Игровые моменты на уроках и в группе продленного дня для детей с выраженным недоразвитием интеллекта
Коррекционно — развивающая работа
осуществляется в различных направлениях в
зависимости от задач, поставленных учителем — логопедом. Во многих случаях
предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и
мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях учитель
сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда
результатов.
Желательно чтобы учитель следил
за речевой деятельностью детей в каждом периоде
коррекционного процесса. Учитель наблюдает за проявлениями речевой активности
детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в
собственной речи учащихся, усвоенных грамматических форм. В случаи необходимости
учитель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует
повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой
образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под
руководством учителя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в
своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого учитель привлекает внимание
ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог
учителя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно
прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать
«отсроченное исправление». Речь учителя должна служить образцом для детей с
речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной,
выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных
конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Учитель обязан хорошо знать
индивидуальные особенности детей с системным
недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные
затруднения, на изменения условий общения.
Особое внимание учителя должно
быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко
выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической
незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи
возникновение запинок, на которые не следует фиксировать внимание детей. О таких
проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.
Воспитание мотивации к логопедическим
занятиям и урокам по развитию речи имеет
особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес
к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам
занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи,
закреплению достигнутых результатов.
Учитель должен уделять внимание
формам работы, стимулирующим инициативу,
речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с
дефектом.
Таким образом, учитель должен
хорошо знать реальные и потенциальные способности
учащихся, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с
помощью взрослого.
Процесс усвоения родного языка,
совершенствования формируемых на логопедических
занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных
способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое
использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд,
разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное,
умственное и эстетическое) развитие.
В
процессе
воспитания важно организовать возможность межличностного общения
детей, совместные игры и занятия. У обучающихся при этом формируются и
закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.