Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании школьников
Оценка 4.9

Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании школьников

Оценка 4.9
docx
04.02.2023
Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании школьников
KRArkusha_Igrovoy_i_sorevnovatelny_metody_v_fizicheskom_vospitanii_shkolnikov_1_1.docx

 

 

                  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Г.БУГУРУСЛАНА

 

Предметно-цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

и частных методик

 

 

 

 

 

Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании школьников

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК.01.01. Методика обучения предмету "Физическая культура"

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Аркуша Сергей Юрьевич

студент III курса 4 группы

очная форма обучения

специальность 49.02.01

Физическая культура

Руководитель:

Заико Евгений Андреевич

  

 

 

Допустить к защите

_______________________

 (подпись руководителя)

 

Защита

 

  "___ "________________  2020 года

 

Оценка « ___ » ( _______________ )

 

 

 

 

 

Бугуруслан, 2020

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

 1 Теоретические основы игрового и соревновательного методов

1.1 Игровой и соревновательный методы как фактор оздоровления школьников.......................................................................................................... 5-7

1.2 Особенности игрового метода......................................................................8-9

1.3 Cущность соревновательного метода......................................................10-11

 2 Основы методики игрового и соревновательного методов

2.1 Применеие игрового метода в процессе физического воспитания.......12-16

2.2 Применение соревновательного метода в процессе физического воспитания........................................................................................................17-21

Заключение.......................................................................................................22-23

Список использованных источников.............................................................24-25

Приложение А..................................................................................................26-27

Приложение В...................................................................................................28-29

Приложение С........................................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития. В первобытном обществе по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игровые элементы и танцевальные движения постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия, более богатые по своему содержанию. На ранних этапах развития общества главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в праздниках, ритуалах, торжествах и отдыхе. Там, где ребенок не мог принять участия в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, он "врастал" в мир взрослых через игровую деятельность. В период расцвета древнегреческой культуры, в Древнем Риме, в период раннего феодализма игры наряду с развлекательной функцией приобретали военно-прикладной характер, играя имитационную роль небольших военных действий. В празднествах граждан обогащалось содержание игр, появлялась сюжетность – проверялись многие виды спортивных упражнений, носящие в основном игровой характер, формировались определенные договорные правила. Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания. С развитием социализма игровой и соревновательный методы становятся одними из основных в физическом воспитании. Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. С учетом указанных проблем был сделан выбор темы "Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании школьников"

Объект исследования – система физического воспитания.

Предмет исследования – методические основы применения игрового и соревновательного метода.

Цель исследования - изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании школьников.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.                 Рассмотреть теоретические основы игрового и соревновательного методов.

2.                 Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов.

3.                 Изучить практическую значимость игрового и соревновательного методов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изученные теоретические аспекты данной темы помогут в более глубоком изучении методических аспектов применения игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материал по теме исследования могут использовать учителя физической культуры в профессиональной деятельности, а также студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура» в период прохождения производственной практики

При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.

 


Глава 1. Теоретические основы игрового и соревновательного методов

1.1   Игровой и соревновательный методы как фактор оздоровления школьников.

 

 

Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения. Перспективные задачи совершенствования физического воспитания, которое далеко не удовлетворяет общество, выражены в резолюциях и постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь.
Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.

Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.

Возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития. В первобытном обществе по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игровые элементы и танцевальные движения постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия, более богатые по своему содержанию. На ранних этапах развития общества главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в праздниках, ритуалах, торжествах и отдыхе. Там, где ребенок не мог принять участия в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, он «врастал» в мир взрослых через игровую деятельность.

В период расцвета древнегреческой культуры, в Древнем Риме, в период раннего феодализма игры наряду с развлекательной функцией приобретали военно-прикладной характер, играя имитационную роль небольших военных действий.

В празднествах граждан обогащалось содержание игр, появлялась сюжетность – проверялись многие виды спортивных упражнений, носящие в основном игровой характер, формировались определенные договорные правила.

Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания. С развитием социализма игровой и соревновательный методы становятся одними из основных в физическом воспитании. Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

Однако одна из главных функций игр и соревнований – педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Особенности игрового метода

 

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач (укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств). Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка, к которой закладывается с раннего детства.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Основу игрового метода составляет определенным образом упо­рядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или ус­ловным "сюжетом" (замыслом, планом игры), в котором предусматривается дости­жение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоян­ного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются [3]:

1)игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2)наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3)широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4)соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т. д.;

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности соревновательного метода

 

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.  Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т. п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (при­кидка, курсовки, контрольные, классификационные состязания). Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1)  в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.);

2)  как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет [8]:

—      стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

содействовать воспитанию волевых качеств.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Соревновательный метод имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором -- в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания)

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы методики игрового и соревновательного методов

2.1 Применение игрового метода в процессе физического воспитания

 

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер [5].

К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.

Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность.

Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач [13].

1. Регулирование нагрузки.

Игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще исключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобретает особые формы. Программирование здесь имеет вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариантов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т. д.). (Л. П. Матвеев, 2017).

Однако, в определенной мере возможно обеспечить регулирование нагрузки (например, путем изменения продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими всевозможными способами), но точность нормирования ее, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения. (Л. П. Матвеев, 2017). Тем не менее, по мнению автора, точность нормирования будет зависеть от опыта и наблюдательности тренера-преподавателя, от его способности определить индивидуальные особенности занимающихся.

2. Исправление ошибок.

Что касается динамичных командных игр, контролировать быстрые движения в игре очень сложно. Нередко командные игроки начинают делать элементарные ошибки, и исправлять их по ходу движения практически невозможно (Харабуга Г.Д., 2019). Поэтому от тренера требуется большая внимательность, наблюдательность, чтобы вовремя заметить ошибки и указать на них своим подопечным. Исправление ошибок в игровом методе представляется весьма сложным процессом, по мнению автора. Особенно это касается подвижных командных игр. Для исправления ошибок следует подбирать и придумывать ролевые или ассоциативные игры, проводимые в медленном темпе. Например, при исправлении ошибок в метании, преподаватель может показать действие в медленном темпе и дать задание ученикам повторить движение в медленном темпе, играя в игру «замедленная съемка».

3. Совершенствование навыков.

По мнению Ашмарина Б.А., игровой метод создает возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств. Более того, по утверждению Матвеева Л. П., игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. (Матвеев Л. П., 2015)

4. Использование игрового метода в любой части урока.

Применять игровой метод представляется возможным как в начальной части урока, при построении, так и основной части. Однако постоянное использование этого метода для всех занятий требует от преподавателя находчивости, изобретательности и фантазии. Например, провести построение можно попросить ученика, предоставив ему роль учителя. В основной части также можно использовать как ролевые игры, так и соревновательные, командные.

Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести весь урок под девизом «Мы готовимся в полет», не использовав при этом ни одной подвижной или спортивной игры. Изучая, предположим, способы переноски грузов, можно организовать его в виде игры «Строим спортивную площадку». (Ашмарин Б.А., 2017)

5. Использование разновидностей игрового метода для различных возрастных групп.

Следует, пожалуй, учитывать, что если для дошкольного и младшего школьного возраста применимы как ролевой игровой метод, так и соревновательно-игровой, то для детей более старшего возраста возможно применить только игровой метод на основе командных игр, то есть соревновательно-игровой метод.

6. Взаимосвязь преподаватель-ученик.

Добиться результатов на уроке помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно-игрового двигательного действия. Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата. (Птушко Н. Н.)

Если ученики выполняют задания верно, то можно переходить к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве.

7. Важность оценки.

В заключительной части урока или выполнения упражнений, обучения движения необходимо подвести итог и озвучить результаты, дать каждому оценку. Если использовался игровой метод соревновательного или командного характера, то оценкой послужит выявление победителей, призовых мест и т. п. Если был использован игровой метод ролевого типа, то следует оценить каждого, дав оценку исполнения «роли». Это закрепит хороший результат и будет являться отличным стимулом на дальнейших занятиях, по мнению автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Применение соревновательного метода в процессе физического воспитания

 

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания). Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение.

Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)[19].

Соревновательный метод широко используется в тренировке спортсменов высокого класса [15].

Соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую среду применения. Предметом соревнования при использовании соревновательного метода могут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала.

Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

1. Сопоставление сил, занимающихся с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность участников в соответствии с установленными правилами.

2. Соревновательный метод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности.

3. Ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельные усилия.

В практике используются несколько методических подходов:

– выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки;

– состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний, освоенных ранее элементов);

– введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);

 – "смещение" соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.

Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях [17].

Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях.

Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов. При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.

Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: "самые лучшие прыгуны", эстафета, "прыжки через мяч", "передай быстрее", "кто дальше бросит", "метание в щит", "количественная передача". Для воспитания выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: "салки", "эстафета с возвращением", "кто быстрее перекатит мяч", "занимай свободное место", "ласточка", "охотники"[18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Упражнения, выполняемые в игровой форме, отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы

Основными методическими особенностями игрового и соревновательного методов являются: обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, наличие соперничества, широкий выбор разнообразных способов достижения цели, соблюдение условий и правил в условиях противоборства,

В практике физического воспитания игровой и соревновательный метод проявляется:

1.                 в виде официальных соревнований различного уровня,

2.                 как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Игровой и соревновательный методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогают они и прививать детям в умело подобранных и построенных педагогом командных играх и соревнованиях навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели. Эффективность обоих методов зависит от их применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.

Список использованных источников

 

1.                 Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания – М.: Академия, 2017. - 174 с.

2.                 Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия, 2015. - 287с.

3.                 Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. – М.: Академия, 2018. - 174с.

4.                 Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева, 2015. -203с.

5.                 Гойхман, П. Н. Трофимов, О. Н. Физическая культура в школе М.: Академия, 2014. - 192 с.

6.                 Гугин, А. А. Уроки физической культуры. -М.: Академия, 2016. -225с.

7.                 Гуревич, И. А. "Физическая культура в школе”, журнал 2015 -№9       

8.                 Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2017. - № 1

9.                 Казначеева, В.П. Теория и методы физического воспитания. М.: Академия, 2015. -270 с.

10.            Каюров, В.С. Книга учителя физической культуры. - М.: Академия, 2015

11.            Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. -М.: Академия, 2015. -305с.

12.            Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учебник. -М.: Академия, 2016. -205с.

13.            Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Академия, 2016. -372с.

14.            Озолин, Н. Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 2003. -402с.

15.            Романенко, М. И. Физкультура. – Киев, 2018. - 260 с.

16.            Теория и методика физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. -М. 2016.

17.            Филиппов, С. С. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2015.

18.            Харабуги, Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник 2015, с.175.

19.            Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта / Под ред. Л. П. Матвеева. -М. 2016.

20.            Янсон, Ю. А. Теория и методы физического воспитания: М.: Академия, 2015. -305с.

21.     Иванков, Ч. Т. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Ч. Т. Иванков. – М., 2018. - 144 с.

22.  Левина, М. С. «Технологии профессионального педагогического образования», 2017. – 178 с.

23.  Научно методический журнал «Физическая культура в школе» 2017.– 23 с.

24.  Подласый, И. П. Педагогика. М., 2015. – 103 с.

25. Столбов, В. В., Финогенова, Л.А. / История физической культуры и спорта: — Москва, Физкультура и спорт, 2017 г. - 424 с.

26.  Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностный аспект игры. //Игра в педагогическом процессе Новосибирск, 2016. – 108 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Примерное содержание основной части урока физической культуры типа круговой тренировки на основе игрового метода

1-й класс

Задача урока: обеспечить воздействие на формирование координационных способностей.

Дозированная нагрузка: количество и интенсивность упражнений лимитируются величиной пульса 140–150 уд/мин.

Ориентировочное время непрерывной работы в пределах: 140–150 уд/мин. – 4 сс, время – 15–30 сек., темп – индивидуальный, время отдыха – 15–30 сек.

Сюжетом урока является игра «Космонавты». Учитель рассказывает о подготовке к полету в космос и о том, как важно быть готовым в условиях полета к физическим перегрузкам, а следовательно, учащимся необходимо повышать свои физические качества.
Рассмотрим схему построения тех станций, через которые последовательно проходят ученики.

Рис. 1

Рис. 1
Схематические представления форм игрового метода на уроке физической культуры по типу круговой тренировки

1-я станция: Подготовка к прохождению всех станций. Прыжки через скакалку. Передачи мяча.

2-я станция: «Перешагивание треугольника».
Один из пары держит гимнастическую палку (руки и палка образовали треугольник), второй ученик перешагивает, стараясь как можно меньше касаться палки.

3-я станция: «Преодоление ручья».
Из гимнастических палок укладывались «ручьи». Надо было перепрыгнуть так, чтобы не попасть в «ручей».

4-я станция: «Делай наоборот».
Один из учеников выполняет упражнения, другой ученик из пары делает эти упражнения наоборот (например: первый стоит руки вперед, другой – присев, руки назад и т. п.).

5-я станция: «Попади в цель».
Нужно попасть в корзину резиновыми кружками (от 3 до 5), кто больше.

6-я станция: «Капли воды».
Один ученик из пары держит теннисные мячи и внезапно опускает один, затем другой. Второй ученик должен поймать падающие «капли воды».

7-я станция: «Хвостики».
Ученики в парах. Каждый ученик старается поймать «хвостик» партнера, укрепленный сзади.

8-я станция: «Передай и посчитай».
Ученики стоят напротив друг друга, бросают мяч, стараясь быстро передать и сосчитать, сколько раз они передали мяч.

Прохождение через станции в данном игровом методе обеспечивает воздействие на воспитание ловкости (координации движений), ориентирования в пространстве, вырабатывает точность движений по временным и силовым характеристикам.
Прыжки с приземлением по заданию и через определенную отметку, жонглирование мячами, метание мяча – это подобранные в игровой форме средства воспитания ловкости.
При прохождении через станции применялись необычные исходные положения (станции 2, 3) и «зеркальный» показ (станция 4), изменялись скорость, темп (станции 3, 8), пространственные границы движения (станции 5, 6).
Для более старших классов возможно усложнение игровых ситуаций, например: на станции 3 ширина «ручья» увеличивается; на станции 5 увеличивается расстояние до цели; на станции 6 используются мячики поменьше или их количество увеличивается до трех, на станции 8 мячи передаются усложненным способом: одной рукой, из-за головы и т. д.

Приложение В

Примерное содержание основной части урока физического воспитания с использованием игрового метода в форме сюжетной полосы препятствий

3-й класс

Задача: Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Сюжет урока: игра «Альпинист».

Рис. 2

Рис. 2
Комплексная полоса препятствий

Препятствия:

1. Вис на брусьях (на руках).
2. Канат (завис на руках и ногах).
3. Бег.
4. Переход через бревно.
5. Кувырок вперед.
6. Переход по скамейке, держа набивной мяч, бросок следующему участнику.
7. Ползание по матам в туннеле.
8. Лазанье по канату.
9. Прыжок через препятствие, соскок в обозначенное место.
10. Подтягивание на руках лежа.
11. Проход через обручи.
12. Переход на четвереньках по скамейке.
13. Прыжки через препятствия.
14. Перекаты боком лежа.

Данная полоса препятствий с использованием игрового метода способствует комплексному развитию физических качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение С

 Содержание подвижной игры «10 передач» с использованием игрового и соревновательного метода.

10 класс

Задачи:

1)    образовательная: закрепить технику передачи мяча различными способами у обучающихся 10 класса на уроке физической культуры при изучении раздела Баскетбол;

2)    оздоровительная: развивать координационные способности и быстроту у обучающихся 10 класса на уроке физической культуры при изучении раздела Баскетбол;

3)    воспитательная: воспитывать ответственность за личные действия в командной игре у обучающихся 10 класса на уроке физической культуры при изучении раздела Баскетбол.

 

Оборудование и инвентарь: баскетбольный мяч 1 шт.; манишки.

 

Ход игры

Учащиеся делятся на 2 команды. Игроки встают по кругу, двое в центре круга разыгрывают мяч. Игроки команды, владеющие мячом, передают мяч друг другу двигаясь в любом направлении. Соперники пытаются перехватить мяч, если же это удается сделать, то они передают мяч.

Побеждает та команда, которая сделает 10 передач подряд при этом не потеряв мяч. 

Игра проводиться на половине площадки.

Правила и условия игры:

-нельзя делать шаги с мячом;

-не бить по рукам тому, у кого мяч;

- если же мяч ушел в аут, то он отдается другой команде;

- выбивать мяч нельзя.

Варианты игры: можно изменить количество передач подряд; играть на неограниченной площадке.

 

1команда

2 команда

преподаватель


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание Введение.......

Содержание Введение.......

Введение Актуальность исследования: возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития

Введение Актуальность исследования: возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития

Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании школьников"

Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании школьников"

Глава 1. Теоретические основы игрового и соревновательного методов 1

Глава 1. Теоретические основы игрового и соревновательного методов 1

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств…

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств…

Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания

Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания

Особенности игрового метода

Особенности игрового метода

Особенности соревновательного метода

Особенности соревновательного метода

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме

В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер [5]

В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер [5]

Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др

Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др

Например, при исправлении ошибок в метании, преподаватель может показать действие в медленном темпе и дать задание ученикам повторить движение в медленном темпе, играя в игру…

Например, при исправлении ошибок в метании, преподаватель может показать действие в медленном темпе и дать задание ученикам повторить движение в медленном темпе, играя в игру…

Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры

Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры

Если использовался игровой метод соревновательного или командного характера, то оценкой послужит выявление победителей, призовых мест и т

Если использовался игровой метод соревновательного или командного характера, то оценкой послужит выявление победителей, призовых мест и т

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения

Сопоставление сил, занимающихся с целью определения победителя

Сопоставление сил, занимающихся с целью определения победителя

Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их…

Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их…

выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: "салки", "эстафета с возвращением", "кто быстрее перекатит мяч", "занимай свободное место", "ласточка", "охотники"[18]. Заключение

выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: "салки", "эстафета с возвращением", "кто быстрее перекатит мяч", "занимай свободное место", "ласточка", "охотники"[18]. Заключение

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и…

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и…

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности

Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании:

Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании:

Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта /

Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта /

Приложение А Примерное содержание основной части урока физической культуры типа круговой тренировки на основе игрового метода 1-й класс

Приложение А Примерное содержание основной части урока физической культуры типа круговой тренировки на основе игрового метода 1-й класс

Рис. 1 Схематические представления форм игрового метода на уроке физической культуры по типу круговой тренировки 1-я станция :

Рис. 1 Схематические представления форм игрового метода на уроке физической культуры по типу круговой тренировки 1-я станция :

Для более старших классов возможно усложнение игровых ситуаций, например: на станции 3 ширина «ручья» увеличивается; на станции 5 увеличивается расстояние до цели; на станции 6…

Для более старших классов возможно усложнение игровых ситуаций, например: на станции 3 ширина «ручья» увеличивается; на станции 5 увеличивается расстояние до цели; на станции 6…

Подтягивание на руках лежа. 11

Подтягивание на руках лежа. 11

Приложение С С одержание подвижной игры «10 передач» с использованием игрового и соревновательного метода

Приложение С С одержание подвижной игры «10 передач» с использованием игрового и соревновательного метода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023