Статья "Успешное чтение"

  • Документация
  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются эффективные методы формирования успешного чтения у младших школьников. Раскрываются ключевые компоненты понятия "успешное чтение" такие как осознанность, выразительность, понимание и интерес к тексту. особое внимание уделено роли учителя и семьи в развитии читательской мотивации. Представлены практические приемы работы с текстом на уроках. Материал статьи может быть интересен учителям начальных классов, родителям и методистам.
Иконка файла материала статья Нефёдова Ж.Р. (2).docx

            УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ

Нефёдова Жанна Романовна

Карагандинская  область, Абайский район

КГУ "Акбастауская общеобразовательная школа"

отдела образования Абайского района,

управления образования Карагандинской области"

учитель начальных классов

 

 

 

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные подходы и методы формирования успешного чтения у младших школьников. Раскрываются ключевые компоненты понятия «успешное чтение», такие как осознанность, выразительность, понимание и интерес к тексту. Особое внимание уделено роли учителя и семьи в развитии читательской мотивации. Представлены практические приёмы работы с текстом на уроках. Материал статьи может быть полезен учителям начальных классов, методистам и родителям.

Ключевые слова: успешное чтение, начальная школа, читательская грамотность, мотивация к чтению, осознанное чтение, методика преподавания, техника чтения, читательская деятельность, работа с текстом, роль учителя.

 

        Как учитель начальных классов с опытом работы, я постоянно ищу способы сделать уроки литературного чтения более эффективными и увлекательными для моих учеников.

      Чтение — основа всех учебных достижений. Важно не только научить ребёнка читать, но и сделать чтение осознанным, интересным, полезным.

         Чтение — основа успешного обучения. В начальной школе именно в процессе чтения ребёнок осваивает учебную информацию, формирует мышление, развивает воображение и речь. Поэтому развитие успешного чтения у младших школьников — одна из важнейших задач современного педагога.

        Дополнительно перед каждым уроком  чтения я  ставлю цель:

·                     приобщать ребёнка к духовному и культурному наследию как своей страны, так и мировой литературы;

·                     развивать внутренней мотивации к чтению, осмыслению текста и самовыражению через творчество;

·                     создавать условия для формирования гармоничной личности, способной воспринимать красоту, различать добро и зло, проявлять доброту, сочувствие и уважение к другим;

·                     стимулирование самостоятельности, уверенности в собственных суждениях и способности выражать их устно и письменно;

·                     формировать основы читательской грамотности, необходимой для успешного обучения в последующих классах и полноценного участия в жизни общества.

Таким образом я стараюсь не только учить ребёнка читать, понимать и анализировать, но и формировать мировоззрение, основанное на гуманистических идеалах, нравственности и эстетической культуре.            Успешное чтение — это не просто умение быстро прочитать текст. Это:

·        осознанное восприятие прочитанного,

·        умение пересказать содержание,

·        анализ текста и героев,

·        выражение собственного мнения,

·        интерес к дальнейшему чтению.

    Этапы формирования успешного чтения

1. Формирование техники чтения. 

   Важно не только количество слов в минуту, но и правильность произношения, интонация, понимание прочитанного.

2. Развитие словарного запаса. 

   Новые слова должны вводиться в контекстах и обсуждаться. Увеличение словарного запаса повышает интерес к чтению.

3. Работа с текстом. 

   Ученики должны учиться выделять главную мысль, составлять план, находить ответ на вопрос по тексту.

4. Формирование читательской мотивации.

   Использование книг по интересам, проведение литературных игр, бесед с элементами драматизации, встречи с писателями.

    В своей работе при разработки уроков я применяю различные практические приемы например такие как:

·        Чтение в парах / по ролям — развивает выразительность и понимание.

·        «Круг чтения» — каждый делится впечатлениями о прочитанном.

·        Чтение с остановками — обсуждение сюжета в процессе.

·        Ведение «читательского дневника».

 

 

 

      Роль учителя и семьи в формировании успешного чтения.

       Успешное чтение невозможно без тесного взаимодействия между учителем и семьёй. 

   Учитель играет ключевую роль в организации процесса обучения чтению:

- подбирает тексты по возрасту и уровню сложности,

- применяет разнообразные методики (чтение с остановками, выразительное чтение, обсуждение),

- формирует у детей интерес к литературе через творческие задания, игры, инсценировки.

      Важно, чтобы учитель создавал доброжелательную атмосферу, поощрял даже малейшие успехи и развивал уверенность в себе.

     Семья  же— это первая среда, где формируется читательская культура:

- родители подают личный пример (читают сами),

- читают вслух детям,

- обсуждают прочитанное,

- создают дома условия для чтения (тихое место, книги по интересам ребёнка).

     Когда школа и семья работают в сотрудничестве, ребёнок получает целостную поддержку — как эмоциональную, так и учебную. Это способствует формированию устойчивой мотивации и навыков успешного чтения.

 

    Заключение:

     Успешное чтение — это не только навык, но и культура. Это путь к знаниям, самостоятельности, критическому мышлению и любви к учёбе. Учителю важно не просто научить читать, а сделать так, чтобы ребёнок захотел читать сам.          

    Использованная литература:

1. Богоявленская Д. Б. «Психология формирования интереса к чтению у младших школьников» — М.: Просвещение, 2018. 

2. Солодухина Н. В. «Методика обучения чтению в начальной школе» — М.: Академкнига, 2020. 

3. Давыдова Н. А. «Развитие читательской грамотности в начальной школе» // Начальная школа. — №4, 2021. 

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 

5. Колесникова И. А. «Формирование читательской мотивации у младших школьников» — СПб.: Лань, 2019.

6. Тексты по программе PIRLS и PISA для формирования читательской грамотности

 


 

Посмотрите также