Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Оценка 4.8

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
25.02.2018
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления" Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических явлениях, изученных в 7-м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”, “Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”. Форма: урок-соревнование на основе комплекса игровых компьютерных заданий для групповой и индивидуальной работы. Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной. Задачи урока: Образовательные: • Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами явления: - внешними признаками; - условиями протекания и наблюдения; - научным объяснением на основе физической теории; - связями с другими явлениями; - проявлениями в природе и жизнедеятельности человека; - техническими и другими практическими применениями;
Игровой урок.doc
Игровой урок­соревнование для 7­го класса "Физические явления" Тип урока: урок повторения учебного материала об основных физических  явлениях, изученных в 7­м классе по темам “Первоначальные сведения о строении вещества”,  “Взаимодействие тел”, “Давление твердых тел, жидкости и газов”. Форма: урок­соревнование на основе комплекса игровых компьютерных заданий для групповой и  индивидуальной работы. Цель урока: закрепление и совершенствование знаний учащихся по выше указанным темам, развитие  ключевых компетенций: кооперативной, коммуникативной, проблемной, информационной. Задачи урока: Образовательные:   Повторение и проверка знаний учащихся о физических явлениях с основными атрибутами  явления: ­ внешними признаками; ­ условиями протекания и наблюдения; ­ научным объяснением на основе физической теории; ­ связями с другими явлениями; ­ проявлениями в природе и жизнедеятельности человека; ­ техническими и другими практическими применениями;  Формирование кооперативной и проблемной компетенций; Развитие представлений о многообразии физических явлений и их важной роли в окружающем  мире;  Формирование коммуникативной и информационной культуры учащихся;  Формирование мыслительных умений анализировать явления, делать выводы и обобщения;  Проверка уровня самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний  Воспитательные:  Развития:    в различных ситуациях; Развитие устной речи. Этап 1. Организационный  1 мин. 2. Актуализация ранее  изученного  4 мин. 3. Повторение учебного материала при выполнении заданий­ конкурсов  32 мин. 4. Итоговый  3 мин. План проведения урока Деятельность учащихся Класс делится на две команды и занимает свои места. Жюри (учащиеся  старших классов) готовятся оценивать результаты конкурсов. Учитель: “Наша жизнь ­ бесконечная череда сменяющих друг друга явлений, просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических  явлений”.  Учащиеся фиксируют названия явлений, анализируя наблюдаемое. Учащиеся выполняют задания, формирующие ключевые компетенции. См.  табл. “Конкурсы”, “Развитие компетенций…” Подведение итогов, сообщение жюри о результатах соревнований.  Оцениваются самые активные и знающие учащиеся. Домашнее задание. Конкурсы № задания 1  конкурс Название Формируемые учебные навыки и умения “Что наша жизнь? … Череда явлений?” Распознавание внешних отличительных признаков явлений  и условий их протекания 2  конкурс 3  конкурс 4  конкурс 5  конкурс 6  конкурс 7  конкурс 8  конкурс “Заполни корзины: “явления” и “эксперименты”” “Механическое движение” “Назови и объясни явления” (по  ассоциации с рисунком)  “Установи соответствие” “Галерея портретов физиков” “Анимация” “Ключом ко всякой науке  является вопросительный знак”  О. де Бальзак Закрепление понятий: физический и химический  эксперимент, физическое и химическое явление Повторение определений: равномерное и неравномерное  движения, прямолинейное и криволинейное движения Объяснение явлений:  диффузия, взаимодействие молекул, механическое  движение, инерция, магнитное взаимодействие, свободное  падение, смачивание, давление и атмосферное давление Описание физического явления уравнением  (количественный уровень) Формирование знаний по истории физики Использование физических явлений в технических  устройствах Обобщение знаний о явлениях (составление вопросов к  коллажу) Развитие компетенций и личностных качеств учащихся в процессе подготовки и проведения урока Компетенции Развитие личностных качеств и психических процессов Способы и приемы деятельности Коммуникативная Аудиальный и визуальный каналы  восприятия;  чувство прекрасного (художественное,  звуковое оформление электронной  презентации урока); умение вести диалог, слушать и слышать. Кооперативная Развитие внимания, памяти;  уважительное и критичное отношение к  партнеру; дисциплинированность, трудолюбие; самореализация в коллективном  творческом деле. Проблемная Развитие мышления;  анализ, синтез, обобщение, конкретизация в процессе выполнения заданий; воля, упорство, концентрация внимания. Развитие речи, общение с  одноклассниками и  старшеклассниками, учителем,  проговаривание возможных  вариантов ответов, выбор темы  презентации, вариантов её  оформления, обсуждение вопросов с  родителями. Целенаправленное взаимодействие с  учителем физики, консультантами,  учителем информатики, группой  учащихся, распределение ролей в  команде, обмен идеями,  материалами, поиск оптимальных  решений. Теоретическое объяснение реальных  физических явлений, установление  связей и зависимостей реальных  процессов, поиск и проверка  решения, анализ примеров,  применение знаний в новых  ситуациях;  самостоятельное выдвижение и  решение учебной задачи. Информационная  Все мыслительные операции, включение  всех каналов восприятия, воображения,  образность мышления, его критичность,  умение ориентироваться в потоке  информации, повышение информационной культуры, мобильности личности.  Сбор информации из разных  источников в процессе подготовки к  уроку (литература, интернет,  периодическая печать, телевидение);  её обработка и оформление  (компьютерная мини­презентация,  составление вопросов, теоретическая подготовка по теме); использование компьютера на уроке. Конспект урока Подготовка урока: ребята заранее делятся на две команды, примерно равные по силам. Каждая  выбирает себе капитана, консультантов, которые занимаются со слабо успевающими, все повторяют  теоретический материал по темам и ведут поиск интересных материалов о всевозможных физических  явлениях их разных источников информации (материалы можно оформить в любом виде и сдать на  проверку учителю). Учеба становится для всех интересной, у учеников повышается мотивация, всем  хочется добиться хороших результатов. Развиваются коммуникативные и кооперативные навыки  учащихся. Учащимся говорю, что будет учитываться активность каждого и команды в целом. В роли судей — их старшие товарищи из 10 класса (заранее подготовленные учителем на кружке). Готовлю ведомость, в  которую жюри будет вносить оценки (по 5­и бальной шкале) за каждый ответ. В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов. Самые активные и успешные ученики  оцениваются пятерками. I этап. Организационный момент (1мин). Приветствие учителя и приглашение учащимся занять свои места согласно номеру команды (№1 и  №2). Жюри готовится оценивать результаты конкурсов. На доске тема: “Физические явления”. II этап. Актуализация ранее изученного. 1 конкурс. “Что наша жизнь?.. Череда явлений? (4 мин) Учитель: “Наша жизнь – бесконечная череда сменяющих друг друга разнообразных явлений. Задание: просмотрите видеофрагмент и назовите как можно больше физических явлений, анализируя  наблюдаемое”. Деятельность учащихся: звучит ритмичная музыка, учащиеся просматривают видеофрагмент,  анализируют, письменно фиксируют названия и вид явлений (т. е происходит систематизация ранее  изученного). Затем представители команд поочереди зачитывают названия: кто больше. Возможные ответы: движение автомобиля (механическое явление), кипение воды (тепловое явление),  радуга (световое) и т.п. Жюри задает дополнительные вопросы командам, например: “Почему падание капли дождя –  механическое явление?”. Ответ: “Так как происходит изменение ее положения относительно дерева,  земли”. “Почему кипение воды – тепловое явление?” ­ “Так как оно связано с изменениями температуры  тела”. Результат: выделяются существенные признаки явлений: механических, тепловых, световых,  электрических, звуковых и т.п. III этап. Основной (32 мин). Повторение материала в ходе применения знаний при выполнении конкурсных заданий. Учитель (или помощник­старшеклассник) своевременно включает компьютерные задания по ходу  урока. 2 конкурс. Заполни корзины: “явления” и “эксперименты”. Представители команд выполняют по 5 заданий, работая за компьютером, перетаскивая “мышью”  картинки в корзины: “наблюдения физических явлений в быту и природе”; “наблюдения химических явлений в быту и природе”; “физический эксперимент”; “химический эксперимент”. Все учащиеся имеют возможность тем временем сделать самопроверку своих знаний. Результат: закрепляются понятия: эксперимент и явление с их отличительными признаками и  условиями протекания. 3 конкурс. “Механическое движение”. Учитель: “Ребята, механическое движение — очень распространенное физическое явление в  окружающем нас мире. Какой вид движения иллюстрируется на фотографии?” Ученики: (по одному от команды) выполняют задание, работая с компьютерной моделью, обозначая  виды движения на основании знаний о них: равномерное и неравномерное; прямолинейное,  криволинейное или по окружности. На большом экране фиксируются правильные ответы, жюри протоколирует результаты. Результат: повторение видов механического движения. 4 конкурс. Учитель объявляет название следующего конкурса “Назови и объясни явление”.  “Включая” образное мышление учащиеся рассматривают “картину явления”, читают на экране  задание и поочереди по поднятию руки кратко отвечают, выполняя самопроверку, нажатием кнопки  “ответ”. Объясняемые явления: диффузия чая в горячей воде, смачивание стеклянной пластины  водой, движение бегуна на спортивной дорожке, явление инерции при насаживании молотка на  рукоятку, магнитное явление — притяжение стальной скрепки к магниту, притяжение листьев к земле при листопаде, трение качения в шариковом подшипнике, смачивание губки водой, давление на опору  шины автомобиля и ноги человека, атмосферное давление удерживает столбик ртути в трубке  Торричелли. В результате, объясняя физические явления на основе теоретических знаний, ученики  устанавливают причинно­следственные связи и совершенствуют умения выражать свою мысль в  устной речи. 5 конкурс. Помощник­старшеклассник объявляет название “Установи соответствие”. В этом задании отрабатывается умение характеризовать явление количественно, то есть  математическим соотношением, выражающим связь между физическими величинами,  характеризующими явление, повторяются основные формулы. Это задание выполняется фронтально письменно каждым учащимся, и листы сдаются в жюри для  оценки (записи краткие: цифра­номер явления, буква ­ соответствующая ему формула). Установленные соответствия таковы: 6 конкурс. Учитель: “Друзья, а сейчас: “Галерея портретов физиков”. Назовите ученых и их  основные научные достижения в области физики”. Учащиеся, посовещавшись, отвечают. В галерее для команды № 1 портреты: Галилео Галилея, М.В.Ломоносова, Отто фон Герике; Роберта  Гука; для команды № 2: Исаака Ньютона, Блеза Паскаля, Архимеда, Торричелли. Результат: происходит углубление знаний по истории физики. 7 конкурс. “Анимация”. Учитель инструктирует: просмотрев анимацию первый раз в беззвучном режиме, во второй раз —  озвучьте анимацию, описав работу технического устройства. Первой команде предлагается модель  “Работа гидравлического тормоза автомобиля”, второй — “Работа насоса”. Команды обсуждают ситуации, возможна помощь команды. Этот интересный конкурс требует умений  быстро мыслить и синхронно с “видео” пояснить происходящее на экране. Возможно, это конкурс  капитанов. Результат: Раскрывается роль физических явлений в создании полезных человеку технических  устройств. Осмысление знаний и их применение для объяснения новых ситуаций. 8 конкурс. “Ключом ко всякой науке является вопросительный знак”. Это задание было  домашним. Постановка вопроса — действенное средство развития мышления, так как его придумывание помогает проникнуть в сущность явления, уяснить свойства и связи. Команда  составляла коллаж и вопросы к нему, оформляла мини­презентацию в электронном виде по  следующим, самостоятельно выбранным темам: “Давление” и “Смачивание, несмачивание”, чтобы на  уроке представить их команде­сопернице. После краткого совместного обсуждения представители  команд давали ответы на вопросы. Прозвучали, например, вопросы­ответы: “Для чего острия режущих инструментов делают как можно более острыми?” – “Уменьшая площадь  опоры, на которую действует сила давления, увеличиваем производимое давление”, или “Почему  плащ­дождевик не промокает?” – “На границе ткань­вода происходит явление несмачивания, так как  молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам ткани”. Жюри оценивало содержание, оформление презентации; качество вопросов и ответов учащихся. IV. Итоговый этап. Жюри сообщает о результатах соревнования, называя победившую команду, вручая командам  памятные грамоты. Все самые активные и знающие учащиеся получают отличные и хорошие оценки. Учитель дает творческое домашнее задание: напишите сочинение по теме “Физические явления”,  связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. Рассказ должен  быть, во­первых, логически связанным, во­вторых, не только повествовать о физических явлениях, но  и объяснять их. Замечание. Набор конкурсов и заданий в них может варьироваться в зависимости от особенностей  класса и уровня подготовленности учащихся. Презентация.

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"

Игровой урок-соревнование для 7-го класса "Физические явления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018