УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ
Карагандинская область, Абайский район
КГУ "Акбастауская общеобразовательная школа"
учитель начальных классов
Аннотация: В статье рассматриваются эффективные подходы и методы формирования успешного чтения у младших школьников. Раскрываются ключевые компоненты понятия «успешное чтение», такие как осознанность, выразительность, понимание и интерес к тексту. Особое внимание уделено роли учителя и семьи в развитии читательской мотивации. Представлены практические приёмы работы с текстом на уроках. Материал статьи может быть полезен учителям начальных классов, методистам и родителям.
Ключевые слова: успешное чтение, начальная школа, читательская грамотность, мотивация к чтению, осознанное чтение, методика преподавания, техника чтения, читательская деятельность, работа с текстом, роль учителя.
Как учитель начальных классов с опытом работы, я постоянно ищу способы сделать уроки литературного чтения более эффективными и увлекательными для моих учеников.
Чтение — основа всех учебных достижений. Важно не только научить ребёнка читать, но и сделать чтение осознанным, интересным, полезным.
Чтение — основа успешного обучения. В начальной школе именно в процессе чтения ребёнок осваивает учебную информацию, формирует мышление, развивает воображение и речь. Поэтому развитие успешного чтения у младших школьников — одна из важнейших задач современного педагога.
Дополнительно перед каждым уроком чтения я ставлю цель:
· приобщать ребёнка к духовному и культурному наследию как своей страны, так и мировой литературы;
· развивать внутренней мотивации к чтению, осмыслению текста и самовыражению через творчество;
· создавать условия для формирования гармоничной личности, способной воспринимать красоту, различать добро и зло, проявлять доброту, сочувствие и уважение к другим;
· стимулирование самостоятельности, уверенности в собственных суждениях и способности выражать их устно и письменно;
· формировать основы читательской грамотности, необходимой для успешного обучения в последующих классах и полноценного участия в жизни общества.
Таким образом я стараюсь не только учить ребёнка читать, понимать и анализировать, но и формировать мировоззрение, основанное на гуманистических идеалах, нравственности и эстетической культуре. Успешное чтение — это не просто умение быстро прочитать текст. Это:
· осознанное восприятие прочитанного,
· умение пересказать содержание,
· анализ текста и героев,
· выражение собственного мнения,
· интерес к дальнейшему чтению.
Этапы формирования успешного чтения
1. Формирование техники чтения.
Важно не только количество слов в минуту, но и правильность произношения, интонация, понимание прочитанного.
2. Развитие словарного запаса.
Новые слова должны вводиться в контекстах и обсуждаться. Увеличение словарного запаса повышает интерес к чтению.
3. Работа с текстом.
Ученики должны учиться выделять главную мысль, составлять план, находить ответ на вопрос по тексту.
4. Формирование читательской мотивации.
Использование книг по интересам, проведение литературных игр, бесед с элементами драматизации, встречи с писателями.
В своей работе при разработки уроков я применяю различные практические приемы например такие как:
· Чтение в парах / по ролям — развивает выразительность и понимание.
· «Круг чтения» — каждый делится впечатлениями о прочитанном.
· Чтение с остановками — обсуждение сюжета в процессе.
· Ведение «читательского дневника».
Роль учителя и семьи в формировании успешного чтения.
Успешное чтение невозможно без тесного взаимодействия между учителем и семьёй.
Учитель играет ключевую роль в организации процесса обучения чтению:
- подбирает тексты по возрасту и уровню сложности,
- применяет разнообразные методики (чтение с остановками, выразительное чтение, обсуждение),
- формирует у детей интерес к литературе через творческие задания, игры, инсценировки.
Важно, чтобы учитель создавал доброжелательную атмосферу, поощрял даже малейшие успехи и развивал уверенность в себе.
Семья же— это первая среда, где формируется читательская культура:
- родители подают личный пример (читают сами),
- читают вслух детям,
- обсуждают прочитанное,
- создают дома условия для чтения (тихое место, книги по интересам ребёнка).
Когда школа и семья работают в сотрудничестве, ребёнок получает целостную поддержку — как эмоциональную, так и учебную. Это способствует формированию устойчивой мотивации и навыков успешного чтения.
Заключение:
Успешное чтение — это не только навык, но и культура. Это путь к знаниям, самостоятельности, критическому мышлению и любви к учёбе. Учителю важно не просто научить читать, а сделать так, чтобы ребёнок захотел читать сам.
Использованная литература:
1. Богоявленская Д. Б. «Психология формирования интереса к чтению у младших школьников» — М.: Просвещение, 2018.
2. Солодухина Н. В. «Методика обучения чтению в начальной школе» — М.: Академкнига, 2020.
3. Давыдова Н. А. «Развитие читательской грамотности в начальной школе» // Начальная школа. — №4, 2021.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
5. Колесникова И. А. «Формирование читательской мотивации у младших школьников» — СПб.: Лань, 2019.
6. Тексты по программе PIRLS и PISA для формирования читательской грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.