Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
25.02.2018
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”, “Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”.
Форма: урок-соревнование на основе комплекса игровых компьютерных заданий для групповой и индивидуальной работы.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной.
Задачи урока:
Образовательные:
• Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами явления:
- внешними признаками;
- условиями протекания и наблюдения;
- научным объяснением на основе физической теории;
- связями с другими явлениями;
- проявлениями в природе и жизнедеятельности человека;
- техническими и другими практическими применениями;
Игровой урок.doc
Игровой уроксоревнование для 7го класса "Физические явления"
Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических
явлениях, изученных в 7м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”,
“Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”.
Форма: уроксоревнование на основе комплекса игровых компьютерных заданий для групповой и
индивидуальной работы.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие
ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами
явления:
внешними признаками;
условиями протекания и наблюдения;
научным объяснением на основе физической теории;
связями с другими явлениями;
проявлениями в природе и жизнедеятельности человека;
техническими и другими практическими применениями;
Формирование кооперативной и проблемной компетенций;
Развитие представлений о многообразии физических явлений и их важной роли в окружающем
мире;
Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся;
Формирование мыслительных умений анализировать явления, делать выводы и обобщения;
Проверка уровня самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний
Воспитательные:
Развития:
в различных ситуациях;
Развитие устной речи.
Этап
1. Организационный
1 мин.
2. Актуализация ранее
изученного
4 мин.
3. Повторение
учебного материала
при выполнении заданий
конкурсов
32 мин.
4. Итоговый
3 мин.
План проведения урока
Деятельность учащихся
Класс делится на две команды и занимает свои места. Жюри (учащиеся
старших классов) готовятся оценивать результаты конкурсов.
Учитель: “Наша жизнь бесконечная череда сменяющих друг друга явлений,
просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических
явлений”.
Учащиеся фиксируют названия явлений, анализируя наблюдаемое.
Учащиеся выполняют задания, формирующие ключевые компетенции. См.
табл. “Конкурсы”, “Развитие компетенций…”
Подведение итогов, сообщение жюри о результатах соревнований.
Оцениваются самые активные и знающие учащиеся. Домашнее задание.
Конкурсы
№
задания
1
конкурс
Название
Формируемые учебные навыки и умения
“Что наша жизнь? …
Череда явлений?”
Распознавание внешних отличительных признаков явлений
и условий их протекания 2
конкурс
3
конкурс
4
конкурс
5
конкурс
6
конкурс
7
конкурс
8
конкурс
“Заполни корзины:
“явления” и “эксперименты””
“Механическое движение”
“Назови и объясни явления” (по
ассоциации с рисунком)
“Установи соответствие”
“Галерея портретов физиков”
“Анимация”
“Ключом ко всякой науке
является вопросительный знак”
О. де Бальзак
Закрепление понятий: физический и химический
эксперимент, физическое и химическое явление
Повторение определений: равномерное и неравномерное
движения, прямолинейное и криволинейное движения
Объяснение явлений:
диффузия, взаимодействие молекул, механическое
движение, инерция, магнитное взаимодействие, свободное
падение, смачивание, давление и атмосферное давление
Описание физического явления уравнением
(количественный уровень)
Формирование знаний по истории физики
Использование физических явлений в технических
устройствах
Обобщение знаний о явлениях (составление вопросов к
коллажу)
Развитие компетенций и личностных качеств учащихся в процессе подготовки и проведения
урока
Компетенции
Развитие личностных качеств и
психических процессов
Способы и приемы деятельности
Коммуникативная Аудиальный и визуальный каналы
восприятия;
чувство прекрасного (художественное,
звуковое оформление электронной
презентации урока);
умение вести диалог, слушать и слышать.
Кооперативная
Развитие внимания, памяти;
уважительное и критичное отношение к
партнеру;
дисциплинированность, трудолюбие;
самореализация в коллективном
творческом деле.
Проблемная
Развитие мышления;
анализ, синтез, обобщение, конкретизация
в процессе выполнения заданий;
воля, упорство, концентрация внимания.
Развитие речи, общение с
одноклассниками и
старшеклассниками, учителем,
проговаривание возможных
вариантов ответов, выбор темы
презентации, вариантов её
оформления, обсуждение вопросов с
родителями.
Целенаправленное взаимодействие с
учителем физики, консультантами,
учителем информатики, группой
учащихся, распределение ролей в
команде, обмен идеями,
материалами, поиск оптимальных
решений.
Теоретическое объяснение реальных
физических явлений, установление
связей и зависимостей реальных
процессов, поиск и проверка
решения, анализ примеров,
применение знаний в новых
ситуациях;
самостоятельное выдвижение и
решение учебной задачи. Информационная Все мыслительные операции, включение
всех каналов восприятия, воображения,
образность мышления, его критичность,
умение ориентироваться в потоке
информации, повышение информационной
культуры, мобильности личности.
Сбор информации из разных
источников в процессе подготовки к
уроку (литература, интернет,
периодическая печать, телевидение);
её обработка и оформление
(компьютерная минипрезентация,
составление вопросов, теоретическая
подготовка по теме);
использование компьютера на уроке.
Конспект урока
Подготовка урока: ребята заранее делятся на две команды, примерно равные по силам. Каждая
выбирает себе капитана, консультантов, которые занимаются со слабо успевающими, все повторяют
теоретический материал по темам и ведут поиск интересных материалов о всевозможных физических
явлениях их разных источников информации (материалы можно оформить в любом виде и сдать на
проверку учителю). Учеба становится для всех интересной, у учеников повышается мотивация, всем
хочется добиться хороших результатов. Развиваются коммуникативные и кооперативные навыки
учащихся.
Учащимся говорю, что будет учитываться активность каждого и команды в целом. В роли судей — их
старшие товарищи из 10 класса (заранее подготовленные учителем на кружке). Готовлю ведомость, в
которую жюри будет вносить оценки (по 5и бальной шкале) за каждый ответ.
В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов. Самые активные и успешные ученики
оцениваются пятерками.
I этап. Организационный момент (1мин).
Приветствие учителя и приглашение учащимся занять свои места согласно номеру команды (№1 и
№2).
Жюри готовится оценивать результаты конкурсов. На доске тема: “Физические явления”.
II этап. Актуализация ранее изученного.
1 конкурс. “Что наша жизнь?.. Череда явлений? (4 мин)
Учитель: “Наша жизнь – бесконечная череда сменяющих друг друга разнообразных явлений. Задание:
просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических явлений, анализируя
наблюдаемое”.
Деятельность учащихся: звучит ритмичная музыка, учащиеся просматривают видеофрагмент,
анализируют, письменно фиксируют названия и вид явлений (т. е происходит систематизация ранее
изученного). Затем представители команд поочереди зачитывают названия: кто больше.
Возможные ответы: движение автомобиля (механическое явление), кипение воды (тепловое явление),
радуга (световое) и т.п.
Жюри задает дополнительные вопросы командам, например: “Почему падание капли дождя –
механическое явление?”. Ответ: “Так как происходит изменение ее положения относительно дерева,
земли”.
“Почему кипение воды – тепловое явление?” “Так как оно связано с изменениями температуры
тела”.
Результат: выделяются существенные признаки явлений: механических, тепловых, световых,
электрических, звуковых и т.п.
III этап. Основной (32 мин).
Повторение материала в ходе применения знаний при выполнении конкурсных заданий.
Учитель (или помощникстаршеклассник) своевременно включает компьютерные задания по ходу
урока.
2 конкурс. Заполни корзины: “явления” и “эксперименты”.
Представители команд выполняют по 5 заданий, работая за компьютером, перетаскивая “мышью”
картинки в корзины: “наблюдения физических явлений в быту и природе”;
“наблюдения химических явлений в быту и природе”;
“физический эксперимент”;
“химический эксперимент”.
Все учащиеся имеют возможность тем временем сделать самопроверку своих знаний.
Результат: закрепляются понятия: эксперимент и явление с их отличительными признаками и
условиями протекания.
3 конкурс. “Механическое движение”.
Учитель: “Ребята, механическое движение — очень распространенное физическое явление в
окружающем нас мире. Какой вид движения иллюстрируется на фотографии?”
Ученики: (по одному от команды) выполняют задание, работая с компьютерной моделью, обозначая
виды движения на основании знаний о них: равномерное и неравномерное; прямолинейное,
криволинейное или по окружности.
На большом экране фиксируются правильные ответы, жюри протоколирует результаты.
Результат: повторение видов механического движения.
4 конкурс. Учитель объявляет название следующего конкурса “Назови и объясни явление”.
“Включая” образное мышление учащиеся рассматривают “картину явления”, читают на экране
задание и поочереди по поднятию руки кратко отвечают, выполняя самопроверку, нажатием кнопки
“ответ”. Объясняемые явления: диффузия чая в горячей воде, смачивание стеклянной пластины
водой, движение бегуна на спортивной дорожке, явление инерции при насаживании молотка на
рукоятку, магнитное явление — притяжение стальной скрепки к магниту, притяжение листьев к земле
при листопаде, трение качения в шариковом подшипнике, смачивание губки водой, давление на опору
шины автомобиля и ноги человека, атмосферное давление удерживает столбик ртути в трубке
Торричелли.
В результате, объясняя физические явления на основе теоретических знаний, ученики
устанавливают причинноследственные связи и совершенствуют умения выражать свою мысль в
устной речи.
5 конкурс. Помощникстаршеклассник объявляет название “Установи соответствие”.
В этом задании отрабатывается умение характеризовать явление количественно, то есть
математическим соотношением, выражающим связь между физическими величинами,
характеризующими явление, повторяются основные формулы.
Это задание выполняется фронтально письменно каждым учащимся, и листы сдаются в жюри для
оценки (записи краткие: цифраномер явления, буква соответствующая ему формула).
Установленные соответствия таковы:
6 конкурс. Учитель: “Друзья, а сейчас: “Галерея портретов физиков”. Назовите ученых и их
основные научные достижения в области физики”.
Учащиеся, посовещавшись, отвечают.
В галерее для команды № 1 портреты: Галилео Галилея, М.В.Ломоносова, Отто фон Герике; Роберта
Гука; для команды № 2: Исаака Ньютона, Блеза Паскаля, Архимеда, Торричелли.
Результат: происходит углубление знаний по истории физики.
7 конкурс. “Анимация”.
Учитель инструктирует: просмотрев анимацию первый раз в беззвучном режиме, во второй раз —
озвучьте анимацию, описав работу технического устройства. Первой команде предлагается модель
“Работа гидравлического тормоза автомобиля”, второй — “Работа насоса”.
Команды обсуждают ситуации, возможна помощь команды. Этот интересный конкурс требует умений
быстро мыслить и синхронно с “видео” пояснить происходящее на экране. Возможно, это конкурс
капитанов.
Результат: Раскрывается роль физических явлений в создании полезных человеку технических
устройств. Осмысление знаний и их применение для объяснения новых ситуаций.
8 конкурс. “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак”. Это задание было
домашним. Постановка вопроса — действенное средство развития мышления, так как его придумывание помогает проникнуть в сущность явления, уяснить свойства и связи. Команда
составляла коллаж и вопросы к нему, оформляла минипрезентацию в электронном виде по
следующим, самостоятельно выбранным темам: “Давление” и “Смачивание, несмачивание”, чтобы на
уроке представить их командесопернице. После краткого совместного обсуждения представители
команд давали ответы на вопросы.
Прозвучали, например, вопросыответы:
“Для чего острия режущих инструментов делают как можно более острыми?” – “Уменьшая площадь
опоры, на которую действует сила давления, увеличиваем производимое давление”, или “Почему
плащдождевик не промокает?” – “На границе тканьвода происходит явление несмачивания, так как
молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам ткани”.
Жюри оценивало содержание, оформление презентации; качество вопросов и ответов учащихся.
IV. Итоговый этап.
Жюри сообщает о результатах соревнования, называя победившую команду, вручая командам
памятные грамоты.
Все самые активные и знающие учащиеся получают отличные и хорошие оценки.
Учитель дает творческое домашнее задание: напишите сочинение по теме “Физические явления”,
связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. Рассказ должен
быть, вопервых, логически связанным, вовторых, не только повествовать о физических явлениях, но
и объяснять их.
Замечание. Набор конкурсов и заданий в них может варьироваться в зависимости от особенностей
класса и уровня подготовленности учащихся.
Презентация.
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.