятельность, которая объединяет и стимулирует общение всех одноклассников. |
Тревога и страх перед неудачами. Отказ от деятельности из-за боязни получить неудовлетворительный результат. |
Развитие уверенности в себе. Предоставление возможностей для обретения опыта успеха в работе (например, поручение трудной, но посильной задачи). Поощрение и похвала за достижение поставленной цели. |
Стереотипичность мыслей и поведения (способ решения одной задачи используется и для любых других, даже когда он абсолютно не годится). |
Специальные упражнения на развитие креативности и принятия нестандартных решений.
|
Уход от споров и конфронтации. |
Развитие уверенности в себе и настойчивости, чтобы нежелание вступать в конфликт стало не слабохарактерностью, а положительной чертой характера. Обучение ведению дискуссии и отстаиванию своей точки зрения, чтобы побороть желание слепо подчиняться и пассивность в поведении. |
Низкий уровень абстрактного мышления. |
Профориентационную работу надо основывать на образном материале, реальных примерах из жизни, «живых» рекомендациях. Параллельно следует стремиться развивать способность к абстрактному и понятийному мышлению. Дополнительно – подробно анализировать моральные ценности и нравственные идеалы. |
Профессиональная ориентация детей с ОВЗ, которые страдают нарушениями слуха, предусматривает сопутствующее решение таких задач:
- снижение уровня или устранение тревожности и борьба со стрессом;
- развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе;
- выработка позитивного отношения к себе и оптимизма в перспективах трудоустройства;
- развитие тех качеств личности и черт характера, которые потребуются для достижения успеха в выбранном виде деятельности;
- содействие адаптации в социуме, самоорганизации и самоопределению;
- тренировка логического и критического мышления.
Психологические особенности |
Способы коррекции
|
Ограниченность общения со здоровыми сверстниками, обусловленная сложностями в коммуникации и выстраивании отношений с ними. Недостаточность социализации. |
Профессиональная ориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если работа над командообразованием и организацией коллективной деятельности станет подготовкой к ней. Следует приобщать к профориентации зрячих учащихся, чтобы они помогали своим слепым или слабовидящим одноклассникам. |
Трудности восприятия информации и обмена ею. |
Компенсация сложностей в получении и передаче информации с помощью электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в рамках профориентации тренингов социально-психологической направленности для совершенствования навыков общения, формирования коммуникативной компетентности, а также развития эмоционального интеллекта. |
При профессиональной ориентации детей с проблемами со зрением нужно обязательно развивать их коммуникативные навыки и воспитывать позитивное самовосприятие. Цель: достичь позиционирования себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и трудиться (такое намерение годится для любой нозологической группы).
Педагог также должен активно содействовать сплочению коллектива учащихся, в котором присутствуют слабовидящие дети, формированию в нем доброжелательных отношений и дружбы, помогать ребятам с ОВЗ адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо акцентировать внимание школьников на понимании инвалидности, прививать толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только у одноклассников, но и у других людей.
Психологические особенности |
Способы коррекции
|
Эмоциональная нестабильность, отсутствие стрессоустойчивости.
|
Развитие самоконтроля, работа с эмоциями, аутотренинги. |
Неудачи в коммуникации и уход от выстраивания отношений со сверстниками, обусловленные дефицитом навыков общения. |
Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование уверенности в себе. Развитие умения успешно разрешать возникающие конфликты, строить доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и другими людьми. |
Проблемы с самооценкой (соотнесение себя не с реальным «Я», а с идеальным). |
Обучение рефлексии. Поиски адекватных путей самореализации. Развитие самостоятельности, активности внутри социума, ответственности. Это способно приблизить реальное «Я» к идеальному. Работа над ощущением эстетики и нравственными категориями, альтруизмом, стремлением к познанию. Развитие морально-волевых качеств. Тренировка предоставления качественной «обратной связи» после профориентационных занятий и тренингов. |
Проблемы с эмоциональной сферой и коммуникацией, некоторые особенности интеллектуального развития чаще всего не мешают детям с нарушениями опорнодвигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и весьма неплохо учиться. Основываясь на сохранных функциях психики, талантах, склонностях и предпочтениях, совершенствуя навыки общения, эмоциональный интеллект, активность в социуме и творческую самостоятельность, можно восполнить дефицит личностного формирования и достичь успеха в профессиональной ориентации подростков, относящихся к этой нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида деятельности и трудоустроиться, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящей профессии, поиски вакансий, прохождение собеседования, адаптация в коллективе.
Психологические особенности |
Способы коррекции и адаптации
|
Медленное и сложное восприятие и освоение новой информации из-за инертного мышления.
|
Подача информации в процессе профессиональной ориентации должна быть поэтапной, доступной, дозированной, иллюстрироваться наглядными пособиями. Обязательно нужно отводить время для |
|
дискуссии и ответов на вопросы. Оказывая помощь в подборе профессии, надо учитывать инертное мышление. Предпочтительные виды деятельности – без повышенных требований к обработке крупных массивов информации.
|
Ослабленность нервной системы, эмоциональная лабильность, астеническое состояние, неврастения. |
Перед тем как приступать к профориентационному занятию, надо создать спокойную атмосферу психологической поддержки. При выборе вида деятельности желательно избегать профессий, предполагающих слишком активные контакты с людьми. Можно рекомендовать те, которые связаны с размеренной и выполняемой индивидуально работой. Вместе с тем от абсолютной самостоятельности и необходимости полноценной самоорганизации стоит отказаться (примеры: фриланс, работа над созданием проектов, руководящие должности). При астенизации нервной системы работнику нужен внешний контроль и планирование, обеспечиваемое руководством. |
Сниженная работоспособность и дефицит волевых качеств, обусловленные повышенной эмоциональной и физической утомляемостью. |
Профориентационная работа не должна быть перегружена практическими задачами. Для занятий следует отводить сравнительно немного времени, предусматривать продолжительные перерывы между ними, а также паузы для принятия пищи и прочих потребностей. Необходимо внедрять методы восстановления трудоспособности (например, аутотренинг, техники релаксации, гимнастические упражнения). При выборе профессии желательно рекомендовать те виды деятельности, которые дают возможность работы в спокойной обстановке, без подверженности стрессу и физическому напряжению. |
Чрезмерная стеснительность, патологическая застенчивость, низкая самооценка. |
Развитие уверенности в себе и совершенствование навыков коммуникации. Работа с коллективом учащихся над созданием психологически комфортной, дружественной атмосферы для каждого из них. |
Многие патологии не имеют внешних проявлений, но вызывают значительный дискомфорт и болевой синдром у тех, кто ими страдает. В связи с этим окружающие могут не понимать и приуменьшать трудности ребенка с ОВЗ, награждая его ярлыками «симулянт» либо «лентяй», а также предъявлять к нему столь же высокие требования, как и ко всем остальным его одноклассникам. Вместо адекватной помощи в его адрес звучат лишь замечания и укоры, когда он не справляется с той или иной задачей. Такие нездоровые атмосфера и отношение способствуют появлению и углублению чувства собственной ущербности, возникновению обиды и даже злобы на сверстников и окружающих взрослых. Так как они не замечают, с какими трудностями приходится сталкиваться подростку с инвалидностью, это расценивается им как безразличие, несправедливость, излишняя придирчивость и даже враждебность. Поэтому при профессиональной ориентации детей с ОВЗ надо усиленно работать над формированием теплых, доверительных отношений, атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, повышением командного духа. Педагог должен практиковать индивидуальный подход, прививать уважение к физическим и психологическим особенностям и отличиям каждого школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.