Учебные предметы: музыка, литературное чтение
Класс: 2А
УМК: Начальная школа XXI века
Тема:А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Интегрированный урок
Тип: урок-исследование
Цель: знакомство с произведением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Задачи урока:
предметные: познакомить учащихся с новым произведением (ввести в круг чтение новое произведение); учить работать с текстом (определять жанр и тему произведения, анализировать текст, отрабатывать навык выразительное чтение диалога);
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.
Познакомить учащихся с новым лирическим произведением
А.С.Пушкина;
• Формировать читательскую компетенцию младших школьников;
• Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на
них;
• Научить понимать настроение лирического героя;
• Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления
слов в поэтической речи;
• Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии
Познакомить учащихся с новым лирическим произведением
А.С.Пушкина;
• Формировать читательскую компетенцию младших школьников;
• Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на
них;
• Научить понимать настроение лирического героя;
• Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления
слов в поэтической речи;
• Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии
метапредметные:
познавательные:
регулятивные:
анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения;
наблюдать, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.
учить видеть и передавать красоту осенней природы; выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы, учить сопоставлять музыкальный, литературный и художественный образы;
дать понять, что музыка, литература и живопись, взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
познакомить с замечательными образцами русской живописи, литературы и музыки.
коммуникативные:
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: презентация на интерактивной доске МIMIO. Картина И. Левитана, стихотворением А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», музыкальными произведениями П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь», Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Осень», часть 1
· показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом тексте;
· учиться сравнивать произведения литературы по содержанию и настроению, находить общее и различное;
· учить находить в тексте средства художественной выразительности: сравнения;
· учить отстаивать свою точку зрения;
· учить анализировать произведения
· воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы;
Технологическая карта урока
|
Цель этапа |
Учебная задача |
Результат |
Этап мотивацииЦель:(самоопределения) к учебной деятельности.Умение включаться в учебное занятие
|
Что такое красота? Для чего она нужна? Где ее можно увидеть? А как определить, что красиво, а что - нет? Например, какое, по-вашему, самое красивое время года? Кто считает, что осень – некрасивое время года? Докажите! А кто считает, что красивое? Ребята, предположите пожалуйста тему нашего урока? Каждый человек видит в этом времени года что-то свое. Поучимся произносить слово «Осень» с разной интонацией. ( Спокойно. Вопросительно? Удивлённо - вопросительно?! Радостно! Восхитительно!!Таинственно).
С каким произведением будем работать по этой теме осень, вы узнаете на стр. учебника 108
|
Осень.
|
|
2. Постановка цели и задач урока Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Как называется произведение? Кто автор произведения? Какие цели поставим? (определить жанр, научиться читать) Как вы считаете, а Пушкин любил осень? Мы узнаем, после того, как поработаем с произведением. Что вы знаете об А. С. Пушкине? Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна, была умна, хороша собой. В доме Пушкиных часто бывали в гостях известные музыканты, поэты того времени. В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев. Посмотрите на портрет А. С Пушкина, что вы можете сказать, о взгляде, характере?
А.С. посвятил осени много стихотворений и сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них. Это небольшой отрывок из романа «Евгений Онегин». Постарайтесь, слушая стихотворение представить картины, которые рисует поэт.
|
«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин Познакомиться с новым произведение. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Слайд фото Пушкина |
|
3. Актуализация знаний. Первичное слушание стихотворения. |
Включение аудиозаписи. - Какую картину осени вы себе представили? |
|
|
4. Вторичное чтение.
|
– Прочитайте самостоятельно стихотворение. Чтение с пометами. Отмечайте непонятные слова. Какое настроение вызывает осень у поэта? Определите жанр произведения?
|
Грустное. |
|
5. Словарная работа. |
Словарная работа: Объясните слова: Караван – летящие друг за другом гуси. Сень – укрытие, покров. – Какие слова вам еще непонятны? Обнажалась – (сбрасывала листву) Блистало – ( сверкало)
|
Слайд со словами |
|
4.Анализ стихотворения. |
– Как понимаете эти слова «Уж небо осенью дышало»? - В каком значении употреблено слово “дышало?” Как небо дышало осенью? Какие приметы осени мы можем определить глядя на небо? Какое небо осенью? 2. Читаем строчку: Что автор показывает словами? “Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась” Почему лес назван таинственным?
- Почему с печальным?
Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью? Как они летят? Как летят журавли? Как летели гуси? Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?
- Поэт ещё стремится к тому, чтобы мы не только представили осень, но и услышали звуки осени, найдите в тексте. Какие слова нам помогают услышать звуки? (крикливых) , (шумом) А почему они кричат? Они боятся отстать друг от друга, прощаются с родными местами.
Этот прием называется звукопись
|
– “Уж небо осенью дышало …” Грусть, от того, что жизнь леса замирает.
Олицетворение.
Хмурое, темное, низкие облака. -
Печальный шум листвы (опадают листья). Деревья сбросили листву. Жизнь в лесу замирает. Грустит природа, жизнь леса замирает.
Клином. Караваном (друг за другом)
- Зачитывают: «Гусей крикливых караван Тянулся к югу…» - Крикливых
|
|
Работа с иллюстрацией. |
Работа с иллюстрацией: Какие строчки из стихотворения подходят к иллюстрации?
У осени бывает 3 состояния: Сентябрь- первоосенье Октябрь- глубокая осень Ноябрь – предзимье Какую осень описывает А. С. Пушкин?
Стоял ноябрь уж у двора (метафора) - А если бы мы не дочитали до этой строчки, мы бы догадались, о какой осени идёт речь?
– Какой автор видит осень? (“Скучная пора”) Какое настроение вызывает осень у поэта? Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? |
Позднюю осень
По каким приметам осени?
Скучная пора.
Скучная пора, жизнь замирает, поэт грустит, потому, что |
|
Физминутка |
Встали. Представили, что мы в лесу. Вдохнули чистый воздух. Взяли в руки последний осенний листок. Пусть летит он далеко, далеко! |
|
|
Работа над выразительностью. Выразительное чтение стихотворения.
|
1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз. 2) Какие чувства постараемся передать при чтении ? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.) 3) Выразительное чтение стихотворения в парах. Кого бы вы порекомендовали для чтения у доски? Заслушать у доски 2 ученика. |
(Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)
|
|
Работа с репродукцией.
Знакомство с музыкой. |
Красоту осени в своих произведениях отображали не только поэты и писатели, но и художники, композиторы. Рассмотрите картину Левитан «Золотая осень» Какую осень представил художник? Какое чувство она вызывает у вас? Как вы думаете в картине представлена красота осенней природы? Елена Юрьевна познакомит вас с композиторами, которые передали красоту осени в музыкальных произведениях |
|
|
Обложка |
С каким произведением мы сегодня познакомились? Какой жанр произведения? Какая тема? Кто автор? Собираем обложки в единую книгу.
|
Рисуют модель обложки. |
|
Рефлексия |
Как вы думаете, любил ли А. С. Пушкин осень? Исследование стихов А. С. Пушкина провела Ваймер Полина. Изменилось ли ваше отношение к осени? Оцените свою работу на уроке. Я доволен своей работой, потому, что.. За что бы вы себя похвалили? Спасибо за работу.
|
Написано много очень стихов об осени. |
Вывод: талант поэта - увидеть и передать красоту природы с помощью слова, талант художника – сделать то же самое при помощи красок, композитора –при помощи музыки.
Моя работа на уроке
|
Выразительное чтение стихотворения. |
Моя работа на уроке |
|
|
|
Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень!
Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило «вдохновенье», прилив сил. Известен его цикл произведений «Болдинская осень» В село Болдино он прожил 3 месяца, и за это время написал много произведений и около 30 стихов.
Он писал:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.