Слайд 1
Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.
Целью нац. проекта «Образование» является вхождение России в 10 – ку стран мира по качеству образования.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Объектом исследования являются образовательные достижения
учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во
многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и
программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном
этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые
могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся
самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в
современном мире.
|
|
|
У современных школьников и студентов востребованы SoftSkills, определяющие способность человека работать в команде, характеризующие гибкость его мышления, мобильность и оперативность в принятии решения. В результате исследований доказано, что качество образовательных результатов современного школьника, студента оценивается через его функциональную грамотность. До недавнего времени понятию «функциональная грамотность» в российском образовании уделялось недостаточное внимание.
Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем новой информации.
Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие.
Преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.
Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.
Слайд 2
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Слайд 3
Основные направления функциональной грамотности
- читательская,
- математическая;
- естественно – научная;
- финансовая;
- креативное мышление
Слайд 4
Существуют различные механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся
1. Обновление содержания образования (стандарты, рабочие программы) учитель
2. Обновление форм и методов обучения (от репродуктивного к активному (проекты, исследования, командная работа, погружение в практические ситуации, включение в каждый урок заданий, развивающих функциональной грамотности и т. д.) – учитель
3. Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся
(включение в диагностические материалы заданий по функциональной грамотности)- учитель, администрация
4. Разработка и внедрение программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по формированию функциональной грамотности - администрация, учителя
5. Включение в учебный план курсов по формированию функциональной грамотности – администрация
6. Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологически благоприятной образовательной среды, помогающей ребенку раскрыться, не бояться дать неправильный ответ, искать новые, креативные пути решения задач и т. д.) – администрация, учителя
7. Привлечение родителей к воспитанию и обучению детей (совместные проекты, исследования, решение жизненно важных задач и т. д). Родители должны быть полностью информированы о том, что такое международные исследования, их значимость, их предназначение, что такое функциональная грамотность и т. д.)- администрация, классные руководители.
Все эти направления работы (механизмы) должны найти отражение в Плане подготовки к исследованиям PISA на 2021 год.
Слайд 5
Первоочередные мероприятия
1.Сформировать управленческие команды (директор, зам. директора, руководитель методического совета), определить функционал каждого члена группы – до 30 декабря 2020 года
2. Сформировать рабочие группы для работы с обучающимися по каждому из направлений функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, креативное мышление.(1 управленец, учителя – предметники, педагоги доп. образования) – до 30 декабря 2020 года
3. Разработать и утвердить планы (дорожные карты) по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных исследований PISA – до 15 января 2021 года
4. Согласовать с ММС возможность проведения выездных практико – ориентированных семинаров по формированию функциональной грамотности обучающихся и включить их в План.
5. Создать школьный банк учителей, которые будут участвовать в международных сравнительных исследованиях PISA (включить это мероприятие в План).
6. Продумать повышение квалификации педагогов по данному направлению ( КПК, дистанционные вебинары, семинары, внутришкольные семинары и др.)( включить эти мероприятия в ПЛАН)
7. Провести корректировку предметных рабочих программ и программ внеурочной деятельности. (включить это мероприятие в План).- до 29 января 2021 года ( ежедневно включать задания по формированию функциональной грамотности)
8. Провести корректировку планов методической работы в соответствии с планом подготовки к PISA
Слайд 6
Волосовская СОШ № 1 является школой тьютором по работе с педагогами района по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся. 9 педагогов школы обучены как команда тьютеров. Их задача: в течение 2021 года обучить как можно педагогов района. Это ваш методический ресурс. Каждый из педагогов будет проводить занятия по какому – либо одному направлению функциональной грамотности. Вам нужно продумать систему взаимодействия с ними. Конечно, на уровне района продуманы мероприятия в рамках методических недель, но можно пригласить тьютора индивидуально, создать дистанционный вебинар)
Пличкина Вера Владимировна |
Михайлова Надежда Мунировна |
Маслова Татьяна Сергеевна |
Исакова Анна Валерьевна |
Грива Нина Николаевна |
Мазяркина Елена Юрьевна |
Филимонова Галина Петровна |
Деревяга Галина Жоржевна |
Урусова Наталья Алексеевна |
Слайд 7.
Кроме того, в школах некоторые учителя тоже уже прошли обучение. Это ваш внутренний ресурс. Их знания не должны стать их багажом. Продумайте и включите в план методические мероприятия, ответственными за которые станут именно эти учителя.
А также активно используйте цифровые ресурсы:
Вебинары :
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
https://learntolearn.ru/- Учим учиться- цифровая платформа для начальной школы.
Планирование работы.
Организационные мероприятия.
1. Включение в учебный план курсов по формированию функциональной грамотности….. август ---- завуч.
2. Разработка программ внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности – июнь – август – учителя ( конкретно)
3. Разработка программ дополнительного образования
4. Организация участия обучающихся в онлайн – уроках финансовой грамотности.
5. Организация участия в олимпиадах по финансовой грамотности.
6. Корректировка рабочих программ.
7. Организация внеурочных мероприятий (игр, олимпиад) по функциональной грамотности.
8. Корректировка планов работы методических объединений учителей
9. Включение мероприятий в план функционирования ВСОКО
(тематический контроль: «Система формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики ….) с 2021 – 2022 уч. года.
10.
Методические мероприятия:
1. Практикумы по решению заданий по функциональной грамотности (на МО учителей)
2. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом по включению заданий по функциональной грамотности в различные этапы урока
3. Организация мастер – класса по решению заданий на формирование креативного мышления с приглашение районного тьютора и др.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.