Методическое пособие для воспитателей:
Коррекционная работа по ознакомлению с неживой природой детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
Содержание
Введение
1. Теоретические основы ознакомления с неживой природой детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
2. Значение коррекционно-развивающей работы по ознакомлению детей с явлениями неживой природы в специальных дошкольных учреждениях
3. Основные задачи педагогического проекта по ознакомлению с неживой природой детей младшего дошкольного возраста
4. Принципы организации коррекционной и педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского дома
Библиографический список
Введение
«А воля, а простор, природа, а эти душистые овраги
и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень,
разве не были нашими воспитателями».
К.Д. Ушинский
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
В государственном докладе «о положении детей в Российской Федерации» отмечается обострение проблем, связанных с воспитанием детей, состоянием их здоровья, социальной адаптации. В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ЗПР. Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и организации специальной педагогической помощи.
Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований; посвященных изучению психологических особенностей детей ЗПР: памяти, речи, мышления, игровой деятельности, личности. Накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. Однако, по-прежнему, многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретного содержания работы остаются недостаточно разработанными. До настоящего времени остается актуальной проблема дифференцированной диагностики аномалии развития в дошкольном возрасте, не сформирована оптимальная модель коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения.
Современные методы дифференциальной диагностики, применяющиеся в нашем коррекционном учреждении позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений. У детей с отклонениями в развитии в первую очередь отмечается незрелость поведения, быстрая истощаемость, напущенная работоспособность.
Для организации обучения и воспитания детей с ЗПР особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной активности, последующей адаптации в социум. Дети детского дома имеют очень ограниченный запас представлений об окружающих предметах и их назначении, что сказывается в дальнейшем на усвоении элементарных знаний о явлениях живой и неживой природы, об общественной жизни. Эта ограниченность, бедность, примитивность, а нередко и искаженность представлений, не обеспечивает основы для развития различных видов деятельности и речи. Поэтому в программу введен раздел «Ознакомление с окружающим». У нормально развивающегося дошкольника большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У дошкольника с отклонениями в развитии стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем, поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с ЗПР, и в их дальнейшей систематизации. Раздел «Ознакомление с окружающим» обеспечивает получение ребенком- дошкольником систематических знаний по познанию определенных закономерностей окружающей действительности. Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Один из самых значимых среди них – это знакомство с явлениями неживой природы. Влияние родной природы каждый из нас в большей или в меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Становление первоначальных основ природной культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 2-3х лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства, форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а так же познавать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Важным аспектом воспитания на данном возрастном этапе являются формирования детьми специфики не живого объекта, формирования элементарных учений правильного взаимодействия с природными материалами, участию в деятельности по созданию из них нужных предметов. Весь практический материал по ознакомлению детей с ЗПР с не живой природой распределен по временам года. Он предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Используя материал, воспитатель должен ориентироваться на состав детей - степень их развитости, адаптации к дошкольному учреждению, социальный опыт.
Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи, отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его социальной адаптации. Наш коллектив педагогов стремиться к использованию педагогических технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
1. Теоретические основы ознакомления детей с неживой природой детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей отстающих в развитии. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР). Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь в последствии при выполнении заданий учебного плана.
Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обусловлены многообразием проявлений задержки психического развития. Для того, чтобы определить содержание коррекционной работы и ее методы, необходимо обозначить принципиальные позиции и концептуальный подход к разработке данной проблемы.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленность деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Патогенической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее рецидуально - органическая недостаточность. Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, взаимодействием ряда других вредных факторов.
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально дифференцированного подхода, следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально типологические особенности каждого ребенка, а с другой особенности группы в целом.
Основными принципами, лежащими в основе содержательного наполнения и организации коррекционной работы с детьми с ЗПР, являются:
1. целостность – процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений.
2. комплексность – процесс взаимодействия различных специалистов, работающих с детьми, с целью оказания всесторонне помощи проблемным детям.
3. системность – процесс проведения коррекционных процедур с учетом определенной логики, последовательности, методической преемственности.
Проповедуя целостный подход к ребенку, но и учитывая специфику развития детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте, считаем конструктивным выделение приоритетного направления в коррекции. А именно, ведение конструктивной деятельности в познавательной сфере. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями младшего дошкольного возраста детей, с другой стороны, нарушениями именно познавательной сферы малышей с ЗПР. Это не исключает ведение коррекционной работы в отношении социальной, эмоционально-личностной сфер.
Решающим в познавательном развитии младшего дошкольника является социальные условия его жизни, т.е. общение, а также обучающее воздействие, предметная деятельность, влияние окружающей среды и организация жизни детей в целом (Павлова, Волосова). При этом именно дифференцированные педагогические воздействия во многом определяют уровни развития ребёнка. Они должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребёнка, так как в первые годы жизни ребёнок живёт по особым психологическим законам и эмоционально-познавательное развитие имеет свои специфические особенности. Как писал А.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребёнка «отличается самым серьёзным образом от психологической жизни, возможной при развитой и зрелой ЦНС».
При создании условий для развития и воспитания детей в домах ребёнка необходимо учитывать не столько возраст, сколько состояние здоровья и достигнутый ребёнком уровень развития. Для обеспечения чувства защищенности, создания атмосферы психологического комфорта, формирование нового адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствующих появлению возрастных психологических новообразований.
Часть детей может быть включена в воспитательный процесс в соответствии с возрастом, но большинство воспитанников нуждается в специальных коррекционных мероприятиях, так как дети поступают ослабленные, из социально неблагополучных семей, длительное время находящиеся в больнице - они требуют особого внимания.
Всё сказанное выше и обусловило актуальность проблемы использования дифференцированного подхода в ознакомление с окружающим оказывает наибольшее влияние на развитие познавательных эмоций.
Дети, воспитывающиеся в домах ребенка имеют ряд особенностей: у них более медленный темп обучения, чем у детей воспитывающихся в семьях; они испытывают потребность в более длительном повторении одного и того же задания, занятия. Сформированные умения проявляются нечетко, эмоции, речевые реакции недостаточно ярки и разнообразны. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития, не проявляет выраженной ориентировочной активности.
Дети почти не владеют речью - пользуются лепетными словами или отдельными звукокомплексами. Манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями, дети требуют большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливает не сформированность навыков самообслуживания.
Знания индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход к ребенку, но и формирует определенные черты его личности. При этом, они помогают создать условия для становления личности малыша в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды.
Разработка научно обоснованных методов дифференцированного подхода и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики. Обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляется с позиции индивидуально дифференцированного подхода. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции, пробудить познавательную и творческую активность.
Таким образом, возникающие у детей эмоции в ознакомлении с неживой природой способствуют закреплению полученных навыков, стимулируют познавательный интерес, постепенно перерастают в интеллектуальные эмоции (любознательность, творчество, поисковая деятельность).
3. Основные задачи по ознакомлению с неживой природой детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формирует основы нравственно- экологических позиций личности. Социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами нашего дошкольного учреждения задачу поиска универсальных средств воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проекты, которые разработаны и осуществлены с учетом реализуемых в детском доме программ.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре- маленький исследователь. А девиз наших проектов «Познай, чувствуй, твори!» заимствован из реализуемой программы «Детство». Поэтому наши проекты выстроены по принципу ненасильственного развития, в них учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. Представления формируются у детей через различные виды деятельности:
· познавательную;
· ценностно - ориентированную;
· творческую (художественно- эстетическую);
· коммуникативную.
Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Общение взрослых и детей выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобрели личный опыт. Стремимся сделать так, чтобы каждому дошкольнику были созданы условия для наиболее полного раскрытия его способностей и возможностей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
· вхождение детей в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога);
· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (в месте с педагогом);
· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Ребенок знакомится с
разнообразием функциональных свойств и назначением объектов, овладевает умением
анализировать их, устанавливать причинные, временные и прочие связи и
зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами. Для
этого широко используются: метод наблюдения, практические действия с
объектами, обыгрывание, рассматривание материала и т.д. Формирование
представлений об окружающем мире с детьми с ЗПР проводит учитель-дефектолог в
ходе специальных групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводятся в форме
увлекательных игр и экскурсий. Воспитатели формируют у детей представления о
явлениях природы в процессе изобразительной, трудовой деятельности, в
совместных играх, на прогулках, в различные режимные моменты.
Основой всей познавательной деятельности является чувственное
познание-восприятие и наглядное мышление. Ребенка нужно научить действиям
рассматривания, ощупывания, уметь слышать и т.д.
Опыт показывает, что дети с отклонениями в развитии далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Этому их тоже надо учить.
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом, соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, помогает закрепить в представлении образы предметов и явлений, делает образы более четкими, стойкими. Словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. При работе по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях неживой природы можно найти множество игр, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Это игры, в которых свойства предметов играют важную роль, определяют результаты действий ребенка Во время обучения с детьми проводят игры с песком, водой, различным, природным материалом. Эти игры проводит учитель-дефектолог, педагог-психолог и воспитатели, которые используют их в процессе различных занятий. Игры проводятся на подгрупповых занятиях. Группа может состоять из 2-5 детей в зависимости от особенностей их психофизического развития. В играх со взрослыми происходит закрепление представлений, связанных с той или иной темой, игровых умений и навыков. Для них отведено время в режиме дня этой возрастной группы. В ходе игр решаются следующие педагогические задачи:
· пробуждается речевая активность
· развивается стремление действовать вместе с воспитателем
· развиваются познавательные функции руки
· формируются представления о количестве
С коррекционно-развивающими задачами по ознакомлению детей с явлениями неживой природы соприкасаются задачи по развитию речи и коммуникативного поведения. Во время обучения основной акцент делается на усвоение ребенком средств общения.
Задачи по развитию речи и коммуникативного поведения осуществляются в повседневной жизни в процессе живого общения с ребенком по поводу познавательных интересов, на занятиях по ручному труду, во время экскурсий, прогулок и т.д.
Основные этапы коррекционной работы по ознакомлению детей с ЗПР с неживой природой:
- диагностическое изучение ребенка на момент изучения в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
- взаимодействие с врачами – специалистами, особенно невропатологом и психоневрологом, с целью контроля над состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
- построение занятий, наблюдений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
- индивидуально дифференцированный подход в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от его нарушений;
- построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются, задачи работы их в каждом виде деятельности навыки усложняются;
- использование игровой мотивации на всех занятиях;
- продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятий и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 минут;
- необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
4. Принципы организации коррекционной и педагогической
работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях детского дома.
Ознакомление детей с природой - одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе.
Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой природы, воспитание интереса и любви к ней. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, мы применяем разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаем таким методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся; наблюдение, дидактическая задача, эксперимент, труд, игры.
Наряду с этими широко применяются методы, основанные на слове воспитателя - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д. У детей с ЗПР особое значение имеют чувственный восприятия, поэтому основным методом является наблюдение.
Но у младшего дошкольника оно развито недостаточно, наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту, в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может случиться, что что-то осталось незамеченным. Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили — привлечь внимание, не оставлять что-то на потом. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: пролетела бабочка, шум проезжающей машины и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми, но времени (не более 7—10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.
Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый также должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.
Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходит за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления.
Дидактическая игра, показ картин, игрушек играют большую роль в познании детьми природы. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
При ознакомлении детей с природой мы пользуемся следующими формами организации деятельности: занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
На занятиях сообщаем детям новые сведения, но и уточняем и закрепляем уже имеющиеся знания. Главное на занятии - это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные метода; наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинками, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др. Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной жизни (в играх, труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются и систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, намечаем объект, с которым будем знакомить детей, после чего определяем, какие методы и приемы целесообразно применять, какие наглядные пособия использовать. С детьми, имеющими отклонения в развитии, занятия проводят с половиной группы, рассаживают их полукругом или в два ряда. Стараемся один раз в неделю проводить экскурсии.
Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радость переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач.
Учитывая физические возможности наших дошкольников, для экскурсий прежде всего используем ближайшие места. Это наш парк, скверы, бульвары, луг, река, овраг.
Экскурсии в одни и те же места проводим в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.
Готовясь к экскурсии - мы заранее посещаем те места, куда намечается экскурсия, решаем, что нужно взять с собой, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.
В проведении экскурсий большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяем, все ли необходимое взяли, напоминаем детям, как они должны вести себя. Приведя их на место, разрешаем подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно чтобы они почувствовали природу. Для этого мы привлекаем их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей лугов и полей, аромату цветов, пению птиц, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, чтобы дети перегружались впечатлениями.
Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Ежедневные прогулки также широко используем для ознакомления детей с неживой природой. На целевых прогулках проводим осмотр участка, организуем наблюдения за погодой, сезонными изменениями. Также на прогулках организуем, игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
На прогулках наблюдаем погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения растений и животных (появление листьев, цветков, листопад, прилет птиц). Эти наблюдения кратковременны, но проводятся неоднократно за одним и тем же явлением природы.
Руководствуясь программой, мы определяем круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе. Организуя наблюдения, формируем эти знания постепенно. С помощью вопросов помогаем детям устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе, например: «Стало холодно - завяли цветы, улетели птицы». Сочетание наблюдений с художественным словом способствуют образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений мы используем стихотворения, песни, загадки, поговорки, народные приметы.
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега в воду, образование радуги и др.
Для фиксации наблюдений мы в своей группе использовали игрушку, «Какая сегодня погода». Это доска размером 35 на 35 см в середине, которой находится вращающаяся стрелка, а на углах прикреплены картинки, изображающие разную погоду. Дети, возвращаясь с прогулки, по очереди поворачивают стрелку на ту картинку, которая соответствует погоде данного дня.
Знакомя детей с неживой природой, используем дидактические игры с натуральными предметами природы (камни, семена, сухие плоды, песок), картинками с изображением явлений природы, настольными играми и всевозможными игрушками. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенных для них время.
Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей. Однако, живое слово всегда должно опираться на конкретные представления. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям.
При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты. Художественное описание уже знакомых явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. Для ознакомления детей с неживой природой нужно иметь иллюстративно-наглядные пособия с изображением различных явлений природы. Они используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления ее недоступны для непосредственного наблюдения. Кроме того, иллюстрации нужны для уточнения, расширения и закрепления сезонных явлений в природе. Картины должны вызывать у детей чувственные восприятия, близкие к восприятию действительности, они должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры.
Для накопления у детей чувственных представлений о предметах и явлениях природы нужны игрушки, приводимые в движение ветром (летуны, вертушки), водой (плавающие животные, лодки, мельница, водяное колесо.
Библиографический список.
1. Аксарина И.М. Воспитание детей раннего возраста М. Медицина, 1977г.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под редакцией К.С.Лебедянский М. 1982 г.
3. Аванесов В. Н. Обучение самых маленьких в детском
саду. - М.,
Просвещение, 1968 188с.
4. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения -М., 1991 -202с.
5. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М., АПН РСФС 1960 - 300с.
6. Артамонова О. Предметно - пространственная среда: её
роль в
развитии личности.// Д/в - 1995г., №4
7. Богомолова Ф. А., Кутафик Ю. Ф.
Особенности развития и воспитания
детей раннего возраста. - М., 1988 -
157с.
8. Бабич Т.Н., Блинова СМ., Кузнецова В.А. Играя - развиваем - Ульяновск, 2002г.
9. Веретинникова С.Н. Ознакомление дошкольников с природой.
10. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б.
Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет:
Кн. Для воспитателя д/с - М.:
Просвещение, 1988 - 144с.
11. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М.
Ляминой. -М.: Просвещение, 1982 - 138с.
12. Галигузова Л. Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. и др. Воспитание и развитие детей от года до двух лет-М.:Просвещение, 2007-134с.
13. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. -М.: Просвещение, 1992 - 143с.
14. Голосницкая Н. Н. Моя работа по воспитанию детей. - М.: учебно- педагогическое издат-во, 1948 - 62с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.