Урок А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике
Основное содержание урока
Критика о пьесе А. С. Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Основные виды деятельности.
Восприятие литературно-критической статьи. Устный или письменный ответ на
вопрос. Обсуждение театральных постановок и киноверсий комедии.
I. Критика о пьесе А. С. Грибоедова
Чтение и обсуждение статьи учебника «Критика о комедии. А. С. Пушкин о „Горе от
ума“» (Приложение 1):
— Какие положительные черты комедии отметил Пушкин? Какие принципиальные
замечания сделал?
— Чем А. С. Пушкин объяснил недостатки комедии? Какие принципы реализма, по его
мнению, А. С. Грибоедов не сумел реализовать?
Вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
II. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»
Групповая работа.
Чтение и обсуждение фрагментов статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (ноябрь,
1871) (Приложение 2):
Группа 1.
С начала статьи до слов «…и мучается её холодностью».
Почему Гончаров прозорливо считал «Горе от ума» произведением, которому
уготована долгая жизнь?
Почему ум Чацкого играл для героя «страдательную роль»?
В чём причина разрыва Чацкого с министрами и нежелание служить?
Группа 2.
Со слов «Молчалин после сцены в сенях…» до слов «…разыграться в
законченное действие».
Прав ли Гончаров, считая, что Молчалин после сцены в сенях «не может оставаться
прежним Молчалиным»?
В чём Чацкий является порождением «века нынешнего»? Какова его положительная
программа?
В чём он — «победитель», а в чём — «жертва»?
IV. Просмотр и обсуждение иллюстраций к пьесе,
фрагментов театральных постановок и киноверсий комедии «Горе от ума».
Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
V. Консультации к сочинению.
Обсуждение тем двух типов:
1. Анализ эпизодов комедии: «Вечер у Фамусова», «Разоблачение Молчалина»,
«Сплетня о безумии» (см. план в уроке 24).
2. Ответы на проблемные вопросы по комедии Грибоедова «Горе от ума»:
— Почему А. С. Грибоедов изображает поколение отцов сатирически?
— Чем близок Фамусову Молчалин?
— Как в образе Чацкого отразился «тип декабриста»?
— Каково авторское отношение к образу Софьи?
— Почему И. А. Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и «победительной»?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблицы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.