Семинар "Функциональная грамотность"
Оценка 4.7

Семинар "Функциональная грамотность"

Оценка 4.7
DOCX
07.05.2021
Семинар "Функциональная грамотность"
Семинар Функциональная грамотность.DOCX

 

Слайд 1

Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.

Целью нац. проекта «Образование» является вхождение России в 10 – ку стран мира по качеству образования.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР

Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.

Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области. В 2000 году основное направление – «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году «естественно-научная грамотность».


Анализируя содержание и качество образовательных достижений школьников, ведущие эксперты отмечают необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности.  Результаты исследования убеждают, что сегодня важна способность школьника ориентироваться в потоке информации, находить правильные решения для возникающих проблем и ситуаций, а  объем знаний не имеет особого значения.

 

 

У современных школьников и студентов востребованы  SoftSkills, определяющие способность человека работать в команде, характеризующие гибкость его  мышления,  мобильность и оперативность в принятии решения.  В результате исследований доказано, что качество образовательных результатов современного школьника, студента  оценивается через его функциональную грамотность.  До недавнего времени понятию «функциональная грамотность» в российском образовании  уделялось недостаточное внимание.

Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем  новой информации.

Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие.  

Преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.

Поэтому возникает потребность в изменении  педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение  знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

Слайд 2

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 

Слайд 3

Основные направления функциональной грамотности

- читательская,

- математическая;

- естественно – научная;

- финансовая;

- креативное мышление

 

Слайд 4

Существуют различные механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся

1.     Обновление содержания образования (стандарты, рабочие программы) учитель

2.     Обновление форм и методов обучения (от репродуктивного к активному (проекты, исследования, командная работа, погружение  в  практические ситуации, включение в каждый урок  заданий, развивающих функциональной грамотности  и т. д.) – учитель

3.     Система диагностики  и оценки учебных достижений обучающихся

(включение в диагностические материалы заданий по функциональной грамотности)- учитель, администрация

4.     Разработка и внедрение программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по формированию функциональной грамотности - администрация, учителя

5.     Включение в учебный план курсов по формированию функциональной грамотности – администрация

6.     Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологически благоприятной образовательной среды, помогающей ребенку раскрыться, не бояться дать неправильный ответ, искать новые, креативные пути решения задач и т. д.) – администрация, учителя

7.     Привлечение родителей к воспитанию и обучению детей (совместные проекты, исследования, решение жизненно важных задач и т. д). Родители должны быть полностью информированы о том, что такое международные исследования, их значимость, их предназначение, что такое функциональная грамотность и т. д.)- администрация, классные руководители.

Все эти направления работы (механизмы) должны найти отражение в Плане подготовки к исследованиям PISA на 2021 год.

 

Слайд 5

 

Первоочередные мероприятия

1.Сформировать управленческие команды (директор, зам. директора, руководитель методического совета), определить функционал каждого члена группы  – до 30 декабря 2020 года

2. Сформировать рабочие группы для работы с обучающимися по каждому из направлений функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, креативное мышление.(1 управленец, учителя – предметники, педагоги доп. образования) – до 30 декабря 2020 года

3. Разработать и утвердить планы (дорожные карты) по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных исследований PISAдо 15 января 2021 года

4. Согласовать с ММС возможность проведения выездных практико – ориентированных семинаров по формированию функциональной грамотности обучающихся и включить их в План.

 5. Создать школьный банк учителей, которые будут участвовать в международных сравнительных исследованиях PISA (включить это мероприятие в План).

6. Продумать повышение квалификации педагогов по данному направлению ( КПК, дистанционные вебинары, семинары, внутришкольные семинары и др.)( включить эти мероприятия в ПЛАН)

7. Провести корректировку  предметных рабочих  программ  и программ внеурочной деятельности. (включить это мероприятие в План).- до 29 января 2021 года ( ежедневно включать задания по формированию функциональной грамотности)

8. Провести корректировку планов методической работы в соответствии с планом подготовки к PISA

 

Слайд 6

Волосовская СОШ № 1 является школой тьютором по работе с педагогами района по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся. 9 педагогов школы обучены как команда тьютеров. Их задача: в течение 2021 года обучить как можно педагогов района.  Это ваш  методический ресурс.  Каждый из педагогов будет проводить занятия по какому – либо одному направлению функциональной грамотности. Вам нужно продумать систему взаимодействия с ними. Конечно, на уровне района продуманы мероприятия в рамках методических недель, но можно пригласить тьютора индивидуально, создать дистанционный вебинар)

Пличкина Вера Владимировна

Михайлова Надежда Мунировна

Маслова Татьяна Сергеевна

Исакова Анна Валерьевна

Грива Нина Николаевна

Мазяркина Елена Юрьевна

Филимонова Галина Петровна

Деревяга Галина Жоржевна

Урусова Наталья Алексеевна

 

Слайд 7.

Кроме того, в школах  некоторые учителя тоже  уже прошли обучение. Это ваш внутренний ресурс. Их знания не должны стать их багажом. Продумайте и включите в план  методические мероприятия, ответственными за которые станут именно эти учителя.

 

А также активно используйте цифровые ресурсы:

Вебинары :

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

https://learntolearn.ru/- Учим учиться- цифровая платформа для начальной школы.

Планирование работы.

Организационные мероприятия.

1.     Включение в учебный план курсов по формированию функциональной грамотности…..  август ---- завуч.

2.     Разработка программ внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности – июнь – август – учителя ( конкретно)

3.     Разработка программ дополнительного образования

4.     Организация  участия обучающихся в онлайн – уроках финансовой грамотности.

5.     Организация участия в олимпиадах по финансовой грамотности.

6.     Корректировка рабочих программ.

7.     Организация внеурочных мероприятий (игр, олимпиад) по функциональной грамотности.

8.     Корректировка планов  работы методических объединений  учителей

9.     Включение мероприятий в план функционирования ВСОКО

(тематический контроль: «Система формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики ….) с 2021 – 2022 уч. года.

10.  

 

 

Методические мероприятия:

 

1.     Практикумы по решению заданий по функциональной грамотности (на МО учителей)

2.     Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом по включению заданий по функциональной грамотности  в различные этапы урока

3.     Организация мастер – класса по решению заданий на формирование креативного мышления  с приглашение  районного тьютора и др.


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

Слайд 1 Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения,…

Слайд 1 Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения,…

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Слайд 3 Основные направления функциональной грамотности - читательская, - математическая; - естественно – научная; - финансовая; - креативное мышление

Слайд 3 Основные направления функциональной грамотности - читательская, - математическая; - естественно – научная; - финансовая; - креативное мышление

Слайд 5 Первоочередные мероприятия 1

Слайд 5 Первоочередные мероприятия 1

Михайлова Надежда Мунировна

Михайлова Надежда Мунировна

Разработка программ дополнительного образования 2

Разработка программ дополнительного образования 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021