«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»
Оценка 4.7

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
19.05.2019
«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение.
Игровой самомассаж.doc
Консультация ТЕМА:   «Игровой     самомассаж   ­   как     средство подготовки  руки  к  письму»                                                                       Подготовила                                                                       учитель­логопед   высшей категории                                                                       Пронина Маргарита Петровна                                     1 поиска     путей     организации     улучшению     нетрадиционных     способствующим                                    Исследованиями института физиологии  детей и  подростков АПН установлено,   что     уровень   развития     речи     детей   находится     в     прямой зависимости   от  степени   сформированности   тонких   движений   пальцев   рук.   Как   правило, если   движения пальцев развиты в   соответствии   с   возрастом, то   и   речевое   развитие   ребенка в пределах  возрастной нормы. Поэтому  тренировка  движений  пальцев  рук является     важнейшим     фактором,     стимулирующим       речевое     развитие ребенка,     артикуляционной   моторики, подготовке кисти   руки   к   письму   и,   что не   менее   важно,   мощным средством, повышающим  работоспособность  коры  головного   мозга.                         В современных условиях, связанных с качественным изменением состава   детей   в   детских   садах   и    общеобразовательных школах,  возникла необходимость     к коррекционно­образовательного     процесса     уже     в     дошкольном   возрасте. Одним    из     таких     эффективных     направлений   по     подготовке     детей     с речевыми  нарушениями к письму  является  самомассаж рук.  По этой  методике мы учим детей самостоятельно делать  себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук.   Под   воздействием   несложных  массажных   упражнений   достигается нормализация   мышечного  тонуса,   происходит   стимуляция  тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в   коре головного мозга от  двигательных зон   к   речевым, более   благотворно   развивается   речевая функция.  Дети   с   речевой   патологией   испытывают   значительные   трудности   в овладении техникой письма, при переходе от устной речи  к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких  дифференцированных движений рук, графомоторных   навыков.   У  детей   дошкольного   возраста   еще  недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее час­ тей.  В  данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев.   Поэтому  самомассаж   рук   у   детей   с   речевыми   нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет яв­ ляется  сензитивным  для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная  память в этот период очень цепкая. Данные электрофизиологи­ ческих исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области  формируются под влиянием импульсов, поступающих от паль­ цев рук. Важно отметить, что самомассаж   обеих рук благотворно  влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а  это служит страховкой от потери речи в  случаях  травм  черепа,  кровоизлияний   в   мозг   и   т.д.   Психоневрологи советуют всю интеллектуальную   нагрузку давать только на  фоне «разогретых рук».  Самомассаж мышц  предплечья,  кисти   и пальцев  обеих   рук  улучшает координацию   произвольных   движений,   восстанавливает   ослабленные   мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному  переключению движений — торможению   ненужных   и   активизации   необходимых.   Это,   в   свою  очередь, 2 поможет детям с речевым недоразвитием старшего  дошкольного и младшего школьного возраста направить внимание не столько на техническую  сторону письма, сколько на контроль выполненной работы.              При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням,   кистям   и   предплечьям   обеих   рук:   поглаживание,  растирание,   легкое надавливание  кончиками пальцев при массировании,   легкое  пощипывание,   по­ хлопывание,   сгибание   и   разгибание   пальчиков  (как   всех   вместе,  так   и   по очередно). Используются  упражнения:  катание  одного  грецкого  ореха  или шарика (при  усложнении ­ используем  два), катание   ребристого карандаша как   по   внутренней,   так   и   по   тыльной   сторонам   руки,   имитация   скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.  Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2 — 3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском  саду, но     и     дома),   причем   начинать   учебную  деятельность   полезно   именно   с самомассажа.     Можно   использовать   его   в   качестве   физкультминутки   на занятиях, прогулке и пр. Дети  старшего  возраста  самомасаж   выполняют  по 5 — 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение  выполняется   8 раз: по 4   раза   для   правой   и   левой   рук.  Все   массажные   движения   выполняются по направлению к лимфатическим   узлам:   от   кончиков  пальцев  к   запястью  и  от кисти   к  локтю.   После   каждого   упражнения   следует   делать   расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на себе.  Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции  взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а кем­ то   из   детей,  так   и  поочередно.    Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного счета и др. Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж  делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки, использовать музыкальное сопровождение. 3 Упражнения по самомассажу рук Растирание ладони «Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней сторо- не ладони. Очень холодно зимой, Мерзнут ручки — ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. «Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о дру- га, чтоб стало горячо. Мы как древние индейцы Добываем огонек: Сильно палочку покрутим — И огонь себе добудем. «Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. 4 Мы постряпаем ватрушки, Будем сильно тесто мять. Колобочков накатаем, Будем маме помогать Растирание пальцев «Братцы» — обеими руками одновременно растираем о боль- шие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза. Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы, молодцы, Просто чудо-удальцы! «Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него пооче- редно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево- вправо каждый пальчик по 2 раза. Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили. «Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз. Ножик должен острым быть. Будем мы его точить, 5 Чтобы чистил нам морковку И картошку на готовку. «Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки. Пилим, пилим мы бревно Очень толстое оно. Надо сильно постараться, И терпения набраться. «Надеваем браслеты» — одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо, — выполняем по 2 раза на каждой руке. Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем. Влево-вправо, влево-вправо, На другой руке сначала. «Пружинка» — спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой. Мы пружинку нарисуем Длинную и крепкую. Мы сперва ее растянем, А затем обратно стянем. «Гуси» — пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю. Гуси травушку щипали, 6 Громко, весело кричали: «Га-га-га, га-га-га, Очень вкусная трава!» «Человечки» — указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки — «марширу- ют», «прыгают», «бегут»). Вариант для «маршировки» Человечки на двух ножках Маршируют по дорожке, Левой-правой, левой-правой Человечки ходят браво. Вариант для «прыжков» Человечки на двух ножках Стали прыгать по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок, Все быстрее: прыг-да-скок. Вариант для «бега» Человечки на двух ножках Побежали по дорожке. Побежали, побежали, Вдруг споткнулись и упали. 7 8

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»

«Игровой самомассаж - как средство подготовки руки к письму»

«Игровой  самомассаж - как  средство  подготовки  руки  к  письму»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2019