Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Литературная гостиная - осень,прекрасная пора!"

  • Документация
  • docx
  • 05.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект мероприятия с родителями.
Иконка файла материала Варзина К.С, МАОУ Совхозаная СОШ №10. Литературная гостиная..docx

 

 

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению

в 3 классе :  Литературная гостиная «Осень - прекрасная пора!»

Варзиной Ксении Сергеевны

учителя начальных классов

МАОУ «Совхозная СОШ № 10»

(Мероприятие проводится совместно с родителями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературная гостиная.

Тема «Осень - прекрасная пора!»

Цели: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках; воспитывать в детях любовь к природе через литературные и музыкальные произведения; развивать эстетические вкусы, творчество и фантазию; учить быть наблюдательными. Учить взаимодействовать учащихся с родителями в творческой деятельности.

         Задачи:

1.      Формировать правильное чтение стихотворений.

2.      Развивать умения выразительно читать, передавая настроение произведения. Способствовать развитию правильной речи.

3.      Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.  Способствовать формированию желания читать. Воспитывать стремление беречь природу.

4.      Способствовать плодотворной, творческой, совместной деятельности учащихся и родителей.

Планируемые результаты

Личностные:

 формирование ценностных ориентиров, эмоционально-нравственной отзывчивости

Регулятивные:

Целеполагание, контроль, включая волевую саморегуляцию.

Познавательные:

 Обобщение полученных знаний, расширение знаний о поэзии.

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, умение слушать и слышать, построение речевых высказываний.

Оформление мероприятия:

Плакаты «Осени прекрасная пора», «Сентябрь – первый месяц осени», «Октябрь – пора листопада», «Ноябрь – ворота зимы».

Выставка детских рисунков на тему «Осень».

Шары, осенние листья.

Столы и стулья расставлены для групповой работы.

Стулья для зрителей в зале.

Заготовки для групповой работы.

Фонограмма к празднику.

Компьютерная презентация.

Проектор, компьютер, экран, колонки.

Время проведения : 70 минут.

 

 

Учитель :

- Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

- Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

- Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

- Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно, что сегодня в нашем мероприятие принимают участие наши дорогие родители! Поприветствуем их!

- Звучит отрывок из скрипичного концерт Антонио Вивальди «Осень» часть 1 (Слайды  про осень). На экране слайды с изображением осени.

Ведущий: Природа удивительна, она помогает ребёнку познавать красоту, развивать фантазию. Свой, особый, поэтический образ природы, каждый из нас раскрывает для себя, знакомясь с литературными произведениями. Читая стихотворения, рассказы, сказки о природе, мы постоянно общаемся с ней, учимся быть добрее, внимательнее, развиваем свою наблюдательность.

Сегодня наша литературная гостиная посвящается прекрасному времени года – осени!

Нас ждёт удивительная встреча с прекрасным миром осенней  поэзии, а также с её воплощением в совместном творчестве.

-А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная  музыка .

-  Что такое гостиная?

Учащиеся. Это комната, где принимают гостей.

- Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся. Предположения учеников.

- Встречать гостей в литературных  гостиных  было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и  музицировали.

-Вот и мы с вами попадем в такую гостиную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

 

Ведущий: Скажите, почему осень так привлекает нас? Нравится ли она вам?(Дети  и родители высказывают свои мнения)

Ведущий:  Осень, а какие месяцы осени мы помним? (Дети называют)

Сентябрь – первый месяц осени. Евгений Баратынский в своём стихотворении «Осень» написал :

И вот, сентябрь! Замедля свой восход

Сияньем хладным солнце блещет

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Сентябрь зовут «запевалой», «златоцветом», «рябинником». Как вы думаете, почему?

Трава в лугах, садах высыхает, желтеет, становится золотистой листва деревьев. А алые ягоды рябины радуют глаз. Лермонтов Михаил Юрьевич в своём стихотворении «Осень» увидел такую картину (Слайд – картина осени).

Предлагаю послушать стихотворение

М.Ю. Лермонтова «Осень»

(читает 1 ученик)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою,

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

,Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Ведущий: А теперь, ребята, задания для вас. Каждая группа, по очереди называет родственное слово к предложенному.

Осень – осенний,

Дождь - дождливый

Лист – листопад

Гриб – грибник

Облако – облачный

Ненастье – ненастный

Холод – холодный

Грустный - грусть

К какому времени года можно отнести эти слова? Конечно же, к осени.

Ведущий: Вот как описывает осенний лес в своём рассказе Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Лес осенью» (Слайд)

Ребята, а вы знаете, не только дети читают о природе, но и взрослые, сегодня рассказ И.С. Соколова-Микитова «Лес осенью» прочтёт для нас мама Анны , Надежда Петровна (Читает родитель).

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

- Благодарим, за прекрасное прочтение.

Ведущий: В сентябре обычно стоят тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой. Воздух чист и прозрачен, в нём летают нити паутины. В сентябре лето кончается, осень начинается. Теперь послушаем стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Осень» (Слайд).

А.Н. Майков «Осень»

(читают три ученика)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок.

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;

Смерть стелет жатву свою…

Только я весел душой

И, как безумный пою!

Знаю, недаром средь мхов

Ранний подснежник я рвал;

Вплоть до осенних цветов

Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,

Что ей сказали они –

Вспомню я, счастьем дыша,

В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой..

Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой –

И, как безумный, пою!

Ведущий: Мы любим гулять в осенних парках, садах. Шуршать опавшими листьями, наблюдать, как кружатся осенние листочки. Назовите эпитеты, которыми можно охарактеризовать осень.

Каждая группа по очереди называет по одному слову.

Эпитеты

Осень  – багряная, безрадостная, глубокая, грустная, дождливая, долгая, желтая, задумчивая, золотая, нарядная, невесёлая, ненастная, огненная, печальная, пламенная, поздняя, прекрасная, промозглая, пышная, разноцветная, ранняя, рыжая, слякотная, сухая, сырая, теплая, тоскливая, унылая, хмурая, холодная, царственная, чудесная, шальная, янтарная, яркая, прозрачная, славная.

Ведущий: Октябрь – второй месяц осени, середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают пожелтевшие листья. Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении «Листопад», так описывает это явление (Слайд).

И. А. Бунин «Листопад»

(читают 2 ученика)

Лес, точно терем расписной,

 

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнам синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листиков шуршанье.

Ведущий: Небо в октябре заволакивают серые облака, идёт холодный дождь, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету». Характер у этого месяца переменчивый: за день погода может поменяться несколько раз: то солнышко светит, то дождик надоедливо моросит (Слайд – фото осенний дождь).

Алексей Николаевич Плещеев

(читает 1 ученик)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

 Света и тепла!

Ведущий: Пётр Ильич Чайковский увидел такую осень. Послушаем отрывок из музыкального произведения «Октябрь».

Звучит отрывок из цикла «Времена года» «Осенняя песнь». Октябрь.

Что вспоминается, когда звучит эта пьеса? Какое настроение создаёт она? (участники отвечают).

 

Физминутка .

Я говорю «Осень»  -  Вы показываете «КЛАСС».

Я говорю «Золотая» - Вы топаете,

Я говорю «Листопад» - Вы хлопаете!

Пробуем, все вместе, кто самый внимательный!

 

Ведущий: Давайте рассмотрим, какие осенние картины нарисовали вы.

На доске выставка рисунков детей «Осень». Какие они с одной стороны яркие, красочные, а с другой - грустные, печальные. Как точно передают красоту осенней природы! Посмотрите, как ваши рисунки прекрасны! У каждого из вас своя, особенная осень. На нашей выставке очень красиво!

Ведущий: А вот какую картину нарисовала сама осень. Георгий Алексеевич Скребицкий «Осень» .

Г. А. Скребицкий «Осень»

(читают 3 ученика).

Для своей работы взяла Художница - осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко–красный, весь, как огонь горит.

Забрела осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб богатырь, стоит густою листвой потряхивает. «Могучего богатыря надо в медную кованую броню одеть», - подумала Осень. Так и обрядила она старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи. Все деревья и даже кусты разукрасила осень, по–своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток

Ведущий: Предлагаю вам, поработать в группах. Уважаемые родители, для вашей группы у нас тоже есть задание. Стихотворения рассыпались. Соберите и прочитайте. Назовите автора.

1.Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

 

Константин Бальмонт «Осень»

Миновало лето,

Осень наступила.

 На полях и в рощах

Пусто и уныло.

 

Алексей Плещеев «Осенняя песенка»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Ведущий: Октябрь – первый суровый месяц осени, когда дуют холодные ветры, начинаются заморозки, может выпасть даже первый снег. Александр Сергеевич Пушкин так написал об октябре.

А.С. Пушкин «Осень» (отрывок)

(читает 1 ученик)

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

 

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешенной забавы

И будит лай собак уснувшие дубравы.

 

Ведущий: Русский народ придумал много поговорок об осени. Предлагаю поработать вам в группах: соберите поговорки об осени. Уважаемые родители, тоже принимают активное участие, спасибо, Вам!

1. Ноябрь зиме дорожку торит.

2. Холоден сентябрь да сыт.

3. В октябре только и ягод, что рябина.

4.Осень – припасиха, зима прибериха.

Ведущий: Ноябрь – третий месяц осени. Листва с деревьев почти облетела, травы побурели, поникли. Зеленеют по–прежнему лишь ель и сосна. Пышный пёстрый ковёр листьев устилает землю.

Александр Сергеевич Пушкин назвал этот месяц «довольно скучной порой» (Слайд).

А.С. Пушкин. Отрывок.

(читает 1 ученик)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

Ведущий: Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Поэтому он создал такое музыкальное произведение.

 

Звучит отрывок из пьесы «На тройке». Ноябрь (цикл «Времена года») .

Какое настроение у этого музыкального отрывка? Как изменилось настроение, по сравнению с предыдущим произведением. Почему?

(Слушаем ответы).

Александр Трифонович Твардовский «Лес осенью»

Сейчас это стихотворение прочтёт для нас Яна и её папа Виталий Сегреевич.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом махая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

 

- Спасибо! Очень проникновенно!

Ведущий: Исчезли насекомые, улетели птицы, звери готовятся к зиме. Природа засыпает. Чёрными становятся тропинки в парках и садах. Недаром в народе этот месяц зовут «чернотропом». Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат. Александр Сергеевич Пушкин писал:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила,

читатель дорогой,

Красою тихою,

блистающей смиренно.

 

Ведущий: Каждая группа загадывает друг другу загадки, уважаемые родители тоже к нам присоединяются.

Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина)

У кого одна нога, да и та без башмака.

Всех наградила – всех загубила (осень)

По поднебесью верёвка протянулась (журавли)

И сыта, и нет забот, а вот слёзы льёт и льёт. (осень)

 

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)

- Спасибо!!!

Прослушаем стихотворение

Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень»

(читает 1 ученик)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.

 

Ведущий: Небо в ноябре почти всегда затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные дожди со снегом. Кажется, что вода везде: в воздухе, на ветках, скамейках, на одежде. Тонкий лёд лежит на лужах. Неспешными и тихими шагами на смену осени идёт зима. Становится всё холоднее, деревья покрываются инеем .

Бунин Иван Алексеевич

Отрывок из стихотворения «Листопад»

Стихотворение для нас прочтёт Павел и его мама Валерия Борисовна.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу, встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден.

В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

- Спасибо!

Ведущий: Ноябрь открывает ворота матушки-зимы. Серебряным звоном начинается зима. Звонко хрустит молодой лёд на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон (слад).

Иван Саввич Никитин «Встреча зимы» (отрывок)

(читают два ученика)

Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал;

Над землёю туман облаками вставал.

Веял холод в лицо от угрюмых небес,

И бог знает о чём, плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,и, что белый пушок,

На осеннюю грязь начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.На дворах и домах

Снег лежит полотном и от солнца блестит

Разноцветным огнём .На безлюдный простор

Побелевших полей смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей ,словно рад он чему.

          И на ветках берёз, как алмазы, горят

          Капли сдержанных слёз.

          Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам

          Песни севера петь, по лесам и степям.

          Есть раздолье у нас , где угодно гуляй;

          Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

          Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит:

          Наша русская кровь на морозе горит...

- А сейчас, дорогие гости нашей литературной  гостиной, предлагаем Вам принять участие в создании аппликации «Баночка с осенними дарами»! Пожалуйста, ребята и родители, присаживайтесь за рабочие места. Здесь у нас всё готово для совместного творчества.

Учитель: (демонстрирует и объясняет)

1.Возьмем шаблон баночки, перенесём его на картон.

2.Вырезаем нашу баночку и раскрашиваем по контуру.

3.Проклеевам сверху заготовку баночки скотчем.

4.Далее переворачиваем заготовку липкой стороной кверху.

5.Выкладываем листья на нашу заготовку прожилками вверх, лицевой стороной вниз. Можно добавить цветочки.

Сверху приклеиваем ещё одним слоем скотча, всё хорошо проглаживаем и обрезаем остатки скотча ножницами.

Вот такой прекрасный момент осени у нас получился, который будет радовать нас и навеивать приятные воспоминания об осени!

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Спасибо, ребята и родители, за чудесный  и  прекрасное путешествие в осеннюю природу. Какие русские поэты и писатели помогли нам рассказать об осени? Какое у вас настроение?  Вас понравилось наше мероприятие? Что понравилось больше всего?

Приглашаем наших гостей на выставку осенних картин.

 

Звучит отрывок из произведения «Медленный вальс» Иоганна Штрауса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также