Музыкально-дидактическая игра
(для детей 6-7 лет).
«Оркестр русский народный и
симфонический».Цель: Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического и
русского народного оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду,
разделять на вид оркестра. Развивать внимание, музыкальную память. Повышать
интерес к музыкальной культуре.
Оборудование: Музыкально - дидактическое пособие «Оркестр симфонический и
русский народный». Набор карточек с изображением музыкальных русских
народных инструментов и инструментов симфонического оркестра. Набор фишек
двух цветов (красные, синие). Диск со звучанием инструментов и оркестров.
Ход игры:
1-й вариант. Дети делятся на две команды (либо предлагается поочередное
угадывание друг за другом). Педагог предлагает прослушать детям звучание,
после чего первая команда, находит из предложенных карточек
соответствующую, вкладывает в карман музыкально – дидактического пособия
симфонического, или русского народного оркестра. Все обсуждают название
инструмента, тембр его звучание, образный показ игры на нем.
2-й вариант. Детям раздаются фишки соответствующие виду оркестра (синий круг –
симфонический оркестр, красный треугольник – русский народный) Педагог
называет (либо показывает и называет, зависит от знаний детей) музыкальный
инструмент. Дети поднимают фишку соответствующей формы и цвета. После
чего все обсуждают правильность ответов.
Примечание: По мере закрепления материала, сложность игры варьируется.БУБЕНЦЫ
ГУСЛИ
ДОМРА
Бубенцы (бубеенчик) —
небольшая
металлическая
погремушка
(колокольчик);
представляет собой
полый шарик с маленьким
цельным шариком
(несколькими шариками)
внутри.
Может крепиться к
конской упряжи (тройка с
бубенцами), одежде,
Гуесли (гудеть) — различные по
конструкции и происхождению
струнные музыкальные
инструменты, распространённые
в России. Наиболее древним
русским струнным щипковым
музыкальным инструментом
являются гусли лирообразные.
Древнейший по происхождению
русский (восточнославянский)
струнный музыкальный
инструмент - инструмент
широких народных масс,
скоморохов, поэтов и сказителей
былин.
Домра – это струнный
щипковый инструмент,
который пришел на Русь во
время завоевания ее
монголо-татарами. Особой
популярностью домры
пользовались у скоморохов.
Современный инструмент
насчитывает 3-4 струны, а
звукоизвлечение
происходит при помощи
медиатора.обуви, головным уборам
(колпак шута), бубну.
БАЛАЛАЙКА
ЛОЖКИ
БУБЕНБалалайка -
представляет
собой треугольный
корпус, склеенный
из нескольких
сегментов, три
струны, чуть
отогнутый назад
гриф.
Деревянные ложки
используются в
славянской традиции как
музыкальный инструмент.
Игровой комплект
составляет от 3 до 5
ложек, иногда разного
размера. Звук извлекается
путём ударения друг о
друга задних сторон
черпаков. Тембр звука
зависит от способа
звукоизвлечения
Бубен - музыкальный
ударный инструмент в
виде неширокой
круглой деревянной
основы, с натянутой на
одной стороне кожаной
мембраной. Иногда
внутри подвешиваются
бубенчики и
колокольцы, а в
прорези стенок
вставляются
бряцающие
металлические
пластинки.БАЯН
СВИСТУЛЬКА
ТРЕЩОТКА
Баян — духовой язычковый
музыкальный инструмент,
разновидность гармоники с
звукорядом на правой
клавиатуре, басами и
готовым аккордовым
аккомпанементом на левой;
назван в честь
древнерусского певца-
сказителя Бояна.
Современный баян обладает
отличными художественно-
исполнительные
возможностями, позволяет
играть не только простейшие
Свистулька — народный
музыкальный инструмент.
Может изготовляться из
глины, дерева,
пластмассы. Деревянные
свистульки режутся
вручную, как правило, из
липы, в виде оленей, птиц,
коней, собачек и т.д.
Простота конструкции
обеспечила трещоткам
большую популярность в
стародавние времена.
Впрочем, в настоящее время
трещотка с успехом
применяется в качестве
одного из основных
инструментов в народно-
инструментальных
ансамблях, наряду с
гармонью, деревянными
ложками и гуслями.
Трещотки – ударный
музыкальный инструмент,мелодии, но и шедевры
мировой классики.
СКРИПКА
ВАЛТОРНА
заменяющий хлопки в
ладоши.
АРФАСкрипкам принадлежит ведущее
место среди струнных смычковых
— важнейшей части современного
симфонического оркестра.
Пожалуй, ни один другой
инструмент не обладает таким
сочетанием красоты,
выразительности звука и
технической подвижности. В
оркестре скрипка выполняет
разнообразные и многосторонние
функции. Очень часто скрипки
благодаря их исключительной
певучести используются для
мелодического «пения», для
ведения основной музыкальной
мысли. Великолепные
мелодические возможности
скрипок были издавна
обнаружены композиторами.
ФЛЕЙТА
Валторна (лесной рог) —
духовой медный музыкальный
инструмент басово-тенорового
регистра.
Валторна произошла от
охотничьего сигнального рога,
в оркестр вошла в середине
XVII века. До 1830-х годов,
подобно другим медным
инструментам, не имела
вентилей и была натуральным
инструментом с ограниченным
звукорядом.
ТАРЕЛКИ
Арфа — струнный щипковый
музыкальный инструмент.
Считается, что красотой своего
внешнего вида она
превосходит всех своих
соседей по оркестру. Ее
изящные очертания скрывают
форму треугольника,
металлическую раму украшают
резьбой. Роль арфы в оркестре
не столько эмоциональная,
сколько красочная. Арфа часто
аккомпанирует разным
инструментам оркестра; в
других случаях ей поручают
эффектные соло.
КОНТРАБАСФлейта — духовой деревянный
музыкальный инструмент. К
группе деревянных инструментов
флейта относится, т.к. изначально
эти инструменты изготавливались
из дерева. Древнейшей формой
флейты, по-видимому, является
свисток. Постепенно в свистковых
трубочках стали прорезать
пальцевые отверстия, превращая
простой свисток в свистковую
флейту, на которой уже можно
было исполнять музыкальные
произведения. к концу XVIII века
заняла прочное место в
симфоническом оркестре.
Тарелки — ударный
музыкальный инструмент с
неопределенной высотой
звучания. Представляют
собой диск выпуклой формы,
изготовленный из особых
сплавов. В центре тарелки
имеется отверстие,
предназначенное для
закрепления инструмента на
специальной стойке или для
прикрепления ремня.
Используют в основном для
Контрабас—самый крупный
струнный смычковый
музыкальный инструмент, (смесь
семейства скрипичного и виол).
Современный контрабас имеет
четыре струны, а в 17-18 века три
струны. Контрабас обладает
густым, хриплым, но слегка
глуховатым тембром, из-за чего
редко используется в виде
сольного инструмента. Основная
сфера его применения—
симфонический оркестр, где
группе контрабасов принадлежит
важнейшая роль басового
фундамента общей звучности. На
контрабасе играют стоя или сидя
на высоком табурете, ставя егоКСИЛОФОН
игры акцентов.
КЛАРНЕТ
перед собой.
ТРОМБОНКсилофон (от греч.- дерево +
фон — звук) — ударный
музыкальный инструмент с
определённой высотой
звучания. Представляет
собой ряд деревянных
брусков разной величины,
настроенных на
определённые ноты. По
брускам ударяют палочками
с шарообразными
наконечниками или
специальными молоточками,
В настоящее время ксилофон
употребляется в
симфоническом оркестре, на
эстраде, крайне редко — как
сольный инструмент.
Кларнет — духовой деревянный
музыкальный инструмент с
одинарной тростью.
Применяется в самых
разнообразных музыкальных
жанрах и составах: в качестве
сольного инструмента, в
камерных ансамблях,
симфоническом и духовом
оркестрах, народной музыке, на
эстраде и в джазе. Кларнет
обладает тёплым, мягким
тембром и предоставляет
исполнителю широкие
выразительные возможности. В
современном симфоническом
оркестре используется два (реже
три или четыре) кларнета.
Тромбон (итал.— большая
труба) — духовой медный
музыкальный инструмент
басово-тенорового регистра.
Тромбон известен с XV века. От
других медных духовых
инструментов отличается
наличием кулисы — особой
передвижной U-образной
трубки, с помощью которой
музыкант изменяет объём
заключённого в инструменте
воздуха. Основная сфера
применения тромбона —
симфонический оркестр, но он
также используется в качестве
солирующего инструмента.