«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
19.05.2019
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение.
Игровой самомассаж.doc
Консультация
ТЕМА: «Игровой самомассаж как средство
подготовки руки к письму»
Подготовила
учительлогопед высшей категории
Пронина Маргарита Петровна
1 поиска
путей
организации
улучшению
нетрадиционных
способствующим
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН
установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев
развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в
пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук
является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие
ребенка,
артикуляционной моторики,
подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным
средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В современных условиях, связанных с качественным изменением
состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла
необходимость
к
коррекционнообразовательного процесса уже в дошкольном возрасте.
Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с
речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. По этой методике
мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев
рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается
нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных
ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга
от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая
функция. Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в
овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно
видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук,
графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно
развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее час
тей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг
пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями
необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет яв
ляется сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков,
а мускульная память в этот период очень цепкая. Данные электрофизиологи
ческих исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что
речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от паль
цев рук. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на
развитие речевых зон в обоих полушариях, а это служит страховкой от потери
речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Психоневрологи
советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых
рук». Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает
координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы,
помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу
способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений —
торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь,
2 поможет детям с речевым недоразвитием старшего дошкольного и младшего
школьного возраста направить внимание не столько на техническую сторону
письма, сколько на контроль выполненной работы.
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по
ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое
надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, по
хлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и по
очередно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или
шарика (при усложнении используем два), катание ребристого карандаша
как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания
колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности
и др. Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется
выполнять 2 — 3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском саду,
но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно с
самомассажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на
занятиях, прогулке и пр. Дети старшего возраста самомасаж выполняют по 5
— 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо
проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по
4 раза для правой и левой рук. Все массажные движения выполняются по
направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от
кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие
поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения,
нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с
детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют упражнения по словесной
инструкции взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их
усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а кем
то из детей, так и поочередно. Можно подключать общее проговаривание
прямого и обратного счета и др. Начинать следует с прогревающих движений,
так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых
ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение
упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки,
использовать музыкальное сопровождение.
3 Упражнения по самомассажу рук
Растирание ладони
«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней сторо-
не ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки — ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о дру-
га, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим
— И огонь себе добудем.
«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза
влево и вправо.
4 Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать
Растирание пальцев
«Братцы» — обеими руками одновременно растираем о боль-
шие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по
мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него пооче-
редно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-
вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев,
движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
5 Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони,
предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Надеваем браслеты» — одной рукой изображаем «надетый
браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью),
круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет»,
прокручивая его влево-вправо, — выполняем по 2 раза на
каждой руке.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
«Пружинка» — спиралевидное растирание ладонью (кулачком,
ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.
«Гуси» — пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
6 Громко, весело кричали: «Га-га-га, га-га-га,
Очень вкусная трава!»
«Человечки» — указательным и средним пальцами выполняем
точечные движения вдоль предплечья (человечки — «марширу-
ют», «прыгают», «бегут»).
Вариант для «маршировки»
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Вариант для «прыжков»
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Все быстрее: прыг-да-скок.
Вариант для «бега»
Человечки на двух ножках
Побежали по дорожке.
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
7 8
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.