Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  • Документация
  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.docx

Урок  А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике

Основное содержание урока

Критика о пьесе А. С. Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Основные виды деятельности.
Восприятие литературно-критической статьи. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение театральных постановок и киноверсий комедии.

I. Критика о пьесе А. С. Грибоедова
Чтение и обсуждение статьи учебника «Критика о комедии. А. С. Пушкин о „Горе от ума“»
 (Приложение 1):

— Какие положительные черты комедии отметил Пушкин? Какие принципиальные замечания сделал?

— Чем А. С. Пушкин объяснил недостатки комедии? Какие принципы реализма, по его мнению, А. С. Грибоедов не сумел реализовать?

Вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

II. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»

Групповая работа.

Чтение и обсуждение фрагментов статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
 (ноябрь, 1871) (Приложение 2):

Группа 1.
С начала статьи до слов «…и мучается её холодностью».


Почему Гончаров прозорливо считал «Горе от ума» произведением, которому уготована долгая жизнь?

Почему ум Чацкого играл для героя «страдательную роль»?

В чём причина разрыва Чацкого с министрами и нежелание служить?

Группа 2.
Со слов «Молчалин после сцены в сенях…» до слов «…разыграться в законченное действие».


Прав ли Гончаров, считая, что Молчалин после сцены в сенях «не может оставаться прежним Молчалиным»?

В чём Чацкий является порождением «века нынешнего»? Какова его положительная программа?

В чём он — «победитель», а в чём — «жертва»?

 
IV. Просмотр и обсуждение иллюстраций к пьесе,
фрагментов театральных постановок и киноверсий комедии «Горе от ума»
.

Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

V. Консультации к сочинению.

Обсуждение тем двух типов:


1. Анализ эпизодов комедии: «Вечер у Фамусова», «Разоблачение Молчалина», «Сплетня о безумии» (см. план в уроке 24).

2. Ответы на проблемные вопросы по комедии Грибоедова «Горе от ума»:

— Почему А. С. Грибоедов изображает поколение отцов сатирически?

— Чем близок Фамусову Молчалин?

— Как в образе Чацкого отразился «тип декабриста»?

— Каково авторское отношение к образу Софьи?

— Почему И. А. Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и «победительной»?

 Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.



 

Посмотрите также