Профориентация детей с ОВЗ

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профориентация детей с ОВЗ.pdf

Профориентация для детей с ОВЗ

 

Формы профориентации для детей с ОВЗ.

 Не      существует   универсальных       форм,             приемов        и         методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: 

-          характер патологии;

-          тяжесть заболевания;

-          личные и возрастные особенности. 

Объединяют их задачи: 

-          создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-          активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего;  -     побуждение             школьников             к          знакомству   с       разными        профессиями.

 

форма

цель

время

Просмотр тематических

видеороликов,

прослушивание

аудиофайлов

 

 

Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений

деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить

заинтересованность в получении

профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе.

10-15 минут

Беседа с представителями профессий

Дать возможность получить информацию о видах деятельности из

первых уст. Показать положительные и

отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами.

30-45 минут

 

Экскурсия на предприятие

Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве.

1-1,5 часа

 

 

День открытых дверей 

 

Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей

услуги. Дать понятие о месте компании

на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду.

1-1,5 часа

 

 

Тренинг по профессиональному

самоопределению 

 

Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить

склонностям, предпочтениям и

особенностям характера каждого

учащегося. Пробудить интерес к

самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу.

30-45 минут

 

 

Мастер-класс

Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников).

Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения.

30-45 минут

 

 

Игра-квест («Ключи от профессии» или

«Лабиринт профессий»)

Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и

интеллектуальных возможностей,

талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда.

Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей

профессиональной самореализацией

1-1,5 часа

 

 

 

В результате учащиеся получают:

-          возможность самостоятельного выбора и анализа информации; 

-          базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения; 

-          умение самостоятельно решать, кем стать; 

-          инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;

-          навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности; возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команд

 

         Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и разницу в подходах зависимо от нозологий. Формы занятий для ребенка с проблемами со зрением будут существенно отличаться от тех, которые используются для школьника с глухотой. Кроме того, важно принимать во внимание наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого учащегося, опираться на уровень его общего развития. У большинства детей с ОВЗ имеются психологические барьеры, комплексы, которые серьезно мешают им в самоопределении. Чтобы профессиональная ориентация принесла максимальный результат, нужно сглаживать или устранять их. Предлагаем ознакомиться со способами коррекции психологических особенностей, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также различными соматическими заболеваниями.

 

 

 

Нарушения слуха

Психологические особенности

Способы коррекции

 

Стремление быть похожим на окружающих, страх открыто высказывать свои мысли.

Развитие самостоятельности и уверенности во взаимодействиях со

сверстниками и прочими людьми. Работа над осознанием и раскрытием своей индивидуальности, умением выражать ее.

Общение исключительно с представителями своей нозологии.

. Внедрение в профориентационную работу элементов тимбилдинга. Проведение тренингов социальнопсихологической направленности,

расширяющих контакты между учениками и направленных на коллективную

деятельность, которая объединяет и стимулирует общение всех одноклассников.

Тревога и страх перед неудачами. Отказ от деятельности из-за боязни получить неудовлетворительный результат.

Развитие уверенности в себе.

Предоставление возможностей для обретения опыта успеха в работе

(например, поручение трудной, но посильной задачи). Поощрение и похвала за достижение поставленной цели.

Стереотипичность мыслей и поведения

(способ решения одной задачи используется и для любых других, даже когда он абсолютно не годится).

Специальные упражнения на развитие креативности и принятия нестандартных решений.

 

Уход от споров и конфронтации.

Развитие уверенности в себе и настойчивости, чтобы нежелание вступать

в конфликт стало не слабохарактерностью, а положительной чертой характера.

Обучение ведению дискуссии и отстаиванию своей точки зрения, чтобы побороть желание слепо подчиняться и пассивность в поведении.

Низкий уровень абстрактного мышления.

Профориентационную работу надо основывать на образном материале,

реальных примерах из жизни, «живых» рекомендациях. Параллельно следует стремиться развивать способность к

абстрактному и понятийному мышлению.

Дополнительно – подробно анализировать моральные ценности и нравственные идеалы.

 

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ, которые страдают нарушениями слуха, предусматривает сопутствующее решение таких задач: 

-                     снижение уровня или устранение тревожности и борьба со стрессом; 

-                     развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе; 

-                     выработка позитивного отношения к себе и оптимизма в перспективах трудоустройства; 

-                     развитие тех качеств личности и черт характера, которые потребуются для достижения успеха в выбранном виде деятельности; 

-                     содействие адаптации в социуме, самоорганизации и самоопределению;

-                     тренировка   логического             и          критического          мышления.

 

 

Нарушения зрения

Психологические особенности

Способы коррекции

 

Ограниченность общения со здоровыми сверстниками, обусловленная

сложностями в коммуникации и

выстраивании отношений с ними.

Недостаточность социализации.

Профессиональная ориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если работа над командообразованием и организацией коллективной деятельности станет

подготовкой к ней. Следует приобщать к

профориентации зрячих учащихся, чтобы они помогали своим слепым или слабовидящим одноклассникам.

Трудности восприятия информации и обмена ею.

Компенсация сложностей в получении и передаче информации с помощью

электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в

рамках профориентации тренингов социально-психологической

направленности для совершенствования навыков общения, формирования

коммуникативной компетентности, а также развития эмоционального интеллекта.

 

При профессиональной ориентации детей с проблемами со зрением нужно обязательно развивать их коммуникативные навыки и воспитывать позитивное самовосприятие. Цель: достичь позиционирования себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и трудиться (такое намерение годится для любой нозологической группы). 

Педагог также должен активно содействовать сплочению коллектива учащихся, в котором присутствуют слабовидящие дети, формированию в нем доброжелательных отношений и дружбы, помогать ребятам с ОВЗ адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо акцентировать внимание школьников на понимании инвалидности, прививать толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только у одноклассников, но и у других людей.

 

 

Нарушения опорно-двигательного аппарата

 

Психологические особенности

Способы коррекции

 

Эмоциональная нестабильность, отсутствие стрессоустойчивости. 

 

Развитие самоконтроля, работа с эмоциями, аутотренинги.

Неудачи в коммуникации и уход от выстраивания отношений со

сверстниками, обусловленные дефицитом навыков общения.

Совершенствование коммуникативных навыков. Формирование уверенности в

себе. Развитие умения успешно разрешать возникающие конфликты, строить

доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и другими людьми.

Проблемы с самооценкой (соотнесение себя не с реальным «Я», а с идеальным).

Обучение рефлексии. Поиски адекватных путей самореализации. Развитие

самостоятельности, активности внутри

социума, ответственности. Это способно

приблизить реальное «Я» к идеальному.

Работа над ощущением эстетики и нравственными категориями,

альтруизмом, стремлением к познанию.

Развитие морально-волевых качеств.

Тренировка предоставления качественной

«обратной связи» после профориентационных занятий и тренингов.

 

          Проблемы с эмоциональной сферой и коммуникацией, некоторые особенности интеллектуального развития чаще всего не мешают детям с нарушениями опорнодвигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и весьма неплохо учиться. Основываясь на сохранных функциях психики, талантах, склонностях и предпочтениях, совершенствуя навыки общения, эмоциональный интеллект, активность в социуме и творческую самостоятельность, можно восполнить дефицит личностного формирования и достичь успеха в профессиональной ориентации подростков, относящихся к этой нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида деятельности и трудоустроиться, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящей профессии, поиски вакансий, прохождение собеседования, адаптация в коллективе.

 

Соматические заболевания

Психологические особенности

Способы коррекции и адаптации

 

Медленное и сложное восприятие и освоение новой информации из-за инертного мышления. 

 

Подача информации в процессе профессиональной ориентации должна

быть поэтапной, доступной, дозированной, иллюстрироваться наглядными пособиями.

Обязательно нужно отводить время для

 

дискуссии и ответов на вопросы. Оказывая помощь в подборе профессии, надо

учитывать инертное мышление.

Предпочтительные виды деятельности – без повышенных требований к обработке крупных массивов информации.

 

Ослабленность нервной системы, эмоциональная лабильность, астеническое состояние, неврастения.

Перед тем как приступать к профориентационному занятию, надо создать спокойную атмосферу

психологической поддержки. При выборе вида деятельности желательно избегать профессий, предполагающих слишком активные контакты с людьми. Можно

рекомендовать те, которые связаны с размеренной и выполняемой

индивидуально работой. Вместе с тем от абсолютной самостоятельности и необходимости полноценной

самоорганизации стоит отказаться

(примеры: фриланс, работа над созданием проектов, руководящие должности). При астенизации нервной системы работнику

нужен внешний контроль и планирование, обеспечиваемое руководством.

Сниженная работоспособность и дефицит волевых качеств, обусловленные повышенной эмоциональной и физической утомляемостью.

Профориентационная работа не должна быть перегружена практическими

задачами. Для занятий следует отводить сравнительно немного времени,

предусматривать продолжительные

перерывы между ними, а также паузы для

принятия пищи и прочих потребностей.

Необходимо внедрять методы восстановления трудоспособности

(например, аутотренинг, техники релаксации, гимнастические упражнения).

При выборе профессии желательно рекомендовать те виды деятельности,

которые дают возможность работы в спокойной обстановке, без подверженности стрессу и физическому напряжению.

Чрезмерная стеснительность, патологическая застенчивость, низкая самооценка.

Развитие уверенности в себе и совершенствование навыков

коммуникации. Работа с коллективом

учащихся над созданием психологически комфортной, дружественной атмосферы для каждого из них.

 

               Многие патологии не имеют внешних проявлений, но вызывают значительный дискомфорт и болевой синдром у тех, кто ими страдает. В связи с этим окружающие могут не понимать и приуменьшать трудности ребенка с ОВЗ, награждая его ярлыками «симулянт» либо «лентяй», а также предъявлять к нему столь же высокие требования, как и ко всем остальным его одноклассникам. Вместо адекватной помощи в его адрес звучат лишь замечания и укоры, когда он не справляется с той или иной задачей. Такие нездоровые атмосфера и отношение способствуют появлению и углублению чувства собственной ущербности, возникновению обиды и даже злобы на сверстников и окружающих взрослых. Так как они не замечают, с какими трудностями приходится сталкиваться подростку с инвалидностью, это расценивается им как безразличие, несправедливость, излишняя придирчивость и даже враждебность. Поэтому при профессиональной ориентации детей с ОВЗ надо усиленно работать над формированием теплых, доверительных отношений, атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, повышением командного духа. Педагог должен практиковать индивидуальный подход, прививать уважение к физическим и психологическим особенностям и отличиям каждого школьника.