Игровой самомассаж
Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально- экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребенком самому себе. Его ценность заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка, знания преподноситься в доступной и увлекательной форме. И потому в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу сопровождаемому веселыми стихами, яркими образами. Игра- основной вид деятельности ребенка. Игровой самомассаж помогает естественно развиваться организму ребенка: ребенок учится понимать свое тело и между делом развивает моторику, интенсивное воздействие на биологически активные точки стимулирует прилив крови к органам, улучает мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка, успокаивает и нормализует сон. И все это играючи легко и непринужденно. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый родитель, ребенок и для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. При обучении детей приемам самомассажа необходимо рекомендовать выполнять их регулярно, при этом не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру( от кистей рук к плечу и т. д. ) . Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация( потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5- 7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди! » Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Игровой самомассаж, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования. Игровой самомассаж- нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Направление проекта. Оздоровительное( сохранение и укрепление физического и психологического здоровья подрастающего поколения) . Проблема. Незнание детьми элементарных приемов активизации биологических точек, помогающих укрепить и поддержать физическое и психологического здоровье без лекарственных препаратов. Гипотеза. Я считаю, что регулярное выполнение игрового самомассажа снизит % детской заболеваемости, т. к. повысится сопротивляемость организма ребенка, обогатятся знания об окружающем мире, расширится словарный запас. Цель проекта. Содействие сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья детей. Задачи проекта: - создать условия для формирования устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, таким образом формировать привычку к здоровому образу жизни; - развивать самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своего здоровья и жизни; - знакомить детей с доступными способами укрепления здоровья- приемами самомассажа в игровой форме для мобилизации защитных и приспособительных сил организма. Практическая значимость. Результаты проекта могут быть использованы специалистами и родителями в работе с детьми. Основные принципы реализации проекта. Принцип доступности обучения и воспитания. Принцип гуманности. Принцип деятельности. Принцип преемственности. Предполагаемые результаты: - снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья; - позитивные изменения в развитии детей; - познание себя через окружающий мир; - формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья; - знакомство с правилами здорового образа жизни. Сроки и этапы реализации проекта: проект долгосрочный( сентябрь- май) . Организационный этап: - определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий; - предварительная работа по сбору информации; - анкетирование родителей. - организация рабочего места; - подбор наглядного материала( иллюстрации) ; - подбор дидактических игр и упражнений. - оформление уголка для родителей. Основной этап: - беседа по теме; - обучение детей приемам самомассажа в игровой форме; - формирование здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов. Заключительный этап: - рефлексия; - создание фотовыставки «Сам себе массажист»; - анализ и обобщение опыта. - анкетирование удовлетворенности родителей. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Тип проекта: по доминирующему методу( игровой, по количеству участников( групповой, продолжительности( долгосрочный) . Виды игрового самомассажа: - самомассаж лица ( щек) ; - самомассаж кистей и пальцев рук; - Су- Джок терапия; - самомассаж шишками( е л овые, сосновые, кедровые) ; - массаж спины друг другу; - самомассаж карандашами. Игры и упражнения самомассажа Обучение приемам самомассажа: - поглаживание; - растирание; - разминание; - вибрация. «Дождик»- массаж спины друг другу. «Летели утки»- самомассаж лица. «Гусь»- самомассаж пальцев рук. «Наши ушки»- аурикулярный массаж( массаж ушных раковин) . «Пироги»- самомассаж тела. «Вот какая борода»- самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. «Тучка»- самомассаж тела. «Солнышко»- гимнастика для глаз. «Снежинки»- гимнастика для глаз. «Прогулка»- упражнения для профилактики плоскостопия. Самомассаж рук с помощью шарика Су- Джок. Сухие бассейны- небольшие ёмкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Самомассаж рук с помощью шестигранного карандаша. «Липы»- гимнастика для глаз( все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы) . «Цветочек и бабочка»- самомассаж пальцев рук. «Ёжик»- самомассаж головы. Реализация основного этапа проекта. Сентябрь. Беседа с детьми о пользе массажа. Знакомство с названиями некоторых частей тела( кисть, ладонь, мочка, козелок и т. п. ) Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников». Закрепление частей тела в игровой форме. Беседа с детьми «Сам себе массажист». Обучение приемам самомассажа: - поглаживание; - растирание; - разминание; - вибрация. Октябрь «Утка и кот»- массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. Разучивание песни Е. Поплянской «А мы на уроке – играем». «Дождик»- массаж спины друг другу под песню Е. Поплянской «А мы на уроке – играем». «Чтобы не зевать от скуки»- оздоровительный самомассаж всего тела. «Летели утки»- самомассаж лица. «Гусь»- самомассаж пальцев рук. Консультация для родителей" Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук" . «Наши ушки»- аурикулярный массаж( массаж ушных раковин) . Ноябрь «Кто пасется на лугу»- массаж спины друг другу. «Божьи коровки»- самомассаж ног. «Черепаха»- самомассаж тела. Беседа с детьми на тему «Сохранить и укрепить зрение». «Ириски от киски»- самомассаж глаз( по китайской медицине) . «Наши глазки»- самомассаж глаз( по методике йогов) . «Пироги»- самомассаж тела. Декабрь Памятка для родителей «Самомассаж – профилактика простудных заболеваний. «Вот какая борода»- самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. «Тучка»- самомассаж тела. «Белый мельник»- самомассаж лица для профилактики простудных заболеваний. «Лиса»- гимнастика для глаз. «Солнышко»- гимнастика для глаз. «Дедушка Егор»- гимнастика для ног( профилактика плоскостопия) . Январь «Наши ножки»- самомассаж рефлекторных зон ног. «Зайка»- самомассаж носа. Разучивание песни М. Красева «Медведюшка». «Медведюшка»- гимнастика для ног( песня М. Красева «Медведюшка») . «Часовой»- аурикулярный массаж( массаж ушных раковин) . «Снежинки»- гимнастика для глаз. «По таинственной дороге»- гимнастика для стоп. Февраль «Снегопад»- гимнастика для глаз. «Колобок»- упражнение для профилактики плоскостопия. «Наши спинки»- массаж спины друг другу, с целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. «Плотник»- самомассаж рук. «Мы устали»- упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении. «Петух»- упражнения для мышц шеи. «Прогулка»- упражнения для профилактики плоскостопия. Март Разучивание стихотворения «Подарок маме». «Подарок маме»- самомассаж пальцев рук. «Дождик»- гимнастика для глаз. «Наши ножки»- самомассаж стоп. Самомассаж рук с помощью шарика Су- Джок. Памятка для родителей «Самомассаж с помощью шарика Су- Джок». Сухие бассейны – небольшие ёмкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Апрель «Озорные мишки»- самомассаж профессора Ауглина. Самомассаж рук с помощью шестигранного карандаша. Самомассаж рук с помощью бумаги. «Борода»- самомассаж биологически активных зон. Расслабляющий массаж( для снятия физического и эмоционального напряжения) . Консультация для родителей «Закаливаемся с помощью игрового самомассажа». Май «Бабочка»- упражнение для подвижности голеностопного сустава. «Липы»- гимнастика для глаз( все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы) . «Цветочек и бабочка»- самомассаж пальцев рук. «Лес зеленый»- самомассаж лица по китайской медицине( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз) . «Гладила мама- ежиха ежат»- самомассаж ладоней щёткой для волос. «Здравствуйте, пальчики! »- самомассаж пальцев ног. «Ёжик»- самомассаж головы. Фотовыставка, презентация, оформление картотеки игрового самомассажа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.