Конспект занятия кружка
«Умелые руки»
Разработала Гончаренко Оксана Алексеевна, педагог дополнительного образования МБОУ "Калининская школа".
Тема: Дымковская игрушка «Конь».
Направление: декоративно- прикладное.
Цель: лепка коня по мотивам дымковской игрушки.
Задачи:
1. Воспитывать эстетическое отношение к предметам ,познакомить Развивать умение определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки.
2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
3. Учить использовать при лепке конструктивный способ: лепить с народной дымковской игрушкой,.
4. туловище и ноги животного из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
5. Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня.
Наглядный материал:
1. Дымковская игрушка.
2. Настольный театр.
3. Пластилин.
4. Доски, салфетки, стеки.
Оборудование: диски с народной музыкой, ноутбук.
Предварительная работа:
1. Изучение фотографий дымковских игрушек.
2. Рассматривание фабричных и глиняных дымковских игрушек.
1.Ход образовательной деятельности.
На столе стоят дымковские игрушки.
- Учитель: Давайте посмотрим на эти игрушки. Они выполнены народом из глины. Эти игрушки не просто народные, они выполнены в местах отдаленных . Это старинная деревня Дымково. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
- Учитель: Ребята, а почему игрушку называют дымковской? Дымковская игрушка называется так потому что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием – свистунья. Послушайте, пожалуйста, легенду: «Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.». С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходится без ярких игрушек: Уточек - Марфуточек , Утка - Марфутка ,Правый рог –завиток, Левый рог-завиток.
Посмотрите на разнообразие узоров. . Кружочки, точки, клеточки, волнистые полоски ,полоски и т.д. По форме узоры незамысловаты и просты. Русский народ вкладывал в них особый и таинственный смысл:
Волнистые линии – вода,
Маленькие кружочки – семена,
Круги означали солнце.
Представленные узоры означали засеянное поле и росточки др. . Люди верили в то, что эти символы будут оберегать детей, их поля, их жилище. Не случайно мы выбрали сегодня для лепки коня не случайно. Считалось в древности, что фигурка коня оберегает людей от злых таинственных сил. Сейчас прикрепляют их на дома.
2. Физкультминутка.
Распрямите плечи, улыбнитесь друг другу. Теперь начнем наши упражнения.
3. Объяснение лепки коня.
- Сейчас будем лепить из пластилина нарядного дымковского коня, красивого, стройного. Нужно сначала подружиться с пластилином, чтобы в наших руках он стал податливый и мягкий.- В ваших добрых руках стал послушным и мягким. Попробуем вылепить коня.
1. Кусок разделим на два: 2 – поменьше ,1 большой.
2. В виде толстых цилиндров выполним две исходные формы.
3. Из большего лепим туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их и слегка и пальцами оформить передние задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки защипыванием.
6. А потом изготавливаем и прикрепляем к основной форме хвост и гриву.
4. Самостоятельная работа.
5. Итоги.
- Учитель: У всех получилось замечательно!!! Молодцы!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.