Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Оценка 5
Документация
docx
русская литература
3 кл
27.05.2018
Данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ( УМК "Школа России") с контрольно-тематическим планированием была разработана учителем начальных классов для индивидуального обучения на дому учащегося 3 класса из расчета 2 часа в неделю, всего 66 часов за год.
РП по чтению (Слнцева Р.).docx
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе нормативноправовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального образования по окружающему миру,
утвержденного приказом Минобразования России Приказа МО РФ от 6.10.2009 г. №373 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
1. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф.Климанова [и
др.]. М. : Просвещение, 2015.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В.
Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2015.
2. Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и
умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его
духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих ц е л е й :
∙ овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие
интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
∙ развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
∙ обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран. 3. Место предмета в учебном плане:
Тематическое планирование в 3 классе рассчитано на 2 часа в неделю. Всего 66 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовнонравственное воспитание и
развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и
способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствуется качество чтения, особенно его осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью,
правдой
и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система
духовнонравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках уроков литературного чтения, формирует личностные качества
человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине,
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты должны отражать:
1.Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах
и поговорках.
2.Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы
(проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
3.Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
4.Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные
чувства к своей Родине. 5.Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к
ним иллюстраций и т. д.).
6.Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с
русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
7.Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то
или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
8.Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для
одноклассников.
9.Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
10.Предлагать варианты литературнотворческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
11.Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за
нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
12.Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
13.Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания
той или иной деятельности на уроке.
14.Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих
альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
15.Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы,
соотносить их с нормами морали и нравственности.
16.Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость
использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
17.Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
18.Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее
чувствует и понимает, часто к ней обращается.
19.Понимать назначение изобразительновыразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
20.Осознавать, что благодаря использованию изобразительновыразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение
к героям своих произведений.
21.Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил,
отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении). 22.Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности
авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
23.Применять моральнонравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора,
который делает литературный герой какоголибо произведения.
24.Строить моральноэтическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или
иного персонажа произведения.
25.Предлагать свой альтернативный вариант решения моральнонравственной дилеммы.
26.Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
27.Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии,
подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих
задач.
28.Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере
эффективность такой модели поведения.
29.Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить ихв классе по просьбе учителя.
30.Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
31.Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят.
Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять
активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
1.Формулировать учебную задачу урока в минигруппе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически
сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.).
2.Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план
изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре)
критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и
выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). 3.Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже
умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
4.Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины
неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение
позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
1.Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации
Познавательные универсальные учебные действия
собственных знаний и умений.
2.Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения,
формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты,
анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять
произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).
Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника.
Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из
ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)
по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
3.Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А.
Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
4.Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение,
авторрассказчик, лирический герой, изобразительновыразительные средства языка (сравнение и эпитет), художникживописец,
репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и
литературные.
5.Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения
по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей. 6.Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1.Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и
жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
2.Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно
фиксируя основные положения устного высказывания.
3.Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы
примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности
бесконфликтной деятельности.
4.Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых
или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе
доказательства и оценивания событий.
5.Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,
выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии
оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными
критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
6.Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих
ситуаций из литературных произведений.
7.Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через
сеть Интернет, периодику и СМИ.
8.Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в
презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию
с
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
опорой
Предметные результаты должны отражать: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей
и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е.
овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно
популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5)
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации».
6. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности.
У ч а щ и е с я н а у ч а т с я :
• осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к
национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные
по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого
поэта;
• рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих
оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
• осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте; • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения
для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при
выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного
чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о
прочитанных книгах;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
У ч а щ и е с я п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :
• понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Ф.И.Тютчев 1 ч., А.А.Фет 1ч., И.С.Никитин 1 ч., И.З. Суриков 1ч.,
А.С.Пушкин 3ч., И.А.Крылов2ч., М.Л. Лермонтов2ч., Л. Н. Толстой4ч., Н.А. Некрасов 2ч., К.Д. Бальмонт1ч., И.А Бунин1ч., Д.Н.
МаминСибиряк2ч., В.М.Гаршин1ч., В.Ф. Одоевский1ч., М.Горький1ч., К.Г.Паустовский1ч., А.И.Куприн1ч., С.Чёрный2ч., А.А
Блок2ч., С.А.Есенин1ч., ММ.Пришвин1ч., И.С. СоколовМикитов2ч., В.И.Белов2ч., В.В.Бианки1ч., Б.С.Житков1ч., ., В.
Ю.Драгунский1ч., С. Я.Маршак1 ч., А.Л. Барто1ч., С.В. Михалков1ч., Е. А. Благинина1ч., Б.В.Шергин1ч., А.П. Платонов1ч.,
М.М.Зощенко1ч., Н.Н.Носов1ч., Л. А. Кассиль1ч., Ю.И.Ермолаев1ч., Г.Б.Остер1ч., Р.С. Сеф1ч., Г.Х. Андерсен1ч.) для русской
культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте,
выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения
великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие
практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово
в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец
нравственного поведения;
• формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного
произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для
соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на
основе авторского замысла; • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра
(сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и
тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной
библиотеке.
Творческая деятельность.
У ч а щ и е с я н а у ч а т с я :
• сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и
индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным
текстомповествованием;
• пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские
национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
У ч а щ и е с я п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать
текст от 3го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора,
летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов,
ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты
на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика.
У ч а щ и е с я н а у ч а т с я : • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и
поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и
литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
• находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
У ч а щ и е с я п о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий
(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение,
олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
художественной выразительности.
Календарнотематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем
Основные виды учебной деятельности учащихся
Примерн
ая дата
Фактическ
ая дата
Вводный урок по курсу литературного чтения
(1ч) 04.09
06.09
11.09
1
2
3
Введение. Знакомство с учебником.
Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных
обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе
названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять
связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Рукописные книги Древней Руси.
Начало Книгопечатания. Первопечатник Иван
Фёдоров.
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме,
читать текст вслух целыми словами, находить необходимую
информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке,
придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы,
договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника,
проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.
Определять тему и главную мысль высказывания (наставления,
поучения), главные (ключевые, опорные) слова; подтверждать свой
ответ словами из текста; осуществлять поиск необходимой
информации в учебной книге; ориентироваться в ней; осмысливать
значение книги для прошлого, настоящего и будущего; обобщать
полученную информацию по истории создания книги; находить
книгу в школьной библиотеке, медиатеке (библиотеке
микросоциума), пользуясь тематическим каталогом; знать и
применять правила чтения, отличать чтение прозаического
произведения от чтения стихотворного; планировать работу
по теме, используя условные обозначения; проверять себя и
адекватно оценивать свои достижения. Соблюдать правила
взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей,
составление плана совместных действий, умение договориться друг
с другом о совместных действиях), читать текст друг другу с
последующим контролем освоения его содержания с помощью
встречных вопросов; подготовить с другом небольшое сообщение на
тему «В мастерской первопечатника»; понимать позицию
собеседника и выражать свою позицию; проявлять уважение к
чужому мнению 4
Особенности русского народного фольклора.
Русские народные песни, небылицы.
5
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Устное народное творчество ( 6 ч)
Прогнозировать содержание раздела; ориентироваться в тексте
произведения; осмысливать содержание прочитанного
(прослушанного) текста народной песни (с помощью вопросов,
пересказа, самостоятельно), характеризовать особенности
мелодии, настроения; анализировать содержание для
определения идеи произведения, мотивации персонажей, с целью
характеристики персонажей и определения типа сказки;
сравнивать произведения словесного, музыкального,
изобразительного искусства.
Планировать работу на уроке; выполнять учебные задания,
используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку
учебного задания; принимать, удерживать и выполнять
поставленную учебную задачу; сопоставлять
(сравнивать) тексты русских народных песен с картинками,
иллюстрациями; проявлять способность к оценке и самооценке в
выделении (выборе) лучших исполнителей русских народных
песен; проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Строить понятные для партнера высказывания; адекватно
взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного
задания, читать фрагменты текста в паре; вступать
в общение, выражать свою точку зрения, обоснованное мнение по
поводу исполнения одноклассниками русских народных песен
(чтение, пение); слушать другого
(собеседника), соблюдать правила общения; аргументировать
высказывания.
Анализировать произведение с целью определения его
эмоционального характера и выявления особенностей
построения, языка (речи).
Следовать советам маленьким школьникам «Как придумать
докучную сказку»; ставить перед собой и реализовывать
практическую творческую задачу, планировать свою
деятельность; оценивать конкурсные сочинения, выбирая
«самуюсамую докучную сказку», «самого докучливого
13.09
18.09 6
Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица
Аленушка и братец и Иванушка».
7
8
Русская народная сказка «Иванцаревич и Серый
Волк».
Составление плана сказки «Иванцаревич и Серый
Волк».
сказочника». Формулировать высказывание на основе личного
опыта; устно строить монологический текст, понятный для
партнеров.
Выделять особенности волшебной сказки, давать характеристику
герою волшебной сказки; выделять эпизоды для ролевого чтения,
пользоваться информацией о правилах выразительного чтения
русских народных сказок в ходе
работы над чтением по ролям; находить в книге необходимую
информацию, ориентироваться в учебной и художественной
литературе; воспроизводить выводы по сказке, сделанные на
предыдущем уроке.
Стремиться организовать свою работу (в сотрудничестве с
учителем или самостоятельно) по составлению плана урока
(определение темы, цели и задач урока, планирование действий
по выполнению задач урока, оценка выполненных действий),
распределять роли для чтения в малой группе, планировать
работу в группе, организовывать в своей группе прослушивание
чтения по ролям от начала до конца; оценивать результаты своей
работы. Выбирать для себя соответствующую роль при чтении в
лицах (или инсценирование) сказки и объяснять свой выбор
товарищам; договариваться в процессе распределения ролей; в
случае необходимости уступать партнеру по ролевому чтению,
не конфликтовать, находить позитивные способы решения
возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивать мнение
товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся,
о своем исполнении; осознавать диалог как вид речи – уметь
понимать вопросы, отвечать на них.
Рассказывать по картине; сравнивать сказку, иллюстрации
И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова с целью
выявления их различий, описания созданного в них настроения.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая их во внешней речи.
20.09
25.09
27.09 9
Русская народная сказка «СивкаБурка».
ПроизведенияФ.И.Тютчева
10
11
Русские поэты XIX– XX веков.Ф.И. Тютчев
«Весенняя гроза», «Листья».
Произведения А.А.Фета
Русские поэты XIX– XX веков.
А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка…».«Зреет
рожь над жаркой нивой…».
Строить устные и письменные монологические высказывания о
репродукциях картин с использованием опорных слов и следуя
советам, предложенным авторами УМК; отражать в речи свои
впечатления и возникшие от увиденного чувства.
Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью
условных обозначений; анализировать литературный текст с
опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять
основную мысль произведения, формулировать ее на уровне
обобщения.
Формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять
на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с поставленной задачей; читать в соответствии с целью
чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и
пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворенность неудовлетворенность своей работой на уроке.
Строить рассуждения и доказательства своей точки зрения не
менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и
стремление высказываться, задавать вопросы.
Поэтическая тетрадь( 4 ч.)
Осмысленно читать лирические тексты; понимать настроение
стихотворения; определять собственное отношение к
прочитанному; осуществлять поиск необходимой информации по
фотографии, репродукции картины; осмыслять объекты;
понимать их смыслы.
Осмысленно читать лирические тексты; понимать настроение
стихотворения; определять собственное отношение к
прочитанному; осуществлять поиск необходимой информации по
фотографии, репродукции картины; осмыслять объекты;
понимать их смыслы.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе, принимать
ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя
свои учебные действия с заданной целью.
02.10
04.10
09.10 Произведения И.С.Никитина
12
Русские поэты XIX– XX веков.
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать
беспробудно…».«Встреча зимы»
Произведения И.З. Сурикова
13
Русские поэты XIX–XX веков. Образы детей в
произведениях И.З. Сурикова «Детство». «Зима».
14
А. С. Пушкин – великий русский писатель.
Биография и творчество. Лирические
стихотворения.
Осмыслять правила взаимодействия в паре и группе
(распределять обязанности, составлять план совместных
действий, договариваться о совместных действиях).
Анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять
на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с поставленной задачей; читать в соответствии с целью
чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и
пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью
оценочных шкал и знаковой системы.
Находить нужную информацию в беседе со взрослыми, в учебных
книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей.
Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из
своих нравственных установок и ценностей. Формулировать
учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать ее,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои
учебные действия с поставленной задачей; осознавать смысл и
назначение позитивных установок на успешную работу. Строить
диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы.
Составлять и использовать алгоритм учебных действий при
самостоятельной работе с новым произведением.
Великие русские писатели (12 ч.)
Прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность
и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы, воспринимая их как часть
русской национальной культуры.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной целью.
Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и
16.10
18.10
23.10 15
16
А. С. Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер».
Сходство русской народной сказки и авторской
сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…». Проверка техники чтения.
Произведения И.А.Крылова
17
И. А. Крылов. Биография и творчество. Мартышка и
очки».
18
Басни И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».
«Ворона и Лисица».
Произведения М.Л. Лермонтова.
жестикуляцией; оформлять
3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания; осознавать цель своего
высказывания.
Ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и
целенаправленно выбирать книги; находить необходимую
информацию в произведении живописи (тема, главная мысль,
композиция); соотносить произведения живописи с
литературным текстом.
Самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и
задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока,
оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в
конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей
работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Соблюдать правила взаимодействия в паре (распределение
обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договориться о совместных действиях).
Воспроизводить информацию, полученную в ходе урока,
фиксировать информацию в виде таблицы.
Определять учебную задачу урока в совместном обсуждении,
соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внешней речи; оценивать свою работу на
различных этапах урока.
Принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы
собеседникам, отвечать на их вопросы.
25.10
08.11
13.11
15.11
19
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере
Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты,
20.11 диком стоит одиноко…».
20
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Произведения Л. Н. Толстого
21
Детство Л. Н. Толстого.
22
Л.Н. Толстой «Акула». «Прыжок».
анализировать их назначение в тексте.
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (в паре)
план изучения темы урока, читать в соответствии с целью чтения
(бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Строить диалог в паре, задавать вопросы и отвечать на них.
Анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с поставленной
задачей.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
Анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, формулировать ее на уровне обобщения.
Самостоятельно определять границы коллективного знания и
незнания по теме (Что мы уже знаем по данной теме? Что
мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
осознавать цель своего высказывания; пользоваться
элементарными приемами убеждения, мимикой и
жестикуляцией; находить нужную информацию в беседе со
взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках,
энциклопедиях для детей.
Работать с текстом: осмысление структурных особенностей
рассказа, характеристика героев, понимание главной мысли,
поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться
в учебной и художественной книге; самостоятельно и
целенаправленно выбирать книги на основе заданного материала.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
22.11
27.11
29.11 23
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
24
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда
девается вода из моря?».
Проверка
и оценка достижений.
25
Подробный и выборочный пересказ. Проверка
и оценка достижений.
проговаривая во внешней речи.
Осмыслять правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных
действий, умение договориться о совместных действиях).
Сравнивать мотивы поступков героев литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости
от мотива.
Формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять
на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с поставленной задачей.
Руководствоваться выработанными критериями при оценке
поступков литературных героев и своего собственного
поведения.
Сопоставлять и сравнивать тексты разных типов и стилей, на
основе сопоставления составлять таблицу и делать обобщения по
ней; составлять модели текстов и сравнивать их между собой;
выделять в текстеописании и текстерассуждении необходимую
информацию с целью осмысления их специфических
особенностей.
Формулировать учебную задачу урока в малых группах;
планировать процесс сравнения текстов в малой группе;
оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей в
группе; читать в соответствии с целью чтения.
Распределять роли в группе, договариваться между собой
в ходе выполнения заданий; выдвигать гипотезы для их
коллективного обсуждения; вступать в дискуссии, соблюдая
правила, выслушивать мнения товарищей по группе.
Проявлять творческие способности при составлении рассказов.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям, выразительно наизусть и пр.).
Строить диалог в паре , задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы; отбирать аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения; вырабатывать в группе или
паре критерии оценки выполнения того или иного задания
(упражнения)
04.12
06.12
11.12 Произведения Н.А. Некрасова
26
Н. А. Некрасов «Славная осень!..». «Не ветер бушует
над бором…».
27
Повествовательное произведение в стихах. Н.
А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Произведение К.Д. Бальмонта
28
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
Произведения И.А. Бунина
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч.)
Прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту
репродукции картин художников и фрагменты музыкальных
произведений из дополнительных источников.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с поставленной
задачей; читать в соответствии с целью чтения.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов
(повествование, описание), авторский замысел, авторское
отношение, авторрассказчик, лирический герой, изобразительно
выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник
живописец, репродукция картины художника.
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (в паре)
план изучения темы урока; предлагать варианты устранения
причин неудач на уроке.Строить связное высказывание по теме
не менее чем из 7–8 предложений; строить диалог в паре или
группе, задавать вопросы.
Проявлять индивидуальные творческие способности в процессе
чтения.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и
пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внешней речи.
Находить нужную информацию в беседе со взрослыми, в учебных
книгах, словарях, справочниках, строить диалог в паре или
группе, задавать вопросы.
13.12
18.12
20.12 29
И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой
зеленый ельник у дороги…».
30
31
Д.Н. МаминСибиряк «Аленушкины сказки»
(присказка).
Д. МаминСибиряк «Сказка про храброго зайца –
длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Произведения В.М.Гаршина
32
33
В.М. Гаршин «Лягушка путешественница»
Контрольная работа по теме «Литературные
сказки»
Произведения В.Ф. Одоевского
34
В .Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение
народной и литературной сказки.
Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты,
анализировать их назначение в тексте, использовать авторские
сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
Формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять
на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с поставленной задачей; осознавать смысл и назначение
позитивных установок на успешную работу.
.
Литературные сказки ( 5 ч.)
Прогнозировать содержание раздела; осмыслять
литературоведческие понятия (литературная сказка, герой,
структура сказки), основные особенности авторской сказки;
понимать главную мысль, давать характеристику героям
произведения; осуществлять поиск необходимой информации в
книге; ориентироваться в учебной и художественной книге;
самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, находить
книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского
каталога.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и
пр.).
Определять основную идею произведения (эпического и
лирического), выявлять отношение автора к описываемым
событиям и героям произведения. Составлять план работы по
решению учебной задачи урока в минигруппе или паре,
предлагать совместно с группой (в паре) план изучения темы
урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу.
Осознавать цель своего высказывания, опираться на собственный
нравственный опыт в ходе доказательства своего мнения при
оценке событий произведения;.
25.12
27.12
15.01
17.01
22.01
Осознавать сущность и значение литературных сказок как части
русской национальной культуры.
Выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно критерии оценки результатов; анализировать причины
24.01 Произведение М.Горького
35
М. Горький «Случай с Евсейкой».
Произведение К.Г. Паустовского
36
Человек и животные. К. Г. Паустовский
«Растрепанный воробей».
Произведение А.И.Куприна
37
А.И. Куприн «Слон».
успеха/неуспеха
с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Были – небылицы (3ч.)
Прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы
поступков героев литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива. Осознавать
смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и
пр.);
Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или
неприемлемых для оценки событий, описываемых в произведении
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (в паре)
план изучения темы урока; оценивать свои достижения и
результаты сверстников по выработанным критериям и
выбранным формам оценки
(шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Опираться на собственный нравственный опыт в ходе
доказательства своего мнения при оценивании событий
произведения; строить диалог в паре или группе, задавать
вопросы на осмысление нравственной проблемы
Поэтическая тетрадь 1 (7 ч.)
Сравнивать и сопоставлять произведение с ранее изученными,
называя общее и различное.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке
(с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Опираться на собственный нравственный опыт в ходе
доказательства своего мнения при оценке событий произведения.
29.01
31.01
05.02 Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты
тискаешь утенка?».
Саша Черный. Стихи о животных: «Воробей»,
«Слон».
Произведения А.А Блок
А.А Блок «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона».
38
39
40
Прогнозировать содержание раздела; осмыслять лирические
произведения; создавать свой текст
на основе ключевых слов и выражений.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и
назначение позитивных установок на успешную работу. Понимать
правила взаимодействия в паре и группе (распределение
обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договорить.
Осознавать сущность и значение произведений классиков
литературы, воспринимая их как часть русской национальной
культуры.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с поставленной
задачей.
Строить диалог в паре, задавать вопросы; осознавать цель своего
высказывания.
07.02
12.02
14.02
Произведение С.А.Есенина
41
Природа в стихотворении С.А.Есенина «Черемуха». Подбирать к тексту репродукции картин художников и
19.02
42
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
фрагменты музыкальных произведений из дополнительных
источников.
Фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;
оценивать свои достижения и результаты сверстников по
выработанным критериям и выбранным формам оценки (шкалы,
лесенки, баллы и пр.).
Строить связное высказывание по теме не менее чем из 7–8
предложений; строить диалог в паре ,задавать вопросы.
Осознавать смысл межпредметных понятий: изобразительно
выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник
живописец, репродукция картины художника.
Самостоятельно определять границы коллективного знания и
незнания по теме (Что мы уже знаем по данной теме? Что
мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
21.02 43
Автобиографическое повествование. М.М.
Пришвин «Моя Родина».
Произведение И.С. СоколоваМикитова
44
О братьях наших меньших. И.С. Соколов
Микитов «Листопадничек».
Произведения В.И.Белова
45
46
Верность и преданность. В. И.Белов «Малька
провинилась».
В. И.Белов «Еще про Мальку».
Люби живое (9 ч.)
Прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных
текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в
тексте.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с поставленной
задачей; предлагать варианты устранения причин неудач на
уроке.
Анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и
пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внешней речи.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки
зрения; осознавать цель своего высказывания.
Определять основную идею произведения, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора она несет, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу; оценивать свои достижения и результаты
сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и
выбранным формам оценки.
Осознавать цель своего высказывания; строить рассуждения и
доказательства своей точки зрения не менее чем из 7–8
предложений, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы.
26.02
28.02
05.03
07.03 Произведение В.В.Бианки
47
В. В.Бианки «Мышонок Пик».
Произведение Б.С.Житкова
48
Б. С.Житков «Про обезьянку».
Произведение В.П. Астафьева
49
В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
Произведение В. Ю.Драгунского
50
В. Ю.Драгунский. «Он живой и светится».
Анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (в паре)
план изучения темы урока.
Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и
жестикуляцией; проявлять терпимость к альтернативному
мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать
компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой
зрения оппонента.
Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости
от мотива.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной целью.
Определять основную идею произведения, осознавать смысл
образных слов и выражений, понимать, какую информацию о
чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение
автора к описываемым событиям
и героям.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке,
проговаривая во внешней речи.
12.03
14.03
19.03
Сравнивать мотивы поступков героев литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости
21.03 51
Контрольная работа по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч.)
52
Образы русской природы. С.Я.Маршак «Гроза
днем». «В лесу над росистой поляной...».
Произведения А.Л. Барто
53
Стихи о детях. А.Л. Барто «Разлука». «В театре».
от мотива.
Читать в соответствии с целью чтения; фиксировать по ходу
урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке.
Находить информацию о творчестве писателей (в частности В.
Ю. Драгунского) в беседе со взрослыми, в учебных книгах,
словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть
Интернет, периодику и СМИ.
Проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям и
инсценирования.
Самостоятельно определять границы коллективного знания и
незнания по теме (Что мы уже знаем по данной теме? Что
мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки
зрения; строить связное высказывание по теме не менее чем из 7–
8 предложений.
Прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных
текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в
тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих
творческих работах.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и
пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке
(с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Сравнивать мотивы поступков героев литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости
от мотива.
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре),
принимать ее, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной целью.
Опираться на собственный нравственный опыт в ходе
доказательства своего мнения при оценке событий.
02.04
04.04
09.04 Произведение С.В. Михалкова
54
Стихи о детях. С.В. Михалков «Если».
Произведения Е. А. Благининой
55
Любовь к животным в стихах Е.А.Благининой
«Кукушка», «Котенок».
56
Литературная игра. Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь».Проект «Времена года».
Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из
своих нравственных установок и ценностей.
Читать в соответствии с целью чтения; выбирать вместе с
группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой
(в паре) критерии оценки результатов.
Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или
неприемлемых для оценки тех или иных событий, описываемых в
произведении;
Анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (в паре)
план изучения темы урока.
.
Проявлять творческие способности при составлении рассказов,
сочинении небольших стихотворений и вообще при выполнении
творческих заданий.
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе
(паре) по выработанным критериям и выбранным формам
оценки.
Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания; осознавать цель своего
высказывания.
11.04
16.04
18.04
57
Положительные качества человека.
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы
поступков героев литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива.
23.04
Собирай по ягодке наберёшь кузовок (4ч.) Произведения А. П. Платонова
58
А. П.Платонов «Цветок на земле». Еще мама».
Произведения М.М.Зощенко
59
Образы детей в произведении. М.М. Зощенко
«Золотые слова». «Великие путешественники».
Произведения Н.Н.Носова
60
Юмористические рассказы для детей.
Н.Н. Носов «Федина задача». ««Телефон».
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке –
наберешь кузовок».
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и
пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на
успешную работу; составлять план работы по решению учебной
задачи урока.
Сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею
произведения в ходе анализа; делать выводы и обобщения на
основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать
развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.
Формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять
на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной целью; понимать и толковать
исследовательские задачи, стоящие перед группой, планировать
работу в группе, оценивать ее результаты.
Выбирать из текста нужные для анализа фрагменты,
анализировать характеры и чувства героев; выделять основную
мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам
анализа.
Формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в
нужный момент перестраиваться на учебную деятельность;
контролировать себя в процессе игры; рефлексировать по поводу
своих успехов и неуспехов, выбирать вместе с группой (в паре)
форму и критерии оценки результатов.
Делиться своими размышлениями, впечатлениями;
Находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в
произведении; анализировать текст (под руководством учителя),
выделять основную мысль произведения и нравственный урок,
который оно содержит.
Формулировать учебную задачу урока; анализировать причины
успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Участвовать в дискуссии: выражать свободно свое мнение,
толерантно относиться к мнениям сверстников, проявлять
25.04
30.04
07.05 уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому,
что говорят другие.
По страницам детских журналов (5 ч.)
Осознавать смысл меж предметных понятий: типы текстов
(повествование, описание), авторский замысел, авторское
отношение, авторрассказчик, лирический герой, изобразительно
выразительные средства языка (сравнение и эпитет).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе, предлагать совместно с группой план изучения
темы урока.
Находить нужную информацию в беседе со взрослыми, в учебных
книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через
сеть Интернет, СМИ.
Определять основную идею произведения, осознавать смысл
образных слов и выражений, понимать, какую информацию о
чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение
автора к описываемым событиям
и героям произведения.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,
выбирать для себя подходящие роли и функции в группе
Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из
своих нравственных установок и ценностей.
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в
минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой)
план изучения темы урока.
14.05
16.05
21.05
Проверка техники чтения. Р. С. Сеф. «Веселые
стихи».
Бегло и осознанно читать предлагаемый текст.
23.05
Произведение Л. А. Кассиля
61
Рассказ Л. А. Кассиля «Отметки Риммы
Лебедевой».
Произведения Ю.И.Ермолаева
62
Юмор в рассказе. Ю.И. Ермолаев «Проговорился».
«Воспитатели».
Произведения Г.Б.Остера
Веселые стихи для детей. Г. Б.Остер. «Вредные
советы», «Как получаются легенды».
63
64 65
Итоговая контрольная работа
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
28.05
66
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
Зарубежная литература (1ч.)
Прогнозировать содержание раздела; анализировать
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения,
формулировать ее на уровне обобщения в совместной
коллективной деятельности.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям, выразительно наизусть и пр.).
30.05
7. Материальнотехническое обеспечение программы
Основная литература:
1. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и
др.]. – М. : Просвещение, 2015.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В.
Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
1. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2012.
2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В.
Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.